Роль школьного психолога в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Необходимость родительского всеобуча

Представьте себе хирурга, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдёт, если он будет оперировать наугад? В таком случае больному останется только посочувствовать.

Зачастую родителей можно сравнить с таким хирургом. Понимая необходимость воспитания, они действуют и воспитывают детей интуитивно и, в общем-то, не всегда правильно. Воспитание в таких семьях идёт без цели и задач, спонтанно, часто посредством критики, поучений, упрёков, а иногда с применением физических методов наказания. Нередко родители в повседневной жизни забывают о своих прямых обязанностях и вспоминают об этом в тот момент, когда оказываются в кабинете директора вместе с сыном или дочерью. Всё это не способствует формированию психически здоровой личности, психологически грамотного общества.

Нередко бывает и так: родитель более или менее осознаёт, в чём именно заключается правильное воспитание, а на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают “всё не так”, пытаются вести себя по-новому, быстро срываются, теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

Никто не будет оспаривать такой вывод: родителей надо и просвещать, и обучать способам правильного общения с детьми.

Эти задачи в нашей школе решаются с помощью такой формы как родительский всеобуч. Функциональной группой, включающей двух психологов, социального педагога, медицинского работника, логопеда, завуча по воспитательной работе, было проведено анкетирование всех родителей по вопросам, касающимся работы медико-психолого-педагогической службы. Очень встревожило то, что многие родители не видят проблем в отношениях с детьми, их не интересуют сведения по педагогике и психологии, не очень-то верят, что специалисты, в частности психолог, могут им помочь. Они в то же время есть родители, которые чётко формулируют свои запросы. Полученная информация помогла составить тематику родительских собраний конкретно в каждом классе.

Собрание, конечно, хорошая форма работы, но минус такой формы – то, что родители являются пассивными слушателями, собрание воспринимают как лекцию и уходят часто с нерешёнными проблемами. Поэтому уже второй год в школе наряду с тематическими родительскими собраниями проводится такое направление родительского всеобуча, как “Родительская школа”, главной задачей которой являются ответы на те вопросы, которые оказались нерешёнными после родительских собраний. Если собрание проводится для родителей одного класса или параллели и его посещение является обязательным, то на занятия “Родительской школы” приглашаются все желающие. Рассылаются индивидуальные приглашения для родителей учащихся начальной школы, классным руководителям среднего и старшего звена также сообщается о дате проведения занятий. В приглашениях сообщается тема, предлагаются вопросы, которые предстоит обсудить. В содержание занятий включаются некоторые научные сведения, результаты исследований и экспериментов учёных-психологов [3,5], а также опыт самих родителей. Таким образом, при данной форме работы родители уже не являются пассивными слушателями, а принимают активное участие в дискуссии по интересующим вопросам.

Об эффективности проведённых занятий говорят отзывы родителей:

Полезно очень посещать ваши занятия.

Думаю, что занятия очень нужны. Очень жаль, что они не проводились раньше.

Советы, затронутые на занятии, были интересны, в дальнейшем просим проводить их, посещать постараемся регулярно.

У вас на консультации хотелось бы бывать чаще. Это полезные уроки, которые нужны родителям.

Занятия очень полезны и поучительны. Хотелось, чтоб почаще были занятия. Тем самым мы к детям будем менять своё отношение, ошибок в воспитании у нас много.

Следует обратить внимание, что по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество индивидуальных обращений родителей к психологу. В основном они приходят в связи с возникшими проблемами переходного возраста, поведением в школе. Это говорит о том, что родителей очень волнуют взаимоотношения с собственными детьми и они готовы идти навстречу и детям, и учителям, чтоб этот трудный период прошёл достаточно благополучно для обеих сторон. Такой интерес родителей, по-видимому, появился ещё и потому, что практически во всех классах в течение учебного года психологи школы выступили на родительских собраниях, где говорилось о возрастных особенностях учащихся разных возрастов, о трудностях в саморазвитии, в общении со сверстниками, с родителями; все родители приглашались на индивидуальные консультации.

Не секрет, что родители неохотно идут на консультации, нечасто обращаются за помощью. Привлечь родителей помогли и “Родительская школа”, и новые формы проведения родительских собраний. Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребёнка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы я ставлю для себя, готовясь к родительским собраниям, которые стараюсь разрабатывать и проводить нестандартно. Одно из таких собраний я предлагаю вашему вниманию.

Родительское собрание (4-й класс).

