Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.
В течение 12 лет я работаю учителем начальных классов в гимназии, и у меня неоднократно возникал вопрос: почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Причин много, но одной из них я считаю ту, что дети не умеют читать быстро, осознанно, что у педагогов, работающих в начальном звене, отсутствует система целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать с удовольствие и желанием, я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся. Я использую на своих уроках чтение по таблицам, дыхательную и артикуляционную гимнастику, работу со скороговорками и чистоговорками, работу в парах, по настроениям, игру “Мнимое слово”, развивая, тем самым у детей не только умение быстро читать, но и умение мыслить. Все это позволяет проводить уроки интересно, разнообразно, так, что они нравятся всем детям, с удовольствием погружающимся в мир литературы. Часто я провожу открытые уроки для родителей, привлекаю их к изготовлению наглядного и раздаточного материала, что оказывает благоприятное воздействие как на взрослых, так и на детей, повышает культуру чтения в семье.
На фестиваль “Открытый урок” я предлагаю 2 конспекта уроков чтения во 2 классе. Обучение чтению я провожу по интересным, сложным и, на мой взгляд, очень глубоким по содержанию учебникам Р.Н. и Е.В. Бунеевых. Для достижения поставленных целей на этих уроках мною используются несколько компонентов: различные виды работы, элементы опережения, большая словарная работа, связь с окружающей жизнью, создание проблемных ситуаций, элементы литературного анализа, игровые моменты. В течение 11 лет я занимаюсь с детьми по этим книгам и убедилась в эффективности этой работы: 85-95 % учащихся читают 120-130 слов в минуту, красиво говорят, смело излагают свои мысли, доказывают свою точку зрения. Предлагаю моим коллегам изучить и использовать в своей работе эту технологию, а тем, кто работает по ней, я думаю, мои разработки уроков помогут в их педагогической деятельности.
Тема урока: “Былины. Богатырские сказки”.
Тип урока – комбинированный урок.
Цели и задачи урока:
- совершенствование техники чтения учащихся;
- развитие речи учащихся, обучение анализу и обобщению полученных знаний;
- работа над выразительностью чтения;
- знакомство с историей России, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование:
- индивидуальные тренажеры для развития техники чтения;
- мордашки (изображения настроения – хмурый и рассерженный);
- репродукция картины М.В. Васнецова “Богатыри”;
- кроссворд;
- учебники Р.Н. и Е.В. Бунеевых “Маленькая дверь в большой мир”, ч.1.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).
1. Разминка.
Учитель: Как всегда, прежде чем начать урок, займемся разминкой. С какой целью мы развиваем речевой аппарат, дыхание? (Ответы учащихся) Сели удобно. Начинаем:
Упражнения для развития речевого аппарата: шпагат, лопаточка, лошадка, лягушка, гармошка, чистим зубы, вкусное варенье.
Упражнения для развития дыхания: шарик, свечка, работа по таблице согласных:
т – а
о-т-а
о-т-а-м
в-о-т-а-м
2. Работа по таблице № 2.
Чтение вслух вверх и вниз, громко – тихо, быстро – медленно, через одно слово, мальчики- девочки, самостоятельно в своем темпе.
Упражнение для развития глаз (тик-так, частое моргание, найти нужную точку на доске и зафиксировать внимание).
Учитель: Молодцы! Мы готовы читать и говорить.
II. Повторение изученного материала.
Учитель: Какие цели мы ставим перед
собой на уроках чтения? (Научиться читать бегло,
грамотно, выразительно, учиться мыслить,
выражать свое мнение, развивать память, мышление.)
Какой большой раздел мы сейчас изучаем? (Сказочные
богатыри.) Кого на Руси называли богатырями?
Каких русских богатырей вы знаете? Где мы можем
прочитать о богатырях? Что такое былины? О чем
рассказывается в былинах? Где исполнялись
былины? Кто исполнял былины и как? (Ответы
учащихся.) С какой былиной мы с вами
познакомились на предыдущем уроке? (Былина
“Илья Муромец и Святогор”.)
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на с. 196. Прежде чем прочитать, подумаем, как именно мы будем читать? Какую цель поставим перед чтением былины? (Необходимо учитывать трудные слова, необычное ударение в некоторых словах, а главное – читать былины нужно напевно, спокойно, размеренно.)
