Урок проводится в рамках новой педагогической технологии. Ее девизом может быть высказывание:
“Было время, когда считали возможным сообщить образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…” (А. Дистервег).
Исходя из этого, на своих уроках я стала чаще использовать исследовательский, поисковый уровень обучения, предлагая каждому ученику задания, соответствующие его возможностям.
- Дать ученику возможность сделать маленькое открытие на уроке – это значит, научить детей не только любить предмет, но и подходить к нему исследовательски, творчески.
- Равенство всех участников.
- Ненасильственное привлечение к процессу деятельности
- Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативности.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: путешествие по страницам устного журнала а также представление урока в виде презентации в Microsoft PowerPoint.
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов отличающие их от организации других царств живой природы; продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов. Рис. 1.
- Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
- Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Средства обучения: плодовые тела шляпочных грибов, мукор на хлебе или овощах, грибы – паразиты, таблицы, рисунки с изображением грибов, микроскопы, покровные стекла.
Кабинет украшен фотографиями, репродукциями с изображением грибов, выпущены газеты о съедобных и ядовитых грибах. Столы сдвинуты таким образом, чтобы учащимся было удобно работать в группе.
I. Индукция
Учитель: Наш урок я хочу начать с такой фразы: “Самые знакомые и самые таинственные существа”. Действительно с грибами люди знакомы давно. Во всяком случае, еще в Древнем Риме прекрасно знали не только о вкусовых достоинствах грибов, но и об их ядовитых свойствах. И все же, несмотря на давнее знакомство, грибы – существа таинственные. Люди издавна интересовались ими. Имеются описания грибов, сделанные в IV веке до нашей эры. Но и тогда, и много позже никак не могли понять, что же собой представляют грибы.
На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов и ответить на вопрос: “В чем таинственность этих существ?”. Познать и проникнуть в тайны этих загадочных существ нам поможет путешествие по страницам устного журнала.
Первая страница журнала – историческая. Сделав остановку на ней, мы совершим экскурсию в историю микологии.
Вопрос учителя: Что называется микологией?
Учащиеся: Наука о грибах (от греческого слова “микос” – гриб) зародилась на Балканском полуострове, заселенном в то время греками.
Вопрос учителя: Как шло развитие этой науки?
Учащиеся I: Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V веку до нашей эры. Живший на столетие позднее Гиппократа древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами. А один из его учеников, впоследствии признанный в ученом мире как отец ботаники, Теофраст, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые.
Учащиеся II: Еще в XVIII веке некоторые ученые вполне серьезно доказывали: грибы – дьявольские существа, порожденные нечистыми силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения. Рис. 2
Здравомыслящие люди не очень-то верили в дьявольское или божественное происхождение грибов. Но что они собой представляют, тоже не знали. Одни ученые относили грибы к минералам, другие – к растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы. Правда, есть растения, у которых отсутствует какой-либо один из этих признаков. Но зато остальные налицо. А у грибов нет ни корней, ни листьев, ни цветов.
Учащиеся III: Известный итальянский ботаник Микели, посвятивший всю жизнь изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов есть цветы с тычинками, но без околоцветников. Случайно он стал очевидцем довольно странного явления. Как-то Микели положил на лист чистой белой бумаги пластинками вниз шляпку шампиньона и забыл про нее. А когда поднял шляпку, то увидел на бумаге еле заметный геометрически правильный узор, состоящий из пылинок. Ученый взял увеличительное стекло и стал рассматривать таинственные пылинки. Но они оказались такими мелкими, что он ничего не увидел. Аналогичный опыт Микели выполнил с сыроежками, осиновиком. И заметил, что грибная пыль по-разному окрашена. Микели решил прорастить грибные “семена” и добился успеха, ученый испытал чувство великой радости, когда своими глазами увидел грибные проростки. Своими опытами Микели положил конец разговорам о возникновении грибов от ударов молнии, от гниения, от обильной росы или просто от тени. Рис. 3
Учитель: Микели столкнул с мертвой точки науку о грибах, продвинув ее вперед. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или к растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы приближаются к животным, но с другой стороны, по способу питания и другим признакам они близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство для грибов.
II. Афиширование
Представители каждой группы высказали мнение об истории развитии науки – микология.
Учитель: Мы услышали много различных мнений о том, как развивалась наука микология. А теперь я вас попрошу прикрепить на первую страницу свои выступления, термин микология, портреты ученых, которые внесли свой вклад в развитие этой науки.
Вторая страница, на которой мы остановимся, называется исследовательская.
Что же общего и различного у грибов с другими живыми организмами? Рис. 4
Ответы учащихся:
- Клетки грибов имеют плотную клеточную оболочку, как и клетки растений.
- Грибы могут расти в течение всей своей жизни, как и растения. Животные же растут только в течение определенного периода жизни.
- Грибы размножаются с помощью спор, как и растения.
- Грибы, как и растения не способны самостоятельно передвигаться.
- Грибы сами не создают питательные органические вещества, как это делают растения. Они питаются, как животные, готовыми органическими веществами.
III. Самоконструкция
Учащиеся получают натуральные объекты (грибы), муляжи и инструктивные карточки. Работа осуществляется по группам.