Тема. “Готовность младших школьников к обучению в среднем звене школы”

Цель.

Осознание родителями сложности перехода детей в среднюю школу и необходимости помощи младшим школьникам в этот период.

Задачи.

Раскрыть особенности младшего школьного возраста
Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено
Дать представление о готовности к обучению в среднем звене
Познакомить с результатами диагностики
Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов

Подготовка к собранию.

Диагностика сформированности мыслительных процессов учащихся 4-х классов [7].
Опрос школьников: “Что вы ждёте от обучения в 5-м классе?”, “Кто и как вам поможет плыть по волнам новых знаний и достижений?”

Выступление психолога.

Дорогие родители. Вспомните 1 сентября, когда 4 года назад вы привели своих малышей в 1-й класс. Какими они были робкими, несмышлеными. Как вы старались их подбодрить, помочь в первые трудные дни и недели в школе. Потом дети взрослели, переходили из класса в класс, привыкли к школе и втянулись в учебный процесс. Но не забывайте, что в течение школьной жизни будет ещё немало подводных камней. Один из таких трудных периодов – переход из начальной школы в среднее звено.

Особенности младшего школьника

Прежде чем мы остановимся на основных компонентах готовности к переходу в среднее звено школы, я хочу обратить внимание на особенности младшего школьника, которые должны сформироваться к 10 годам.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптимален для развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Развиваются навыки общения со сверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено школы

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания родителей. Не составляет исключения и переход учащихся 9–11 лет из начальной школы в неполную среднюю. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности определённых учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п.

Однако этот уровень развития далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей.

Работа в группах

Поработайте, пожалуйста, в группах, и попробуйте вычленить основные трудности, с которыми могут встретиться ваши дети в 5-м классе.

Примечание: родители в группах называют основные проблемы, встречающиеся у пятиклассников; психолог комментирует, дополняет.

Встреча с новыми учителями потребует умения контактировать и налаживать отношения с взрослыми.

Разочарование” школьников в своей позиции ученика: отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе.

На эмоциональное самочувствие ребёнка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями. Формируется достаточно устойчивый статус ученика в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, причём, как показывают многие исследования, в дальнейшем в большей степени имеет тенденцию сохраняться именно неблагополучный статус.

В этот переходный период возникает кризис самооценки: от 4-го к 5-му классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Появляется потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Неуспеваемость связана с недостаточным развитием психических процессов, с особенностями личности (характера, темперамента, эмоциональной устойчивости).

Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учёбы – всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием к полноценному формированию личности.

Рекомендации родителям:

Формировать познавательный интерес и положительную мотивацию учения через систему поощрений успехов, умений, знаний, достижений учащихся; внимательно относиться к школьной жизни ребёнка, ненавязчиво оказывать посильную помощь; помогать в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций с ровесниками и взрослыми. Более подробно о трудностях переходного периода мы можем поговорить в индивидуальной беседе.

Родители часто не видят межличностных проблем детей-школьников. Об этом дети говорят сами (“Со мной не дружат”, “Я не нравлюсь…” и т.п.). Также это можно выявить психологическими тестами или психологическим наблюдением за учениками во время уроков, перемен, внешкольных мероприятий. А трудности в усвоении школьной программы мы можем вычленить на простом практикуме.

Практикум (рассчитан на вычленение трудностей мыслительных процессов).

Родителям, разбитым на группы даются упражнения, задачи, числовые выражения из курса 5-го класса. Необходимо представить себя пятиклассником и назвать, какую трудность вызвало бы выполнение этого задания.

Пример.

Родители. Не могу подобрать проверочных слов в упражнении на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Психолог. На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Родители. Испытываю трудность в решении задачи разными способами.

Психолог. Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.

Родители. Испытываю затруднения при пересказывании текста.

Психолог. Причинами этого можно назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.

Родители. Не понимаю задания.

Психолог. Возможно, у вашего ребёнка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности.

Родители. Допускаю ошибки при сложении, умножении многозначных чисел.

Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности.

Примечание. Такой практикум помогает родителям из школьной трудности ученика, которую он видит ежедневно, вычленить психологическую проблему.

Готовность к обучению в средней школе

По каким же показателям можно судить о том, насколько учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю? Можно выделить следующие составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе”:

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
  2. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
  3. Качественно иной, более “взрослый” тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Не каждый ребёнок безболезненно может преодолеть этот рубеж. Как же узнать, будут ли проблемы именно у вашего ребёнка, возникнут ли у него трудности? Для этого мы проводили диагностику готовности к переходу в среднее звено школы. Чтобы вы имели представление, что представляет собой эта диагностика, мы проведём с вами одну из методик на сформированность такого компонента, как работоспособность, которую я предлагаю детям.

