Права детей в Конвенции о правах ребенка 1989 года

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока (классного часа):

познакомить учащихся с основными статьями Конвенции;
учить анализировать предложенный материал, применять его в новых условиях;
видеть правовую ситуацию и реагировать на нее, формировать гражданскую позицию. Учащиеся развивают умения самостоятельно работать с предложенным материалом и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное, участвовать в эвристической беседе, переносить полученные знания на новые обстоятельства, сравнивать, анализировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Оборудование урока:

Гуманитарная сфера и права человека: (Сб. Документов):
Кн. Для учителя. (Сост. В.А. Корнилов и др. – М.: Просвещение, 1992).
Рисунки или другие иллюстрации, подобранные учителем или специально изготовленные учащимися старших классов.
Пакет раздаточного материала для каждой группы, в который входят набор статей Конвенции (2–3), словарь урока, задания для самостоятельной работы со статьями Конвенции и образец таблицы.

Форма организации работы класса – групповая. Учитель организует 5 групп.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Учитель говорит о необходимости знания своих прав, о том, что правам детей уделяется большое внимание в законодательной базе, в том числе международной. Права детей закреплены в большом количестве международных актов. Самые известные из них – это “Декларация прав ребёнка” 1959 года, и “Конвенция о правах ребёнка” 1989 года. Названия этих международных актов учитель записывает на доске. Далее желательно предложить детям сравнить названия документов и выяснить, что их объединяет (делает похожими), а что отличает друг от друга. Таким образом, внимание детей концентрируется на терминах “декларация” и “конвенция”, предлагается высказать свое понимание этих слов, а затем можно предложить работу со словарем урока. Каждая группа получает пакет раздаточного материала и работает с определениями терминов “декларация” и “конвенция”, записанными в словаре. Выяснив и записав определения, учитель предлагает познакомиться с заданиями для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы.

Первое – познакомьтесь с текстом статей Конвенции, второе – выберите из текста статей само Право, кратко его сформулируйте и запишите в таблицу. Третье – на протяжении всего урока продолжайте работу по заполнению таблицы.

Образец таблицы.

№ статьи Краткое содержание статьи Примеры, иллюстрирующие статью
 

 

 

 

   

Набор статей Конвенции для каждой группы.

Группа №1

Статья № 37. Государства- участники обеспечивают, что бы: ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, ни предусматривающие возможности освобождения не назначается за преступление совершённое лицами моложе 18 лет…

Статья № 13. Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение; это вправо включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, форме произведений искусства или с помощью иных средств по выбору ребёнка. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: для уважения прав и репутации других лиц; или для охраны государственной безопасности или общественного порядка… здоровья или нравственности населения.

Статья № 1. Для целей настоящей конвенции, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону применимому к данному ребёнку он не достигает совершеннолетия ранее.

Группа № 2.

Статья № 6. Государства участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья № 16. Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного или произвольного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья № 23. Государства участники признают, что неполноценный, в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества…. Государства-участники признают право неполноценного ребёнка на особую заботу…

Группа № 3

Статья № 7. Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а так же, насколько это возможно право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья № 19. Государства участники принимают все необходимые… меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации…

Статья № 31. Государства участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Группа № 4.

Статья № 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют…, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.

Статья № 32. Государства участники признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья № 24. Государства участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Группа № 5.

Статья № 28. Государства участники признают право ребёнка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: вводят бесплатное и обязательное начальное образование; поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального… обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого…

Статья № 35. Государства участники принимают… все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья № 38 … государства участники принимают все возможные меры, что бы лица не достигшие 15-летнего возраста не принимали прямого участия в военных действиях. …во время вооружённых конфликтов государства участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооружённым конфликтом детей и ухода за ними.

Словарь урока.

Декларация – объявление, провозглашение. Декларация как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших.

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

Право – совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство (объективное право). Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять (субъективное право).

После работы детей в группах с текстом статей выступают представители от каждой группы с кратким, доступным изложением проработанных ими статей Конвенции, все записывают в таблицу краткое содержание статей других групп. После того как данная работа завершена, учитель предлагает вниманию детей написанный на тыльной стороне доски или на ватмане перечень сказок. В перечень входят следующие сказки: “Буратино”, “Красная шапочка”, “Колобок”, “Гуси лебеди”, “Три поросёнка”, “Дюймовочка”, “Сказка о царе Салтане”, “Золушка”, “По щучьему велению” и другие. Каждая группа должна к проработанным ими статьям подобрать примеры соблюдения или нарушения прав сказочных героев.

После обсуждения в группах идёт обсуждение примеров в классе и запись в третьей графе таблицы.

Домашним задание может быть составление каждым ребёнком сказки или рассказа, отражающих понравившуюся им статью Конвенции, “Зарисовка с натуры”– увиденные ими правовые ситуации в школе, на улице, дома и т.д., изготовление своих иллюстраций к статьям Конвенции.