Мы рассматриваем школу в более широком социальном контексте как особую организацию, в которой должно осуществляться образование человека как гражданина, способного жить в демократическом обществе.
Мы осознаем, что сегодняшняя жизнь во многом противоречит не только большинству демократических принципов, но и даже элементарным нравственным нормам. Тем не менее, в подобных условиях единственным путем приобретения опыта демократического поведения остается организация всех сторон школьной жизни на демократических ценностях и в демократических формах настолько, насколько это возможно в данных условиях.
Демократия – это комплекс идеей и принципов, практические нормы и процедуры.
Вовлечение учащихся и учителей в управление школой может проявляться в различных формах, например, в выдвижении своей кандидатуры на выборах, в информированности, обсуждении проблем, волнующих школу, посещении собраний и даже в выражении протеста, а также в создании норм и правил коллективной жизни
Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции.
В 2000 г. в нашей школе был создан Конституционный Совет, как орган добровольного объединения учащихся и учителей, который ставил цель – создать условия для формирования и развития системы школьного демократического пространства.
В Конституционный Совет выбирают по два представителя от 6-11-х классов, на заседания Совета приглашаются классные руководители. Все заседания, а они проводятся не реже 1 раза в четверть являются открытыми: любой желающий может прийти и внести свои предложения, дополнения в разрабатываемые законопроекты. Действует принцип гласности: граждане школы всегда знают какие решения, кем и почему были приняты.
Основная задача первого этапа (2000-2001г.) закрепить и гарантировать права и обязанности граждан школы.
И здесь была проделана огромная работа по разработке, обсуждению и принятию Конституции школы.
10 декабря 2001 г. Конституция была принята на референдуме школы.
Сама процедура проведения референдума обсуждалась и принималась на совместном заседании учителей и учащихся.
Задача Второго этапа (2002 г.) – обозначить круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы.
Чтобы реализовать эту задачу мы создали диагностическую службу школы, куда вошли 7 человек.
Этот коллектив ребят, в основном это старшеклассники, регулярно проводят анкетирование, опросы на выявление проблем школы.
Это дало основание внести поправки и дополнения в действующее школьное законодательство относительно прав и обязанностей учителей и учащихся.
Третий этап 2003 г. – деятельность Конституционного Совета – формирование навыков правозащитной деятельности. В связи с этим на Конституционном Собрании мы приняли решение создать Правозащитный Комитет “Честь и достоинство”, разработали и утвердили Положение о выборах в данным Комитет, об организации работы.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОЗАЩИТНОМ КОМИТЕТЕ “ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО”
1. Общие положения.
Правозащитный комитет “Честь и достоинство” - орган добровольного объединения учащихся и учителей.
Состав – 18 человек: по 2 человека выбранных от каждой параллели 6-11-х классов и 6 учителей.
1.1.Основные цели.
Главная цель – не наказание виновного, а разрешение конфликта, примирение, компромисс.
Формирование высокого уровня правовой культуры.
Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, готовность к сотрудничеству.
Приобретение опыта законотворчества и формирование понимания достоинства и чести.
1.1.1.Организация работы.
1. Правозащитный комитет рассматривает не преступления, а проступки и прежде всего те из них, которые нарушают права другого человека, а также законы, принятые всеми.
2. Оскорблением чести и достоинства можно считать:
Моральное издевательство:
а) нецензурная брань;
б) подчёркивание физических недостатков;
в) употребление оскорбительных кличек;
г) дискриминация по национальным, половым, социальным признакам;
д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва;
е) сплетни и клевета.
