Проект урока
Характеристика класса:
– Класс многопрофильный, с тремя профильными группами: гуманитарная, физико-математическая, естественнонаучная.
- Уровень обученности за 1 триместр:
На “5” – 15 чел.– 55,5 %
На “4” – 11 чел.– 40,7 %
На “3” – 1 чел. – 3,7 %
- Уровень воспитанности: достаточный и высокий
- Уровень сформированности ОУУН (общеучебных умений и навыков): умеют работать с различными источниками информации, умеют организоваться, умеют работать в группах и парах.
- Способности: выше средних. Активны.
- Характеристика развития психических свойств: достаточный уровень познавательного интереса; есть потребность в знаниях, установка на учение.
- Характеристика темы.
- Система целей урокa.
Тема данного урока составляет одну из трёх главных тем курса ОБЖ “Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях”. Урок по радиационной безопасности является итоговым. Эта тема имеет значимое место в изучении курса ОБЖ, так как главная задача изучения ОБЖ – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение распознать и оценить опасности, определять способы надежной защиты от них.
Общедидактическая цель (ОДЦ): Создание условий для самостоятельного применения ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия. Закрепление и систематизация знаний, коррекция ЗУН.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект:
- Создать условия для систематизации знаний, помочь учащимся целостно представить проект изученной темы и его применение в новых условиях.
- Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях.
Развивающий аспект:
- Обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- Создать условия для развития у школьников умения работать по времени;
- Эмоционально-ценностное личностное отношение к жизни: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изученного материала и содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета в данной области.
Воспитательный аспект:
- Создать условия для формирования коммуникативной культуры, для формирования умений работать в группах, умение выслушивать и уважать мнение других.
Адаптированная цель для учащихся (уровневая):
А – сделать правильно
Б – уметь объяснить и доказать
В – перенос, применение и оформление.
- Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
- Структура урока:
Этапы |
Дидактические цели |
Показатели реального результата решения задач |
1. Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3. Основной этап. Закрепление знаний и способов действий. Применение знаний в новой ситуации. | Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации. |
4. Контроль и проверка знаний. | Объявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
5. Подведение итогов. | Анализ и оценка успешности достижения цели. | Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
6. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации способов деятельности общения). | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
5. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД).
– общеклассная,
– групповая,
– парная,
– индивидуальная.
6. Методы обучения:
– объяснительно-иллюстративный,
– проблемное изложение,
– репродуктивный,
– частично- поисковый.
7. Система контроля на уроке: за достижением промежуточных и конечных результатов: сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и экспертной группы.
Технологическая карта ученика
Урок-занятие по закреплению знаний по теме “Радиационная безопасность”
Учебные этапы (УЭ) |
Деятельность ученика |
Советы учителя |
УЭ–0 Формули ровка целей к уроку |
1). Краткая
вступительная беседа. На доске написаны слова: ударная волна, лучевая болезнь, дезактивация, йодная профилактика. Подумайте, какие ассоциации у вас возникают при чтении этих слов. А если добавим к этому, что урок заключительный в теме, как изменяться ваши рассуждения? -Запишите тему на листочке. 2). Выбор или постановка цели.
3). Самостоятельно ознакомиться с дополнительной литературой, которая поможет вам в самообразовании. |
Т–2 мин. Когда? Где? Зачем? Нужны уроки и знания по данной теме. Т–3 мин.
В конце урока подойдите к выставке литературы. |
УЭ – 1 Подготовка к основному этапу. |
1). Состав
экспертной группы (ЭГ): Юрецкая Т.Г. – учитель химии, Данилова Г.Н. – учитель физики, Десятникова Т.Г. – методист ИМЦ. 2). Работа по индивидуальной карте учащегося (ИКУ) – разминка. А) Дать определения понятиям, ответ записать в ИКУ. Б) К дате записать событие. 3). Самопроверка: соберите в группах ИКУ, сдайте ЭГ и проверьте себя – даты на доске, определения в тетради. 4) ЭГ проверяет ИКУ. |
Оценивает работу
каждого, результаты заносят в таблицу.