I группа:
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов, найдите основные части гриба: пенек и шляпку.
2. На пеньке гриба с помощью лупы рассмотрите плотно расположенные нити грибницы.
3. Зарисуйте поперечный срез плодовых тел трубчатого и пластинчатого шляпочных грибов и подпишите названия частей.
4. Из выданных вам муляжей отберите пластинчатые и трубчатые грибы. Укажите, по какому признаку вы их отбирали.
5. Выпишите названия трубчатых и пластинчатых грибов, отобранных вами из набора.
II группа:
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите белую плесень (мукор) на хлебе невооруженным глазом и при малом увеличении микроскопа (в 60 раз). Рис. 5. Найдите грибницу и плодовые тела.
2. Рассмотрите мукор под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите грибницу, плодовое тело, споры.
3. Зарисуйте мукор в тетради и подпишите названия его основных частей.
4. Сделайте вывод об особенностях строения мукора.
III группа.
Инструктивная карточка.
1. Какие грибы называются паразитами?
2. Какие грибы-паразиты повреждают посевы культурных растений?
3. Как происходит поражение растений головней?
IV группа:
Инструктивная карточка.
1. Каково строение, питание и размножение трутовика?
2. Какой вред приносят трутовики деревьям?
3. Как бороться с ними?
V группа:
Инструктивная карточка.
1. С помощью школьного определителя грибов определить род, вид предложенных грибов.
2. Значение данных грибов в природе, в жизни человека.
IV. Социоконструкция
Учитель предлагает каждой группе высказать свое мнение о грибах, которые им были предложены, ответив на вопросы инструктивной карточки, и сделать общий вывод.
Вывод учащихся: Сейчас известно более ста тысяч видов грибов. Среди них есть и микроскопические и грибы-великаны. Они отличаются друг от друга по строению и внешнему виду и значению. В этом мы убедились, работая с инструктивными карточками. Рис. 6.
Учитель просит учащихся на страницу “Исследовательская” прикрепить карточки с изображением шляпочных, плесневых, паразитических грибов.
Затем учитель предлагает ребятам послушать экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и найти ошибки, совершенные школьниками.
Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.
Ошибки, совершенные школьниками.
1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы-дерево”.
3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается.
4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами, металлические банки разрушаются через сто лет.
5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить.
Учитель: Итак, мы подошли к следующей странице нашего устного журнала, “Лечебное и промышленное использование грибов”.
Знаете ли Вы, какими лечебными свойствами обладают грибы?
Ответы учащихся (короткие сообщения).
1. Японские микологи утверждают, что от раковых заболеваний вылечивает искусственно выращенный вид древесных грибов под названием “спитаке” из рода лентинус. Этот гриб растет в нашей стране на Дальнем Востоке.
2. Из тонкой свинушки биохимиками получен экстракт, способствующий распаду некоторых видов злокачественных опухолей.
3. Желчный гриб обладает желчегонным действием. В нем содержатся вещества, которые способствуют нормальному функционированию печени.
4. Из боровика получен алкалоид герцинин повышающий жизнедеятельность организма. Лечебный препарат применяется при стенокардии, сердечной недостаточности.
5. Древнегреческие врачи считали, что африканские трюфели придают человеку бодрость и силу.
6. На стволах берез паразитирует трутовик под названием пиптопорус. Но если этот гриб губит деревья, то человеку он приносит пользу. Из плодового тела этого гриба получают ценный противовоспалительный препарат.
Учитель: Грибы полезны не только лечебными свойствами. Грибы имеют и промышленное использование.
Учащиеся: Из многоцветной губчатой мякоти трутовика народные умельцы изготавливают забавные вещи: статуэтки, шкатулки, игрушки.
Голландский сыр получают под действием молочно-кислых бактерий и добавляют белую грибную плесень, а в рокфор – зеленую плесень. Грибы человек использует в приготовлении кисло-молочных продуктов, силосовании, хлебопечении, медицине.
На данную страницу прикрепляются рисунки с изображением грибов которые обладают лечебными свойствами и имеют промышленное использование.
V. Рефлексия
Учащимся предлагается выполнить компьютерный тест на закрепление материала.
ТЕСТ
1. Как размножаются грибы?
а) семенами;
б) почкованием;
в) спорами;
г) простым делением
2. Как размножаются дрожжевые грибы? Рис. 7.
а) простым делением;
б) спорами;
в) почкованием;
г) семенами
3. Из каких грибов люди получили первое лекарство-антибиотик? Рис. 8.
а) мукор;
б) подберезовик;
в) пеницилл;
г) мухомор
4. Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?
а) плесневые грибы;
б) все грибы;
в) шляпочные грибы;
г) дрожжевые грибы
5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?
а) плодовое тело;
б) мицелий
6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?
а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;
б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки;
в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки
7. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?
а) пенек;
б) корни;
в) мицелий;
8. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
а) из волокон;
б) из гиф;
в) из ситовидных труб;
г) из сосудов
Учитель: Мир грибов гораздо богаче того, который мы видим в лесу. Это действительно, своеобразное царство природы населенное очень непохожими организмами, объединенными общим названием – грибы. Сделав остановки на каждой странице устного журнала, мы узнали многое об этих загадочных существах – грибах. Подводятся итоги путешествия.