На уроках информатики с учениками 2–5-х классов мы знакомимся с возможностями программы ЛогоМиры. Эта программа помогает ученикам младших классах в занимательной форме научиться работать на компьютере. Ребята учатся с помощью ЛогоМиров создавать рисунки, составлять простейшие программы и мультфильмы. Работа в графическом редакторе – это интегрированный курс, который основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
На первом уроке при знакомстве с графическим редактором ребята знакомятся со специальными терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”, а также с определениями: графический редактор – это программа, помогающая человеку создавать рисунки; компьютерная графика– это изображения, созданные при помощи компьютера.[2]
При работе в графическом редакторе есть свои особенности. Первая особенность заключается в том, что главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь. А ещё есть инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка.
Вторая особенность. При работе в графическом редакторе есть и время, и возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Трудность же при создании компьютерного рисунка заключается в отсутствии навыков работы с компьютерной мышью и, как следствие, страдает качество выполненной работы. Поэтому на первых уроках в графическом редакторе мы обговариваем этот момент с учениками. Главное – не “зацикливаться” на мелочах, выдержать хороший темп работы, решать композицию цельно, а не “отутюживать” каждую линию. “Дрожащие”, кривоватые линии оживляют рисунок.[3]
Первая серьёзная творческая работа, которую мы выполнили с третьеклассниками в графическом редакторе называлась “Архитектура Тобольска”. Тема творческой работы родилась после знакомства со статьёй Г.С.Николайчук “Санкт–Петербург в работах по информатике”[5]. И это не случайно. В истории наших городов есть общие точки соприкосновения. Санкт – Петербург называют северной столицей России. Тобольск – духовной столицей Сибири. В 1994 году решением Святого Синода Тобольск провозглашён, наряду с Москвой и Санкт – Петербургом, одним из трёх главных духовных центров России[1]. В нашем городе, как и в Санкт – Петербурге много памятников архитектуры, представляющих историческую ценность.
Реализация проекта проходила поэтапно.
I этап. Погружение в тему проходило через знакомство с альбомами, книгами открытками, фотографиями о Тобольске.[4]
Цель данной работы: познакомить учащихся с особенностями архитектурных сооружений родного города, помочь определиться с выбором объекта для создания творческой работы.
В результате приходим к такому выводу: время отражается на облике города. Особенностью Тобольска является то, что в атмосфере города ощущается историческое время. Здесь можно почувствовать себя и в XIX, и в XVIII, и в XVII веках. Здания Тобольска сохранили приметы зодчества раннепетровской эпохи и элементы средневековой архитектуры. Смешение стилей придаёт удивительное своеобразие нашему городу. Передать эту идею в творческих работах – наша задача.
II этап. Подбор стихотворения к своей работе. В основном это стихи местных авторов или стихи собственного сочинения.
III этап. Самостоятельная работа в графическом редакторе. После создания рисунка творческая работа должна быть дополнена стихотворным фрагментом. Эта работа также трудоёмка, т.к. требует от учащихся умения работать с такими инструментами программы ЛогоМиры: “Текст” (набор, форматирование текста, выделение цветом, выбор типа и размера шрифта), “Глазик”, “Штамп”, “Ножницы” (сделать текстовое окно прозрачным, отштамповать его, штамп текста останется, а текстовое окно вырезаем. Если эти действия не выполнить, то на бумаге текст читаться не будет). Вся работа рассчитана на два урока. Так, например, Лена Кондратьева и Таня Ермилова из 3-го А класса решили создать совместный проект “Александровская часовня”. Аргументы девочки привели такие: “Эта часовня представляет собой историческую значимость российского масштаба. Она построена на средства горожан в память о пребывании в 1837 году в Тобольске будущего царя Александра II”.
Лена работала над созданием композиции, Таня – над печатанием и редактированием стихотворения собственного сочинения, цветовое решение – совместная работа( рис.1). Катя Баяндина и Салихова Эльвира из 3-го Б класса при работе над композицией сочинили стихотворение в японском стиле, знание о котором они почерпнули на уроке литературы (рис.2).
Таким образом, после знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков, мультфильмов, ребята по своему усмотрению создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, не боятся в своём творчестве использовать интегративный подход: связь с литературой, ИЗО, музыкой, историей, геометрией прослеживается в их творчестве.
Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере.
Компьютер помогает также рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, реализовать потенциальные возможности учащихся, использовать новые формы в воспитательной работе для формирования патриотических чувств младших школьников.
Литература:
- Елфимов А., Надточий Ю., Тобольск. Италия: Галарт.1992.
- Макарова Н.В.Информатика. Начальный курс.С.–П.:Питер.2000. С.34,36.
- Микрюкова А. Ковёр – шитый “мышкою” узор. Сто друзей. №1–2000. С.4–5.
- Набор открыток “Тобольск”.Тобольск.:Премьера.2002.
- Николайчук Г.С. Санкт–Петербург в работах по информатике. Информатика и образование.№6–2003.С.48–50.
- Харламова Е.Б. Компьютерная графика. Библиотечка “Юного художника”. М.2003.