Дать определение по тому определению и к дате событие, которое соответствует цвету вашего жетона (использовать БЛОК-СХЕМУ № 1) Т –3 мин. Т – 1 мин.
Ответы в таблицу |
УЭ–2 Основной этап |
1 этап:
1) Работа индивидуальная и парная.
2). Работа в группах. Используя БЛОК ИНФОРМАЦИИ №2, прочитайте вопросы и ответьте.
3) Блок информации №2 сдать в ЭГ
II этап – Работа в группах с БЛОКОМ ИНФОРМАЦИИ №3.
Вы должны А – перечислить алгоритм действий в данной ситуации (4 балла) Б – обыграть, доказать, что алгоритм выбран верно (еще 4 балла) В – оформить материально “проект” (еще 4 балла) А) зачитайте ситуационную задачу Б) решение проблемы через алгоритм действий В) защита “проекта” |
Проходит
параллельно с п.2) Т – 7 мин. Ответы запишите в графе “Ответы”. Работая вместе, помните о том, что вы не должны мешать окружающим. При необходимости воспользуйтесь помощью учителя. Т – 15 мин. Можно использовать любые подручные средства. Ваш “проект” может быть рекламой, алгоритмом, схемой, рисунком, плакатом и т.д. Разрешается Поддержка, комментирование. НО! Результат будет хорош при полноценном слушании своих товарищей. Дискутируя ПОМНИ: критикуй идеи, а не людей. Выясните и выслушайте все идеи и факты. Группа – до 4 мин. Общее Т – 16-18 мин |
УЭ –3 Контроль и проверка знаний |
Выступление экспертной группы. | Т – 2 мин |
УЭ – 4 Подведение итогов |
Общая работа. Подведите мысленно итог на уроке: посмотрите на те цели, которые вы поставили в начале занятия. Ответьте на вопрос: смогли мы достичь их с помощью тех заданий, которые выполняли на уроке. |
Подсказки: –я узнал(а) новое… – я хорошо усвоил алгоритм… – я убедился в необходимости… – я понял, что еще мало знаю по этой теме… и т.д. |
УЭ – 5 Рефлексия |
Индивидуальная
работа с ОЦЕНОЧНЫМ ЛИСТОМ. Оцени свою деятельность на данном уроке. |
Ваша самооценка нужна не для оценки в журнал, а для учителя, подвести свой итог по этой теме |
Блок-схема № 1
Дезактивация | 1895 г. | Ядерное оружие | 1986 г. |
Радиация | 1945 г. | Эпицентр | 1957 г. |
Лучевая болезнь | 1954 г. | Дозиметричекие приборы | 1979 г. |
Ударная волна | 1896 г. |
Таблица экспертной группы для оценивания учащихся.
№ гр. | Список учащихся | УЭ–1 |
УЭ–2 |
Итог |
||||||
Определение | Дата | 1 |
2 |
|||||||
Индивидуальная | Парная | Групповая работа | Сит. зад. А |
Сит. зад. Б |
Сит. зад. В |
|||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
… | ||||||||||
7 б. | 7 б. | 5 б. | 5 б. | 5 б. | 2+4+4 | 4+4+4 | 6+4+4 | 38-43 б.- “5” 32-38 б.- “4” |
За каждое правильное определение, дату, ответ – по 1 баллу (в УЭ–1, УЭ–2 : индивидуальной, парной, групповой работах).
Работа индивидуальная.
- К радиационно-опасным объектам относятся:
- В зависимости от характера разрушений в очаге ядерного поражения выделяются четыре зоны разрушения. Из приведенных вариантов выберите правильный:
- Самым опасным излучением для человека является:
- Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ:
- Внимательно прочитайте задание и определите,
какие дозы облучения людей (в рентгенах)
соответствует следующим признакам поражения:
А) через несколько часов после облучения появляется лучевая болезнь Ш степени, которая в большинстве случаев приводит к смертельному исходу,
Б) после однократного облучения появляется рвота, чувство усталости, в организме сокращается количество белых кровяных телец, серьезной потери трудоспособности не наступает,
В) отсутствуют признаки поражения,
Г) пораженные погибают в первые дни облучения в результате молниеносной формы лучевой болезни.