Применение физической силы:
а) вымогательство;
б) порча имущества;
в) угроза, запугивание, шантаж;
г) рукоприкладство – нанесение побоев, избиение;
д) плохое отношение к животным и др.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
3. Правозащитный комитет:
- Выслушивает стороны, обеспечивает их равноправие в процессе заседания, задает вопросы, каждый член комитета имеет право высказать свое мнение;
- Школьный орган правосудия работает открыто, если только потерпевшая сторона не попросит закрытого разбирательства;
- Решение заседания Правозащитного комитета доводится до сведения всех членов школьного сообщества;
- Состав комитета избирается путём прямого, равного, и тайного голосования; избираются те, за кого проголосовало большинство;
- В состав Правозащитного комитета входят и взрослые, но детей должно быть больше (хотя бы на одного человека);
- Деятельность комитета начинается с рассмотрения какого-либо одного вида проступка. По мере обретения опыта ему может предоставляться право рассматривать дела о нарушении школьных законов и Конституции;
- Вначале комитет рассматривает только личные обращения граждан школы; впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе.
В этот Комитет вошли 18 человек: по 2 представителя 6-11-х классов и 6 учителей. По всем кандидатурам шло отдельное голосование и если кто-то был против, то кандидатура исключалась из списка.
Мы приняли решение рассматривать прежде всего те проступки, которые нарушают права другого человека и законы, принятые всеми.
Пока у Комитета нет опыта, он будет рассматривать только личные обращения граждан, впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе.
Пересмотр Конституции школы, критический анализ ряда положений осуществлялся на Педагогическом Совете с участием учителей и учащихся.
Так появились дополнения к Конституции. Некоторые из них:
- Сделать открытым образовательный процесс: обязательное объяснение учителем выставляемой оценки.
- Внести в раздел “Обязанности учащихся” пункт, обязывающий учащихся приходить в школу без опозданий.
- В раздел “Права учащихся” внести пункт: “ученик имеет право до начала ведения учебного курса знать критерии оценки и стандарты образования.
- Внести пункт в раздел “Права граждан школы”: “незнание школьных законов не освобождает от ответственности”.
и ряд других пунктов.
В процессе приобретения опыта законодательства мы все больше стали понимать необходимость расширения знаний в области прав человека. Возникла идея создания Школьной юридической консультации на базе факультатива “Основы правоведения” в 10-11-х классах.
В этом году мы усложнили, но сделали белее четкой структуру Конституционного Совета.
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ
1. Общие положения.
Конституционнй Совет – это орган добровольного объединения учеников и учителей.
1.1.Основные цели:
Создать условия для формирования и развития системы школьного демократического пространства.
Формирование активной гражданской позиции.
Овладение знаниями в области прав человека.
Формирование навыков правозащитной деятельности.
1.1.1.Основные задачи:
Закрепить и гарантировать права, свободы и обязанности граждан школы.
Обозначить круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы.
Вносить поправки, дополнения в действующее школьное законодательство, осуществлять пересмотр Конституции школы и Положений, регулирующих образовательное и воспитательное пространство школы.
1.1.1.1. Организация работы.
1.Состав Конституционного Совета:
Диагностическая служба школы – 7 человек.
Школьная юридическая консультация (на базе факультатива “Основы правоведения”).
Правозащитный комитет “Честь и достоинство 2 – 18 человек (по 2 представителя от каждой параллели 6-11-х классов и 6 учителей).
Конституционное Собрание по 2 человека от каждого класса с 6-й по 11-й класс и классные руководители.
2. Руководит работой – организационный Совет:
Председатель Конституционного Собрания;
Секретарь Конституционного Собрания;
Руководитель проекта.
Мы можем подвести некоторые итоги своей деятельности:
Принятие Конституции школы.
Разработка и успешное внедрение в школьную жизнь конкурса “Классный класс”.
Проведение конкурса “Символы школы” и утверждение Герба школы.
Создание диагностической службы.
Разработка положения о конкурсе “Лидер школы”.
Создание правозащитного Комитета “Честь и достоинство”.
Таким образом, через свою практическую деятельность граждане школы должны усвоить, что демократия – это не застывшая форма, она требует совместных усилий. Взрослые должны увидеть в своих учениках союзников, с которыми можно и нужно обсуждать все происходящее в школе.
Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека, имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления в России гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.