Углубленное и опережающее обучение как следствие использования опорных схем и таблиц

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


"Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять."

Р. Декарт

Актуальность темы.

Объем учебного материала с каждым годом для учащихся (с переходом в следующий класс) увеличивается, становится более серьезным, все чаще требуется делать свои выводы, строить свои суждения. Поэтому обычно наблюдается снижение успеваемости. Многие учащиеся не успевают усваивать предоставленный им материал в полном объеме, уходит очень много времени для подготовки домашних заданий, не у всех хорошо развито логическое мышление, не все могут грамотно изложить свои мысли.

Важнейшие требования к выпускнику гимназии, на которые мы должны ориентироваться – это высокая общая культура, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях, стремление к самообразованию и саморазвитию. Поэтому приходиться искать новые методы и формы обучения для более быстрого и эффективного продвижении в учении.

Одним из таких методов является использование опорных схем на уроках, что позволяет систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и опережения обучения.

Цели работы над данной темой:

  1. Систематизация учебного материала.
  2. Организация опережающего и углубленного обучения на уроках.

Задачи, которые я поставила перед собой, работая над этой темой:

  1. создание условий для опережающего и углубленного обучения;
  2. создание комфортных условий при обучении учащихся;
  3. привитие интереса к предмету.

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения строится на использовании опорных схем, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ.

Теоретическая база опыта. В своей педагогической практике я использую элементы различных педагогических технологий: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; технологии развивающего обучения; технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и другие.

Но все же чаще всего я использую элементы технологий, основанных на активизации и интенсификации деятельности учащихся: С.Н.Лысенковой, которая разработала действенную систему управления учением младших школьников, на основе опережающего обучения; В.Ф.Шаталова, который разработал технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Опорные схемы.

Когда спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю:
“Прежде всего такой, на котором на всё и на всех хватает времени и внимания.”

С.Н.Лысенкова.

Схемы и таблицы (опорные схемы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.

Опорные схемы – это выводы, к которым ученики должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.

Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы должны находиться перед глазами учеников несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно.

При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске. В момент обобщения это могут делать и ученики.

Схема – опора мысли ученика, опора его деятельности.

Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока. Вся сложная, но необходимая информация читается по схемам.

Схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать. Если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно их запомнят. Их задача уметь объяснять все, что изображено на схеме – учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (толковать) информацию. С.Н.Лысенкова назвала этот процесс – комментированное управление.

Комментированное управление позволяет решить не только обучающие, но и воспитательные, развивающие задачи.

Моменты воспитания проявляются в вопросах и действиях учителя, в ответах действиях учеников. Воспитание идет, прежде всего, на уроках и оно непрерывно от обучения.

Работа по опорным схемам, комментированное управление помогают учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать.

Опорные схемы должны быть в комплекте у каждого учителя. Разделив схемы по темам, пронумеровав, составив каталог, вы сможете быстро ориентироваться в них.

Например:

Предмет “Основы информатики и вычислительной техники.

  1. Направления в информатике. (10 кл)
  2. Информатика в природе. (10 кл)
  3. Теоретическая информатика. (10 кл)

Устройство персонального компьютера.

  1. Структурная схема организации ЭВМ. (5 кл)
  2. Структурная схема организации ЭВМ (8 кл)
  3. Классификация периферийных устройств. (10 кл)

и т.д.

Размеры таблиц и схем должны быть такими, чтобы учащиеся их хорошо видели с последней парты. В современных условиях для этих целей целесообразно использовать проектор, но основные схемы темы должны постоянно быть перед глазами учащихся, а следовательно, должны быть оформлены в виде таблиц на стенде (доске).

Цель использования таблиц и схем – оставить наглядный след при первом объяснении материала.

Опережающее и углубленное изучение.

Организация каждого этапа урока, дружная работа класса создают высокий темп работы, возможность выполнять большой объем упражнений. Отсюда начинается опережение.

Обобщающий характер схем позволяет готовить детей к восприятию предстоящих трудностей, опережать обучение.

Например, схема “Движение информации” для 5 класса

плавно переходит в другую схему, в которой указан основной состав ПК:

 

При изучении устройств персонального компьютера с помощью учащихся на доске создается другая схема – “Общая структура ПК”:

 

Обобщив полученные знания, приходим к следующей схеме:

 ,

в которой вместе с детьми указываем путь движения информации.

Проговорив, что устройство памяти объединяет три самостоятельных устройства: ОЗУ, ПЗУ, ВЗУ, и углубляем и опережаем обучение, мотивируем учащихся на более подробное изучение такого устройства, как память.

Те же действия можно проделать и с устройством процессора. И заинтересовавшимся учащимся дать задание: дома изобразить общую схему движения информации, с учетом состава памяти и процессора. На следующем уроке показать эту схему всему классу.

Углубленное изучение не всегда является следствием опережающего обучения.

Используя схемы и таблицы, можно на уроке сэкономить время на объяснение материала, выходящего за рамки школьного курса информатики.

Например, при повторении темы “Устройство ПК” в 11 классе, можно продемонстрировать и объяснить схему “Устройство процессора”,

,

в которой будут указаны все составляющие, большая часть из которых не изучается в школьном курсе. Это целесообразно сделать в классах технического направления (например, физико-математическом).

В классах с гуманитарно-лингвистическим направлением для более глубокого изучения можно взять темы “Технология обработки текстовых данных”, “Системы управления базами данных”.

Выводы о результатах внедрения темы в практику работы.

Опорные схемы, комментированное управление помогают выиграть время на уроке, углубить знания учащихся, опережать обучение, развивать культуру мышления учащихся, мотивировать их на самостоятельную работу.

Результатом работы над темой является сборник “Опорные схемы и таблицы”, в котором материал систематизирован по темам. Все схемы и таблицы имеют описание.

Примеры схем и таблиц (из сборника), которые можно использовать на уроках.