Методика “Счёт”[7]. Инструкция: необходимо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 10 минут (для родителей – 2 минуты). За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами. Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

Пример:

5 4 9 3 2 5
9 5 4 9 3 2 и т.д.

Второй способ:  сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Пример:

5 9 4 3 7 0
9 4 3 7 0 7 и т.д.

В течение 1 минуты (родителям – по 30 секунд) должны действовать по первому способу, а потом, по сигналу, - по второму способу, поставив вертикальную черту, а затем через минуту опять перейти к первому способу и т.д. (родители выполняют задание).

Кому-то это задание показалось трудным, кому-то смешным или, наоборот, утомительным. С помощью этой методики выявляется ряд сторон учебной деятельности и особенностей психического развития, прежде всего такой важный параметр, как “ориентировка на систему требований”. Несформированность этой способности к концу обучения в 4-м классе служит препятствием для успешной учёбы и в более старших классах. Успешное выполнение этого задания требовало от четвероклассников определённого уровня развития памяти, устойчивости, переключения, концентрации внимания, так как им нужно было не только “принять” инструкцию, т.е. правила, но и удержать их в уме в течение некоторого времени. Общая успешность результатов по методике “Счёт” связана также со степенью сформированности и чисто учебного умения – качества устного счёта.

Посмотрите, как с этим и другими заданиями справились ваши дети (раздаются результаты диагностики на каждого ребёнка).

Результаты диагностики (выявлен уровень развития логических операций мышления: классификация, сравнение, обобщение, теоретический анализ, выделение существенных признаков предметов и явлений; уровень развития работоспособности, саморегуляции; уровень развития смысловой памяти; развитие речевых способностей).

После каждого заключения вам даются рекомендации по работе с вашим ребёнком. Общие рекомендации могут быть такими:

  • Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, теоретический анализ, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями
  • Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции устойчивости, концентрации и переключения внимания
  • Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке
  • Использовать различную популярную развивающую литературу для занятий с детьми (детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т.п.); различные игры и упражнения можно взять у психолога.

Практическая работа

Несколько игр я хочу предложить вам сегодня.

“Найди ошибку” (эта игра тренирует внимание, развивает орфографическую зоркость). Предлагается текст, в котором допущены ошибки на изученные правила [2].

“Логические задачи” (развивает логическое мышление, формирует способность к рассуждению). Предлагается за определённый отрезок времени решить как можно больше задач на логическое мышление [4].

Игра со счётными палочками (развивает практическое мышление, пространственное воображение). На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:
1) один квадрат и четыре треугольника (ответ – на рисунке 2);
2) два квадрата и четыре треугольника (ответ – на рисунке 3)? [6].

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Эти игры и упражнения можете найти в детских журналах, развивающей литературе и поиграть со своим ребёнком и его одноклассниками. Особенно полезно использовать их тем детям, у кого психические процессы недостаточно сформированы для обучения в среднем звене школы.

Скорее всего, переход из начальной школы в среднее звено для ваших детей не будет лёгким. Причин этому может быть много: недостаточное развитие логического мышления, особенности темперамента, может быть возникнут трудности с учителями. Я не могу на одном собрании обо всём рассказать подробно. Поэтому приглашаю всех заинтересованных в этой проблеме родителей на индивидуальную консультацию. Если у вас есть затруднения, приходите ко мне.

Итак, вашим детям предстоит переход в 5-й класс. Что они ждут от будущей учёбы? Кто и как им поможет плыть по волнам новых знаний, достижений, а может иногда и разочарований. Что дети думают об этом – вы сейчас узнаете. Наш “кораблик” тоже отправляется в плавание (“кораблик” с пожеланиями детей родителям, приготовленными заранее на одном из классных часов, отправляется по партам). Берите любое высказывание ребёнка и прочитайте его внимательно. Вы увидите, что дети нуждаются в нашей поддержке, понимании, доброте и заботе. Не забывайте об этом в следующем, очень важном для вашего сына или дочери, году.

В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Литература:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999.
2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Рус.яз.: Нач.шк.: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2001.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”, 2001.
4. Зак А., Развитие логического мышления детей 5 – 16 лет. - Ярославль: “Академия развития”, 2000.
5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000.
6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.