1. Работа с былиной “Илья Муромец и Святогор”:
Выборочное чтение.
Учитель: Найдите ответы на вопросы и прочтите:
- Как встретились Илья Муромец и Святогор?
- Что ответил Святогор Илье Муромцу на удар?
- Почему стал спотыкаться конь Святогора?
- О чем попросил Илья Муромец Святогора?
Проверка домашнего задания.
Учитель: Молодцы! А теперь мне бы хотелось узнать, какие вы выучили отрывки и как сможете прочитать их наизусть перед своими одноклассниками. Как мы должны читать наизусть? (Читать нужно без ошибок, передавать характер произведения, вкладывать душу в читаемый отрывок.)
Заслушиваются 1 или 2 человека, ответы анализируются и оцениваются классом..
2. Физминутка.
Учитель: А теперь отдохнем. (Проводится физминутка.)
III. Работа над новой темой.
1. Работа с репродукцией картины М. В. Васнецова “Богатыри ”.
Учитель: Что, кроме литературы, помогает узнать и понять историю Руси и жизнь русских богатырей? (Историю Руси помогает узнать музыка и изобразительное искусство.)
2. Рассматривание картины и знакомство с историзмами и архаизмами: шелом, палица, меч, щит и т.д. (по усмотрению учителя).
3. Работа по сказке “На заставе богатырской” (с.200 – 206).
Учитель: Мы хорошо поработали над былиной. А как называются сказки о богатырях? Чем отличается сказка от былины?
Практическая работа.
Чтение и разбор трудных по прочтению и значению слов (чтение детьми слов про себя, вслух с учителем спокойно, анализ лексического значения, вслух в быстром темпе):
степь Цицарская застава атаман податаман есаул |
горностайка шатер казарская земля чуженица загребущие завидущие |
Чтение по цепочке (по абзацам).
Учитель: А теперь, ребята, читаем текст, стараясь представить картину читаемого. (Чтение сказки.) Что вы представили после прочтения сказки? Кто и что запомнил? В каких званиях были богатыри? (Ответы учащихся.)
Работа в парах.
Учитель: Давайте проверим, как вы поняли текст. Каждой паре нужно составить вопрос и задать любому ученику (Кем были известные богатыри? Почему Добрыня определил чужого коня? и др.)
Работа над техникой чтения:
- упражнение “буксир” (чтение I части);
- “догонялки” (чтение разных отрывков по усмотрению учителя по всем частям сказки ).
3. Работа с масками.
Учитель: Посмотрите внимательно на эти маски. Как можно охарактеризовать настроение, которое на них изображено? (Хмурый и рассерженный.) Найдите и прочитайте отрывки, соответствующие этим настроениям. (Работа учащихся с учебником.) Умницы!
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: А теперь, чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке, отгадаем кроссворд по 1 части сказки. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в выделенном столбце вы прочтете ответ на вопрос: “Знаешь ли ты 1 часть сказки?”
з | а | с | т | а | в | а | |||||||
н | и | к | и | т | и | ч | |||||||
б | о | г | а | т | ы | р | и | ||||||
с | т | е | п | ь | |||||||||
а | л | е | ш | а | |||||||||
х | в | а | с | т | а | т | ь | с | я |
- Пограничное укрепление, оборонное сооружение.
- Податаманом был Добрыня …
- Чудесные, сильные, храбрые воины.
- Место нахождения богатырской заставы.
- Имя есаула Поповича.
- О Гришке Илья Муромец сказал: “Начнет он в бою …и погибнет понапрасну”.
Учитель: Молодцы! Что получилось в выделенном столбце? (Знаешь.)
V. Итог урока.
1. Сопоставление целей с результатами работы на уроке.
Учитель: Вы отлично знаете текст 1 части и так же отлично должны знать все произведение в нашей книге. Поэтому запишем домашнее задание: с.202 – 206 - дочитать, найти дополнительную литературу о богатырях. А теперь подумаем: достигли ли мы целей, поставленных в начале урока. (Ответы детей.)
2. Оценивание работы учащихся на уроке.