Методика использования технических средств обучения на уроках биологии

Разделы: Биология


Каждый учитель, работающий творчески, стремится использовать разнообразные средства, методы, приемы, чтобы его урок не был казенным, чтобы вызывал у ученика желание погрузиться вместе с учителем в процесс познания нового, неизведанного.

Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность школьников, способствует формированию общеучебных умений и навыков.

При обучении биологии открываются широкие возможности в использовании экранных пособий (диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, кодотранспорантов), грамзаписей и т.д. Каждый из этих средств обучения характеризуется рядом особенностей, которые необходимо знать и учитывать в образовательном процессе. Это позволит нормализовать учебную нагрузку, привлечь внимание учащихся к усвоению на уроке основного содержания, более прочно овладеть учебными умениями.

Мы более подробно остановимся на методике использования учебных кинофильмов. Учебное кино дает связное, последовательное изображение процессов в живом организме. Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. Но эта демонстрация не должна использоваться только как зрелище. Учителю надо научить учеников работать с фильмом также, как он обучает их наиболее рациональным приемам работы с книгой, картой и т.д. Практика показывает, что учителя не доверяют фильмам, когда стоит вопрос об изучении нового материала урока. Чаще учителя сами рассказывают новую тему с применением таблиц, натуральных объектов. Фильм может справиться с этой задачей не хуже, если рационально организовать учебную деятельность на уроке с помощью различных технических средств, в том числе и фильма. Следует еще раз обратить внимание, что фильм содержит не только богатый наглядный материал, но и позволяет увидеть динамику биологических процессов, а именно эти понятия особенно трудны для усвоения учащимися, например, обмен веществ, фотосинтез, деление клетки и т. д.

Для организации урока с применением кинофильма учитель должен сам знать как следует организовать работу.

Во-первых, следует заранее просмотреть фильм и ознакомиться с его содержанием, правильно определить его дидактическое значение, т. е. с какой целью следует использовать его и какие задачи при этом поставить, определить место этого фильма в теме и на конкретном уроке.

Во-вторых, продумать вступительный рассказ, отражающий особенности содержания и структуры фильма, а также вопросы и задания, необходимые для усвоения его основного содержания.

Для работы с фильмом необходимо также организовать беседу для восстановления опорных знаний.

После просмотра фильма необходима заключительная работа – проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному.

Во время просмотра фильма надо следить за реакцией ребят, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Можно заранее на доске написать план фильма, сложные слова, фамилии и др. Приемы работы с фильмом могут быть разнообразны: ответы на вопросы и составление вопросника к фильму, заполнение таблицы или схемы, решение познавательной задачи, составление плана или конспекта рассказа, а самым сложным и интересным является прием “немого” кино.

Примеры использования кинофильмов на уроках по различным темам предмета “Биологии”

Тема “Корень”, урок “Строение корня”.

Урок изучения нового материала. Перед демонстрацией кинофильма “Строение и рост корня” учитель организует подготовительную работу: раскрывает особенности строения корня (основные участки) в связи с функцией, используя таблицу, рисунок учебника, освещается понятие “Ткани”. Знакомство с содержанием фильма проходит через план фильма, который записан на доске. Далее даются вопросы, ответить на которые предстоит учащимся в ходе просмотра фильма. В связи с большой сложностью материала и большой научной нагрузкой фильма вопросы можно раздать по группам (деление на группы – произвольное). Первая группа целенаправленно смотрит и ищет ответ на вопрос: какие основные участки есть у корня, назовите их и объясните, почему они так называются? 2 группа – какой частью корень растет в длину? Как это можно доказать? 3 группа – каковы особенности строения корневого волоска в связи с его функциями? 4 группа – какую корневую систему называют стержневой, каковы особенности ее строения и развития? Приведите примеры. 5 группа – чем отличается мочковатая корневая система от мочковатой? Приведите примеры растений с мочковатой корневой системой.

По окончании демонстрации кадров кинофильма в беседе обсуждается качество ответов, на основании которых школьники подводятся к выводу об особенностях строения корня в связи с его функциями.

Тема “Побег”, урок “Строение стебля в связи с его функциями”.

Кинофильм “Строение стебля, передвижение веществ в растении” можно использовать и как источник новых знаний, и как закрепление в конце урока. Фильм способствует не только более прочному запоминанию анатомо- морфологических и физиологических понятий, но и для отработки умений находить в содержании фильма нужные сведения для составления плана рассказа о внутреннем строении древесного стебля и его функциях. Учитель организует учебную деятельность учащихся, используя задание: составьте план рассказа об особенностях строения стебля в связи с его функциями. Для облегчения этого вида работы класс делится на 3 группы и каждой даются вопросы: 1 группа – каково значение стебля в жизни растения? Из каких основных слоев состоит стебель древесного растения в связи с его значением? 2 группа получает следующие вопросы: как происходит рост стебля в толщину? По какой части стебля передвигается вода с растворенными минеральными солями, каким опытом это можно доказать? 3 группа – в какое время года следует проводить обрезку плодовых деревьев? Почему?

По окончании демонстрации фильма организуется беседа по вопросам, заслушиваются варианты пунктов плана рассказа. Ответы учитель оформляет в виде единого плана, который записывается на доске и в тетрадях учащихся. План будет, примерно, следующий:

Заголовок – строение древесного стебля.

  1. Основные слои стебля древесного растения.
  2. Особенности внутреннего строения каждого слоя в связи с их функциями.
  3. Особенности роста стебля в толщину.
  4. Значение стебля в жизни растения.

Тема “Вегетативное размножение”, урок “Размножение растений с помощью вегетативных органов в растениеводстве”.

