Биологический праздник

Разделы: Внеклассная работа


“Уроки шли неведомо куда,
Нам знаний мир огромный открывали”

Цели:

  • Актуализация и систематизация знаний учащихся по биологии и экологии;
  • Развитие представлений о неразрывной связи природы и человека;
  • Развитие интереса к изучению биологии.

Участники:

  • Учащиеся 7-х классов – 5 команд, остальные по желанию – болельщики.
  • Жюри – 5 старшеклассников (10-11 класс).
  • Ведущий – учитель биологии.
  • Приглашены учителя и родители.

При подготовке праздника учащиеся придумали название командам, эмблему, девиз, выполнили домашнее задание: приготовить из фруктов, овощей “домашние заготовки” с пояснениями; для музыкальных пауз – вспомнить и исполнить по одному куплету песни, в которых упоминаются растения.

Форма проведения: Биоринг.

Ход праздника

Ведущий. Добрый вечер, дорогие семиклассники и гости! Мы собрались с вами на праздник Знаний и Успеха! Доброго и хорошего настроения! На биоринг вызываются пять команд. Биоринг начинается.

Каждая команда представляет название, эмблему, девиз.

Далее вопросы и задания предлагаются всем, отвечают те, кто успел первым.

I тур. Растения

1. Вопрос - Ответ

1. След белого человека? Подорожник
2. Сушеный виноград без косточек? Киш-миш
3. Символ России? Береза
4. Медовое дерево? Липа
5. Чертово яблоко? Картофель
6. Детская конфета и растение? Ирис, барбарис
7. Гриб и масличное растение? Рыжик
8. Человека-корень? Жень-шень
9. Самый быстрорастущий злак? Бамбук
10. Все ли тополя пушат? Мужские не пушат
11. Какое растение дает лучший мед? Липа
12. Соком каких растений выводят бородавки? Чистотел, росянка круглолистная
13. Древесина какого дерева используется в кораблестроение? Сосны
14. Почему от пожара и ветра ель страдает больше, чем сосна? У ели корни расположены поверхностно, а у сосны стержневая корневая система, глубоко уходящая в почву
15. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? Самые молодые
16. Банан – дерево? Нет, трава
17. Водяная чума или …? Элодея
18. Самый сладкий злак? Сахарный тростник
19. Это растение кормит, лечит, наказывет Крапива

2. Внимание! Черный ящик!

В “черном ящике” лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушеном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе, в Средней Азии. Растение – перекрестноопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до минус 30 о С. Плоды содержат много витаминов, а также вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Плоды обогащают кровь железом. О каком плоде идет речь? (О яблоках)

3. Что перед вами?

№ 1. Перед вами картофель, лук, морковь. Что объединяет их? Кто в этой компании лишний?

(Объединяет: органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Лишняя морковь – это корнеплод. Картофель, лук – видоизмененные подземные побеги).

№ 2. Любимая каша. Как называют продукты, которые поставили перед вами? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения?

(Крупы. Манная – из пшеницы, геркулес – из овса, пшено – из проса. Относятся к семейству злаков)

4. Внимание! Черный ящик!

Вкусные, сочные, пахнут свежестью … Кто не любит эти ягоды! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в “черном ящике”? (Огурец, его плод – ягода)

5. Кто больше назовет признаков?

Перед вами гербарий белой акации, черемухи. Что общего у этих растений? Назовите не менее 5 признаков.

(Многолетние, цветки белые, соцветие – кисть, сильный запах, опыляются насекомыми.)

Музыкальная пауза.

За 1-2 минуты вспомните и исполните 1 куплет песни, в которой упоминаются растения. (Болельщики помогают.)

II тур. Экология

Ведущий.

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – ОКЕАН,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы, которыми загрязняют окружающую среду и растения гибнут). Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Если команда дает неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает

Задание 1.

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара, гибнут травы, кустарники, деревья.

(Стекло)

Задание 2.

1. Этого почти не видно.

2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газообразные отходы)

Задание 3.

1. Это то, без чего уже не можем прожить.

2. Этим пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, а растения на земле и в воде.

5. С помощью этого все становится чище.

(СМС – синтетические моющие средства)

Задание 4.

Закончите фразы:

- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления удобрений, компоста).

- Одежду, которую ты уже не носишь можно… (отдать нуждающимся).

III тур. Домашние заготовки

Появились: бусы и ожерелья, “торты” из фруктов – красивые лебеди, салаты из овощей – все красиво оформлено; и с какой выдумкой учащиеся рассказывают о своем домашнем задании.

Биоринг закончен. Жюри объявляет результаты. Все вместе исполняют песню.