Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.
Цели урока:
а) образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, их взаимосвязи.
б) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.
в) воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: пары сменного состава.
Средства обучения:
1. Колесов Д.В Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002. – 336с.
2. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников (см. приложение)
3. Учебная таблица “Строение спинного мозга”
4. Учебная таблица “Коленный рефлекс”
Ход урока
№ |
Структура урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент, 2 мин |
Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Напоминает приемы работы в парах сменного состава. | Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие карточек и инструкций для самостоятельной работы (см. приложение). |
2. |
Целепологание и мотивация, 2 мин |
Исходя из темы урока и развешанных таблиц, ответов ребят – поясняет, что сегодня ребята научатся рассказывать о строении и функциях спинного мозга, отвечать на вопросы, решать познавательные задачи | Формируют цели и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в паре дает возможность усвоить большой по объёму материал в короткое время; отрабатываются приёмы эффективного взаимодействия друг с другом. |
3. |
Актуализация знаний и умений, 5 мин |
Предлагает выполнить тестовое задание №1 (приложение 1) и проверить результаты работы (ответы на доске). Организует дискуссию по результатам самопроверки. |
Пишут в тетради номера верных утверждений, сверяют с эталоном, корректируют записи, оценивают свои работы. |
4. |
Изучение нового материала, 13 мин |
Предлагает ученикам карточки для самостоятельной работы по вариантам (приложение 3). Поясняет, что работу надо выполнять по известному школьникам алгоритму (приложение 2). |
Получают карточку своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в группе. Передают полученную информацию партнеру по паре. Задают вопросы своей карточки партнеру по паре. Проверяют правильность ответов, меняются ролями. |
5. |
Закрепление и применение знаний, 7 мин |
Предлагает обсудить в парах проблемные вопросы и оценить ответы на них (приложение 4). Поощряет хорошие ответы, уточняет их. |
Формируют и обсуждают в паре или четверке ответы на вопросы. Выступают (делегаты) – каждый на один вопрос. Остальные дополняют. Оценивают себя сами. |
6. |
Самоконтроль, 3 мин |
Проводит тестовый контроль по усвоению нового материала и предлагает проверить результаты с партнёром по варианту (приложение 5). |
Выполняют тест, проводят взаимопроверку с партнером по варианту, сверяясь с записями на доске. |
7. |
Подведение итогов, 2 мин |
Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственные суждения об успешных достижениях на учебном занятии. |
Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради. |
8. |
Домашнее задание, 1 мин |
Предлагает прочитать §44, уметь объяснять термины, подготовить рассказ о строении и функциях спинного мозга (по таблице I, II), выполнить задание №2! стр 227. По желанию: Подготовить сообщения (1 мин.) из дополнительной литературы:
|
Записывают задание, задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1
I. Выпишите номера верных суждений:
1. Нервная ткань состоит из нейронов и клеток-спутниц.
2. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные.
3. Различают двигательные (исполнительные), вставочные и чувствительные нейроны.
4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы.
5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг.
6. Соматическая часть Н.С. руководит работой скелетных мышц.
7. Вегетативная (автономная) Н.С. подчинена воле человека.
8. Белое вещество образованно телами нейронов.
9. Рефлекс – ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой.
10. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа.
Приложение 2
Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке
1. Получите карточку.
2. Приступите к выполнению заданий своей карточки (Приложение 3).
3. Обсудите ответы на вопросы с партнером варианта по группе.
4. Передайте полученную информацию партнеру в паре.
5. Задайте вопросы своей карточки партнеру по паре.
6. Поменяйтесь ролями.
7. Подготовьтесь к ответам на вопросы по всей теме (Приложение 4).
8. Выполните задание теста (Приложение 5).
9. Проверьте результаты выполненного теста с партнером по паре.
10. Оцените свою работу на 3, 5, 7 и 9 этапах работы в баллах; в конце урока поставьте себе итоговую оценку; сравните ее со своей оценкой на предыдущем уроке.
11. Получите домашнее задание.
12. Поблагодарите друг друга за выполненную работу.
Приложение 3
Карточка для самостоятельной работы в парах смешанного состава.