А) взрывоопасные производства на промышленных
предприятиях,
Б) производства, связанные с применением,
хранением и переработкой легковоспламеняющихся
и горючих жидкостей,
В) предприятия по производству ядерного топлива,
Г) предприятия цветной и черной металлургии,
Д) атомные электростанции,
Е) хранилища твердых и жидких радиоактивных
отходов,
Ж) транспортные ядерные энергетические
установки,
З) предприятия нефтеперерабатывающей
промышленности,
И) предприятия угольной промышленности,
К) научно-исследовательские организации, имеющие
ядерные установки и стенды,
Л) системы ядерного оружия, склады с ядерными
боеприпасами и заводы по их производству.
А) Зоны полных, сильных, средних и слабых
разрушений,
Б) Зоны сплошных, массовых, частичных и резких
нарушений,
В) Зоны общих, местных, отдельных и
второстепенных разрушений.
А) альфа-излучение,
Б) бета- излучение,
В) гамма-излучение.
А) стелются по земле на небольшой высоте и таким
образом могут распространяться на несколько
десятков километров,
Б) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или
других внешних признаков,
В) способны вызвать поражение не только при
непосредственном соприкосновении с ними, но и на
расстоянии (до сотен метров) от источника
загрязнения,
Г) моментально распространяются в атмосфере
независимо от скорости и направления ветра,
Д) имеют специфический запах сероводорода,
Е) поражающее действие радиоактивных веществ не
могут быть уничтожены химически и (или)
каким-либо другим способом, т.к. радиоактивный
распад не зависит от внешних факторов, а
определяется периодом полураспада данного
вещества.
Блок информации № 2
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Ядерное оружие – это… | |
2 | Поражающими факторами ядерного взрыва являются… | |
3 | За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон земли? | |
4 | Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? | |
5 | Световое излучение – это… |
Блок информация № 3. Группа №1
Тема: Радиационная безопасность. Ядерное оружие.
Ситуационные задачи.
Уровни: А – 2 балла; Б – 4 балла; В – 6 баллов
А) Вы услышали сирену в городе “Внимание всем!”.Прослушали сообщение о чрезвычайной ситуации на АЭС и о возможной эвакуации населения. Ваши действия.
Б) Вы получили сообщение об аварии на АЭС, которая находится от вас в 20 км. Ваши действия.
В) Вы – военные. Вас направили на ликвидацию аварии на АЭС. Правила поведения при работах.
Блок – информация № 3. Группа №2
Тема: Радиационная безопасность. Ядерное оружие.
Ситуационные задачи.
Уровни: А – 2 балла; Б – 4 балла; В – 6 баллов
А) Вы услышали сирену в городе “Внимание всем!”. Прослушали сообщение о чрезвычайной ситуации на АЭС и о возможной эвакуации населения. Ваши действия.
Б) Ваши действия после получения сообщения о хищении и вскрытии на хранилище ядерных отходов.
В) 1945 год… Вы житель японского поселка в 50 км от Нагасаки. Ваши действия после ядерного взрыва.
Блок Информации №3. Группа №3
Тема: Радиационная безопасность. Ядерное оружие.
Ситуационные задачи.
Уровни: А – 2 балла; Б – 4 балла; В – 6 баллов
А) Вы услышали сирену в городе “Внимание всем!” прослушали сообщение о чрезвычайной ситуации на АЭС и возможной эвакуации населения. Ваши действия.
Б) В город, где вы проживаете, привезли пострадавших в аварии на АЭС. Ваши действия при помощи пострадавшим.
В) Вы научный сотрудник в исследовательском институте. При работе от высокой температуре одна из установок дала трещину, а процесс деления атомов продолжается. Ваши действия.
Оценочный лист
Фамилия, имя____________________________________ Группа_____________
Оцени свою деятельность на данном уроке по учебным этапам (УЭ):
* – знаю отлично, работал самостоятельно
! – знаю хорошо, помогали товарищи
? – Знаю удовлетворительно, нужна помощь
УЭ 0 (цели) –
УЭ 1 (определения, даты) –
УЭ 2 ( А) тесты, задачи, вопросы, –
Б) Сит. Задача: подготовка –
Выступления ) –
УЭ 4 (Итог) –