Кинофильм “Вегетативное размножение растений” 2 часть можно использовать при проверке знаний. Для подготовки учащихся к его восприятию организуется беседа: какое размножение называется вегетативным? Какие способы у растений встречаются в природе? Каково его значение?

Для работы с фильмом ученикам предлагается выполнить следующее задание: найдите в фильме сведения для заполнения таблицы 1.

Таблица 1. Вегетативное размножение сельскохозяйственных растений.

 

Способы вегетативного размножения

Названия сельскохозяйственных растений

1.- ?

а) - ?
б) - ?

2. - ?

а) - ?
б) - ?
в) - ?

 

После просмотра фильма заполняется таблица, которая фронтально проверяется. Затем учитель подводит ребят к выводу о разнообразии способов вегетативного размножения растений, их биологическом значении и использовании в хозяйственной деятельности человека.

Тема “Водоросли”, урок “Многообразие и значение водорослей”.

Урок объяснения нового материала путем комбинированных приемов работы с фильмом “Водоросли”. При изучении пресноводных водорослей демонстрируется 1 фрагмент. Учебную деятельность следует организовать с помощью таких вопросов:

  • Назовите водоросли, которые вы увидели в фильме, где они обитают?

  • Каковы особенности строения хламидомонады в связи с ее питанием?

  • Как размножается хламидомонада

    а) летом,
    б) при неблагоприятных условиях?

  • Чем спирогира отличается от хламидомонады?

  • О чем свидетельствует их сходство?

  • Какое значение в природе имеют пресноводные водоросли?

По окончании демонстрации фильма организуется беседа, в процессе которой выявляется уровень овладения школьниками умениями находить сведения для ответов на поставленные вопросы. Далее совместно делают вывод о многообразии пресноводных водорослей, их существенной роли в природе, которая состоит в обогащении водоемов кислородом и органическими веществами, необходимыми для жизни других организмов.

Изучение морских водорослей организуется с помощью фрагмента 2. Задания учащимся – заполнение таблицы 2.

Таблица 2. Значение водорослей в природе и жизни человека.

 

Водоросли

Значение в природе

Значение в жизни чело-века и его хозяйственной деятельности.

Пресноводные водоросли: хламидомонада, спирогира, хлорелла.

Обогащение водоема кислоро-дом, создание органических веществ для водных организмов.

В космосе – как источник кислорода для космонав-тов, и т. д.

Морские водоросли: ламина-рия и другие

Источник органического вещест-ва и кислорода.

Как продукты питания, для приготовления ле-карств, для корма скоту, удобрение, химическое сырье: для получения спирта, кислот, целлюло-зы и т. д.

В конце урока фронтально проверяется качество заполнения таблицы и делается вывод о роли водорослей в природе и жизни человека.

Тема “Млекопитающие”, урок “Отряд хищные”.

Перед фильмом учитель кратко знакомит ребят с признаками отряда, многообразием, широком распространении этих животных и дает задание заполнить схему по ходу просмотра фильма “Отряд хищные млекопитающие”, объяснить, почему отмеченные представители относятся к определенным семействам этого отряда?

Схема вычерчивается на доске:

Выполнение такого рода заданий способствует прочному усвоению знаний по систематике, учит обобщению.

Тема “ Млекопитающие”, урок “ Нервная система, органы чувств, поведение млекопитающих”.

На примере этого урока покажем комплексное сочетание кинофильма с другими дидактическими приемами.

Ученикам, имеющим дома кошек или собак, заранее даны индивидуальные задания: Определить путем наблюдения проявление сложных инстинктов в поведении кошек. По каким проявлениям можно судить о наличии у собак ориентировочного, оборонительного, пищевого рефлексов? После сообщений учащихся демонстрируется фильм “Рефлексы”, а затем организуется самостоятельная работа класса по заполнению таблицы 3, с формой которой они были ознакомлены перед демонстрацией.

Таблица 3. Рефлексы и их проявление.

 

Рефлексы и инстинкты

Их проявление

Ориентировочный
Оборонительный
Пищевой
Инстинкт заботы о потомстве

 

Тема “Общий обзор организма”, урок Питание и здоровье”.

Фильм используется для организации домашнего задания. На уроке и дома сочетаются самонаблюдения с демонстрацией фильма “гигиена питания”. После просмотра фильма ученики получают домашнее задание: закончить заполнение таблицы 4.

Таблица 4. Выполнение правил гигиены.

 

Правила гигиены питания

Какие из них соблюдаю, почему?

Какие их них нарушаю, почему?

Эта графа заполняется в классе во время просмотра фильма.

   

Такая работа способствует развитию навыков самоконтроля в повседневной жизни.

Тема “Развитие органического мира”, урок “Доказательства эволюции органического мира”.

Урок проводится в форме семинара. Целью его является выявление пробелов в знаниях учеников после урока-лекции по той же теме. Урок начинается проверочной работой на 10 минут. Задания для проверочной работы: какие новые термины вы узнали из темы “Доказательства эволюции органического мира”, дайте им определения. Напишите примеры 10 видов растений и животных, 5 родов, 5 семейств,5 отрядов животных, 2 класса растений и 5 классов животных, 2 типа животных и 5 отделов растений.

Затем ребятам предлагается фильм “Доказательства эволюции “ и задание – дополнить начатую работу: что упустили, что забыли, проверьте точность уже написанного. После этого проверяется выполнение работы Такая форма помогает лучше усвоить и запомнить термины, которыми очень насыщена эта тема, активизирует мыслительную деятельность учеников и готовит их к зачету.

Моя практика показала, что широкое использование кинофильмов в преподавании биологии нормализует учебную нагрузку, повышает качество знаний, воспитывает и развивает ребят.