I вариант. (Внимательно прочитайте текст §44 на стр. 222–225, – ответьте на вопросы)
1. Каков внешний вид спинного мозга?
2. Найдите на рис. 91 стр. 224 серое и белое вещество, центральный (спинномозговой) канал, смешанный спинномозговой нерв, нервные узлы, передний и задний корешки. Найдите это на таблице I.
3. Какова особенность расположения белого и серого веществ в спинном мозге?
II вариант. (Внимательно прочитайте текст §44 на стр. 226 – ответьте на вопросы)
1. Какие функции выполняет спинной мозг? Охарактеризуйте каждую из них.
2. По рис. 92 стр. 225 (и по таблице II) расскажите о коленном рефлексе.
Приложение 4
Проблемные вопросы
1. Где располагается спинномозговая жидкость и какова ее роль?
2. Почему слой белого вещества в спинном мозге в верхнем отделе толще, чем в нижнем?
3. Какие спинномозговые рефлексы могут возникать у животных без участия головного мозга?
4. Что произойдет с пациентом, если во время операции на спинном мозге врач случайно перерезал:а) передний корешок;
б) задний корешок;
в) весь смешанный нерв, идущий к правой руке.5. Почему опасно нырять вниз головой в водоём в неизвестных местах?
Приложение 5
Тест
1. Спинной мозг находится:
а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.
2. Диаметр спинного мозга равен:
а) 1 мм;
б) 1 см;
в) 2 см.
3. От спинного мозга отходят:
а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.
4. Нервные узлы находятся:
а) на передних корешках спинномозговых нервов;
б) на задних корешках спинномозговых нервов;
в) на обоих корешках спинномозговых нервов.
5. У человека среди функций спинного мозга:
а) преобладает рефлекторная;
б) преобладает проводниковая;
в) обе функции равнозначны.
Урок обобщения и контроля знаний по теме “Пресмыкающиеся”. Биология 7 класс.(по типу телеигры “Счастливый случай”)
Цель:
- обобщение и контроль знаний по теме “Пресмыкающиеся”;
- развитие навыков обобщения и работы в группе;
- привитие интереса к предмету, развитие кругозора ребят;
- развитие умения получать информацию из кинофильма.
Оборудование: таблицы по теме “Пресмыкающиеся” (внешнее и внутреннее строение, многообразие, редкие пресмыкающиеся СССР и мира), книги, к/ф “Ящерица без хвоста”, музыкальная заставка “Счастливый случай”, часы с секундомером, музыкальный треугольник.
Класс делится на 4 команды. За неделю до урока ребята получили задание подготовить небольшие сообщения (2-4 предложения) о пресмыкающихся: “Это интересно” или “Знаете ли вы, что…”, повторили тему “Пресмыкающиеся”.
Расставляются столы для 4-х команд.
Ход урока
I. Вводное слово учителя. Цель урока, правила игры. Ответы оцениваются в 1, 3, 5 баллов. ^- этот значок означает более сложный вопрос – “Счастливый случай” – оценивается выше – 3, 5 баллов.
I гейм. Знакомство с командами (капитаны команд вытягивают вопросы на карточках).
- Какие особенности внешнего строения ящерицы связаны с наземным образом жизни?
- Какие отличительные особенности внутреннего строения характерны для ящерицы, в отличие от лягушки?
- Каковы особенности размножения ящерицы, в отличие от земноводных?
- Чем отличаются сухопутные черепахи от водных?
II гейм. Личное знакомство.
Каждый из членов команды делает маленькое сообщение о пресмыкающихся: “Знаете ли вы, что …”. 1б – каждому; 3б – очень интересный факт (оценивают сами ребята).
III гейм. Киногейм фильм “Ящерица без хвоста”.
После его просмотра капитаны вытягивают карточку с вопросом для команды:
- Какое явление послужило основанием для названия фильма?
- Каково значение пресмыкающихся в природе?
- Каковы приспособления пресмыкающихся к жизни в пустыни?
- Назвать виды пресмыкающихся, показанных в фильме (сетчатая ящерица, серый варан, ушастая круглоголовка, агама, геккон, степная черепаха, ядовитая змея – войга).
IV гейм. Кто лишний?
