Нетрадиционные уроки географии

Разделы: География


Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Цель урока:

  • проверить усвоение пройденного материала за курс 6 класса;
  • развивать интерес к изучению географии;
  • развивать географическое мышление, устную речь, умение самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: игровое поле, три кафедры.

Этот урок можно провести в конце учебного года, когда пройден весь материал, урок привлекает ребят необычностью формы и позволяет им показать свои знания.

Игра проводится в два раунда –  «красный» и «синий». В начале игры проводится отборочный тур, выбираются три ученика, которые отвечают на вопросы раундов. По количеству набранных баллов в конце урока можно выставить оценки.

На доске написана таблица, состоящая из 6 колонок: План и карта, Литосфера, Биосфера, Атмосфера, Гидросфера, Географическая карта.

В каждой колонке записаны баллы «синего» раунда 10,20,30,40,50 баллов и баллы «красного» раунда: 20,40,60,80,100.

Отборочные вопросы:

1. Что такое гейзер?

2. Возле какого города проходит начальный меридиан?

3. Как называются люди, изучающие вулканы?

4. Назовите горы по высоте.

5. Равнина высотою 200 метров называются...

6. Что такое планктон?

7. Что такое пролив?

8. Что такое речная система?

9. Что такое водораздел?

10. Что такое бассейн?

11. Чем горные реки отличаются от равнинных?

12. Какие бывают ледники?

13. Что такое водохранилище?

14. Что такое географическая оболочка?

15. Единица измерения относительной влажности.

«План и карта».

1 раунд «синий».

10. Что такое план?

20. Что такое география?

30. Что такое карта?

40.Что такое масштаб?

50. Что такое азимут?

2 раунд «красный».

20. Что изучает экономическая география?

40. Что значит луна в форме месяца?

60. В каком году плавал Х. Колумб?

80. Какое плавание совершил Магеллан?

100. Чем отличается абсолютная высота от относительной?

 

« Литосфера».

1 раунд «синий».

10. Внутреннее строение земного шара?

20. Из каких слоев состоит литосфера?

30. Назовите основные типы горных пород?

40. Что такое цунами?

50. Что такое землетрясение?

2 раунд «красный».

20. Толщина литосферы?

40. Как переводится слово «МАГМА»?

60. Какие бывают движения земной коры?

80. В каких океанах очень часты цунами?

100. Как называются специалисты, изучающие землетрясения?

«Биосфера».

1 раунд «синий»

10. Что такое биосфера?

20. Что такое миграция?

30. Что такое природный комплекс?

40. Что такое фауна?

50. Что такое флора?

2 раунд «красный»

20. Что такое фотосинтез?

40. На какой глубине были обнаружены живые организмы?

60. Почему погибшие деревья и животные исчезают с лица земли?

80. Что такое «фабрика кислорода»?

100. Как называется комплекс, измененный человеком?

« Атмосфера».

1 раунд «синий».

10. Прибор для измерения давления ?

20. Прибор для измерения силы ветра?

30. Что такое « роза ветров»?

40. Что такое давление?

50. Самые высокие облака?

2 раунд «красный».

20. Прибор для измерения влажности?

40. Что такое суточная амплитуда t?

60. Чем бриз отличается от муссона?

80. Чем погода отличается от климата?

100. Что такое 23,5о и 66,5о?

« Гидросфера».

1 раунд «синий».

10. Назовите три состояния воды?

20. Что такое залив?

30. Что такое полуостров?

40. Единица измерения солености воды?

50. Назовите самое теплое течение?

2 раунд «красный».

20. Сколько % составляет соленая вода?

40. Что такое Мировой круговорот воды?

60. Что такое океаническое течение?

80. Причина образования приливов и отливов?

100. Что такое снеговая линия?

« Географическая карта»

1 раунд «синий».

10. Что такое глобус?

20. Что такое меридиан?

30. Что такое полюс?

40. Что такое географические координаты?

50. Самая большая параллель?

2 раунд «красный».

20. Что происходит с параллелями к югу и к северу?

40. Назовите все материки по убыванию площадей.

60. Определить координаты г. Мехико.

80. Определить координаты о.Шри-Ланка?

100. Показать на карте Гибралтарский пролив.

В конце урока подводится конечный результат. 5-6 учеников, набравшие больше всех баллов получают оценки.


 

7 класс.

« Счастливый случай» ( по изученным материкам).

Форма урока: урок-игра.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Время проведения: конец учебного года.

Цели урока:

  • oбобщить полученные знания;
  • проверить усвоение изученного материала;
  • повысить интерес к изучению географии;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Состав: две команды по 7 человек и ведущий. (Как правило-учитель).

