ТЕМА. Аналогичная закономерность.
ЦЕЛИ: познакомить с понятием “аналогичная закономерность”; привить навыки решения нетиповых задач; тренировать мышление по аналогии; развивать умения находить закономерности; учить применять аналогии и закономерности в поиске выигрышной стратегии; развивать фантазию, творчество; воспитывать чувство эмпатии, умение работать в группе.
Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
11. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. РАЗМИНКА.
1.
– Какое слово здесь записано: “информа…”?
– В чем разница между информацией и информатикой ?
(информатика – наука о способах работы с информацией, а информация – сведения об окружающем мире.)
2. Заполнялки – загадалки Электроши. ( Работа в группах ).
Цель:
формировать навыки обработки информации;
развивать алгоритмическое мышление;
расширять кругозор.
Ход игры. Отгадав загадки и записав ударные слоги, вы узнаете, как раньше называлась наука информатика.
Рис.1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ки |
бер |
не |
ти |
ка |
Книги читают,
А грамоты не знают,
Своих глаз нет,
А видеть помогают свет. (Очки.) – 1 группа.Птица ястребиная, ловчая птица,
Но не орел, не соколица. (Беркут) – 2 группа.Рассыпалось к ночи зерно;
Глянули поутру – нет ничего.
Как называлось место,
Где рассыпалось зерно? (Небо.) – 3 группа.
На потолке в уголке висит сито, не руками свито. (паутина.) – 4 группа.
Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит. (Река.) – 5 группа.
3. Способы получения информации.
Цель: повторить и закрепить знания о способах получения информации.
– Что помогает нам получать информацию? (Органы чувств.)
Какие органы чувств важнее? (Все важны, каждый орган выполняет свойственные только ему функции.)
– Какой вывод можно сделать? (Нужно бережно относиться к своему здоровью.)
– Как вы думаете, какого человека можно назвать богатым? Можно ли богатством считать ум, знания человека?
– Какие качества помогают человеку получать знания? (Внимательность, наблюдательность, умение рассуждать.)
– Сегодня на уроке все эти качества нам пригодятся.
III. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Упражнение на внимание. Цветовое восприятие мира.
– Внимание, наблюдательность – хорошие качества, их можно и нужно тренировать. Закройте глаза. Попробуйте представить радугу. Нравится ли она вам? Почему? Какого она цвета? Есть волшебная фраза, которая помогает запомнить цветовую гамму радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
– Ребята, вспомните загадку про радугу или попытайтесь составить свою. Название каких цветов вы еще знаете?
Рис.2.
К |
О |
Ж |
З |
О |
Ж |
З |
К |
Ж | З |
К |
О |
З |
К |
О |
? |
– Какие цвета использованы на рисунке?
– В какой цвет должно быть раскрашено пустое окошко? Почему?
– Какое правило использовали? (Закономерность.)
– Что интересного заметили в построении? (Элементы первой строки переносим “наискосок” на вторую строку и так далее.)
– Можно ли вторую строку получить из первой “переносом влево”, а третью из второй “переносом вправо”? (Нет, так как в этом случае требование “неповторимости цвета” будет нарушено.)
2. Составление закономерностей.
Цель: развить творческие способности в области информационных технологий.
– Попробуйте составить похожую закономерность. Какое условие нельзя забывать? (Неповторимость цвета.)
Проверка выполнения задания (фронтальная).
– Какой прием использовали? (Аналогию.)
– Где люди используют аналогию? (При решении задач.)
IV. ФИЗМИНУТКА.
V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
– Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (Аналогия. Закономерность).
– Что такое закономерность? (Правило, по которому что-то повторяется время от времени.)
– Что такое аналогия? (Сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.)
– Можно ли из этих слов составит словосочетание? (Аналогичная закономерность.)
– Как вы понимаете это выражение?
– Какие задачи мы будем решать на этом уроке? (Искать аналогии, устанавливать закономерности, развивать мышление, творчество.)
VI. “ОТКРЫТИЕ” НОВОГО И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Продолжи ряд: 1, 11, 12, 22, 23, …
– А можно ли составить аналогичную закономерность? (Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.)
2. Составление алгоритма.
– Как составить аналогичную закономерность?
а) рассмотри ряд;
б) установи закономерность;
в) продолжи ряд;
г) составь аналогичный ряд;
д) проверь;
е) стоп.
- Работа по алгоритму. Установите закономерности и составьте аналогичные № 17, №18.
Проверка по ключу. Буквы следуют в обратном порядке, нужно вписать букву “М”, числа так же следуют в обратном порядке: 15, 14, 13, 12, 11,…
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
Ход игры. Художник делал рисунок снеговика и после каждого этапа фотографировал полученный результат. Расположи фотографии в правильной последовательности и узнай имя фотографа.
Цель: формировать навыки нахождения закономерности в последовательности действий, развить наглядно-образное мышление.
Ключ. Печкин.
– Какое правило использовали? (Закономерность.)
VIII. ВЫИГРЫШНАЯ СТРАТЕГИЯ.
Цель: учить принимать правильные решения, используя аналогии и закономерности.
– В каких играх существует выигрышная стратегия? (Шашки, карты, домино и т.д.)
– Мы хорошо поработали, и я предлагаю вам сыграть в игру “Окошки”. Выигрывает тот, кто первым доберется до верхнего окна. Я начинаю игру “Не бери больше двух”. Я выигрываю. Почему? (Волшебные окошки 1, 4, 7, 10.)
Играют два ученика “Не бери больше трех”.
– Почему проиграл? (Забыл правила, не заполнил “волшебные окошки”, неправильно выбрал ход.)
– Какие окошки “волшебные”? (2, 6, 10)
– Какой ход нужно было выбрать, чтобы выиграть? (1-й)
– Сколько окон занять? (2)
– Почему? (10 окон разделить на 2 группы по 4 окна, 2 окна – “лишние”, их и нужно занять на первом ходу.)
Вывод: нужно стремиться брать “волшебные” предметы, используя аналогию и закономерности.
Рис.4.
IX. РЕЗЮМЕ И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
– Ребята, сделали ли вы для себя какое-нибудь “открытие”? Где мы используем аналогию, закономерность, аналогичную закономерность? Какие качества вам помогли успешно справиться с работой?
– Домашнее задание выполняете по выбору: № 21-23.