Капитаны команд берут карточку с заданием для команды: назвать и объяснить, по какому признаку одно из 4х животных является в этом списке “лишним”.
- Уж, желтопузик, кобра, удав.
- Хамелеон, крокодил, черепаха, тритон.
- Гадюка, веретеница, агама, геккон.
- Эфа, полоз, щитомордник, гюрза.
V гейм. “Заморочки из бочки” (достают вопрос из бочки)
- Почему у пресмыкающихся непостоянная температура тела?
- Назвать пресмыкающихся Омской области.
- Назвать редкие виды пресмыкающихся.
- Каковы меры охраны пресмыкающихся в нашей стране?
- ^У змей веки неподвижны, сращены друг с другом, прозрачны и покрывают глаза, наподобие часового стекла. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают свою добычу, например, мышей?
(Термолокаторы, способные улавливать тепловые лучи и месторасположение теплокровного животного на расстоянии до нескольких десятков сантиметров, если оно имеет температуру, отличающуюся от температуры среды более чем на 0,20С)
- Где в Омской области можно встретить ужа обыкновенного? (по берегам рек, озер, на пойменных лугах Муромцевского района).
- Что нужно делать при укусе ядовитой змея?
- Чем образован панцирь черепахи?
VI гейм. “Дальше, дальше …” (“блиц”).
(8 вопросов – каждой команде – быстрый ответ)
I.
1. Какие ядовитые змеи встречаются на территории бывшего СССР? (кобра, щитомордник, эфа, гюрза, степная гадюка, гадюка Казнакова)
2. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны? (Хамелеон)
- Назвать отделы передней конечности ящерицы. (Плечо, предплечье, кисть)
- Самая крупная ящерица бывшего СССР? (серый варан)
- Земноводное, именем которого названа известная обувная фирма …? (Саламандра)
- Сколько может весить морская зеленая черепаха? (300-400 кг)
- Когда на Земле появились пресмыкающиеся? (300 млн. лет т. н.)
- Назовите камеры сердца пресмыкающихся. (2 предсердия, желудочек с неполной перегородкой)
II.
1. Какие животные спят с открытыми глазами? (змеи, рыбы)
2. Самая крупная ящерица в мире? (комодский дракон)
3. Назвать отделы задней конечности ящерицы? (бедро, голень, стопа)
4. Наружняя часть уха пресмыкающихся? (барабанная перепонка)
- Как называется помещение для содержания змей? (серпентарий)
- За что пресмыкающиеся получили свое название? (тело пресмыкается к земле)
- Какие особенности строения и поведения змей вызывали появление суеверий, страха, колдовства? (гипнотический, немигающий взгляд, выползки, яд)
- Сосуд, несущий кровь от сердца к органам? (артерия)
III.
1. Встречаются ли на территории бывшего СССР удавы? (да, песчаный удавчик)
2. Какую змею называют очковой? (кобра)
3. Самая большая неядовитая змея? (удав-анаконда)
4.Назовите животного, меняющего свою окраску под фон окружающей среды? (хамелеон)
- Почему змей больше в тропических зонах, чем в умеренных? (там теплее)
- Кровеносный сосуд, несущий кровь от органов к сердцу? (вена)
- Сколько раз за лето линяет ящерица? (4–5 раз)
- Какова длина анаконды? (до 6–10 метров)
IV.
1. Каких ящериц часто принимают за змей? (безногих: веретенницу, желтопузика)
2. Самая крупная ядовитая змея СССР? (гюрза)
3. Какие животные из пресмыкающихся имеют 4х камерное сердце? (крокодилы)
4. Какое вымершее пресмыкающееся похоже на современного дельфина? (ихтиозавр)
5. Где обитает анаконда? (Южная Америка)
- Тончайшие кровеносные сосуды? (капилляры)
- Чем отличается пищеварительная система пресмыкающихся от пищеварительной системы земноводных? (более дифференцирована, у некоторых пресмыкающихся есть зубы)
- Как отличить ядовитую змею от неядовитой? (по треугольной голове у ядовитых змей)
III. Подведение итогов (командных и личных)
Знакомство с литературой по теме “Пресмыкающиеся” и “Птицы” (следующая тема).