Оформление: на доске красочное название урока « Счастливый случай». Каждая команда придумывает название, эмблему, приветствие команде. 2-3 ученика из класса - помощники ведущего подсчитывают баллы.

Игра проводится в 4 этапа.

1 этап- определение географических объектов по координатам. (10 названий: 5 объектов по координатам, 5 объектов по названиям их). Правильный ответ – 1 балл.

2 этап - за 10 минут какая команда больше назовет «Кто такой» или «Что такое». Правильный ответ – 1 балл.

3 этап – « Вопросы – ответы» по шести материкам. (7 вопросов)

Домашнее задание команд.

4 этап - вызвать к доске по 2 представителя от команд для опроса по номенклатуре. (По какому материку решит жеребьевка)

Каждому дается по 5 объектов. (Всего на команду –10 объектов).

Результаты подводятся по каждому этапу и по наибольшему количеству баллов определяется победитель. Пока подводятся итоги можно провести конкурс болельщиков, которые определят, какой команде они отдадут свой правильный ответ, у кого лучшая эмблема, приветствие, название команды.

Такие уроки – игры можно проводить на уроках обобщающего повторения по каждому материку.

Каждому участнику команды и болельщикам, которые активно работают ,ставится в журнал оценка, команда победительница награждается сладкими призами.

1 этап. Оборудование: Атласы для 7 класса у каждого члена команды. Каждой команде выдается лист-задание.

1 команда:

А.6*с.ш. 61* з.д( вдп.Анхель);
Б. 36*ю.ш.59* з.д.( Буэнос-Айрес);
В. 35* ю.ш.150* в.д.( Канберра);
Г. 31* с.ш. 32* в.д.( Суэцкий канал);
Д. 43* с.ш.142* в.д.( о.Хоккайдо).
А. Влк. Чимборасо( 1* ю.ш. 78* з.д.);
Б. Г.Аконкагуа ( 69* ю.ш.32* з.д.);
В. о.Куба ( 22* с.ш. 80* з.д.);
Г. о. Шри-Ланка ( 9* с.ш. 80* в.д);
Д. Г.Эльбрус ( 44* с.ш. 42* в.д.).

2 команда:

А. 12* с.ш. 13* в.д. ( оз.Чад);
Б. 20* ю.ш. 43* в.д.( о. Мадагаскар);
В. 55* с.ш. 54* в.д.( Москва);
Г. 42* ю.ш.146* в.д.( о. Тасмания);
Д. 1* ю.ш. 78* з.д.( влк. Котопахи).
А. Залив Ла –Плата ( 62* ю.ш.35* з.д);
Б. г.Мак-Кинли ( 63* с.ш. 151* з.д);
В. Юж. Оконечность п-ова Флорида ( 25* с.ш. 80* з.д);
Г. о.Врангеля ( 72* с.ш. 180* в.д.);
Д. Г. Джомолунгма ( 28* с.ш. 87* в.д.).

оценка 2 балла – если правильно и широта, и долгота;

оценка 1 балл – если правильно или широта, или долгота;

оценка 0,5 балла- если указаны только цифры.

2 этап. Блиц-турнир. Засечь 10 минут, ведущий называет объекты и субъекты «Кто такой» или «Что такое».

оценка – 1 балл за правильный ответ.

1 команда 2 команда
Колорадо

Гевея

Магеллан

Оттава

Орангутанг

Пигмей

Кочевники пустыни

Сахара

Калахари

Озеро в пустыне Сахара

Самая длинная река Африки ( Нил)

Бизон

Самая бандитская муха( це-це)

Мустанг

Основное покрытие для крыш в Африке

Канал, соединяющий Евразию и Африку ( Суэцкий)

Оазис

Абориген

Оймякон( полюс холода в Якутии)

Дели

Окапи

Сейба

Кипарис

Бушмен

Человекообразная обезьяна

Вашингтон

Намиб

Самая высокая вершина мира( Эверест)

Самое высокое нагорье мира

Самое «дорогое» богатство Якутии

Самый холодный океан (СЛ)

Место в Америке, где ковбои пасут мустангов( прерия)

Бумеранг

Самое толстое дерево Африки

Канал, разделяющий Америки( Панамский)

Гаучо

Зулус

Индейцы.

( 20 слов).

3 этап. ( Домашнее задание). Вопросы придумывают участники команд друг другу противоположным командам.

Оценка – 1 балл.

4 этап. Проверка знания номенклатуры, 5 объектов.

От каждой команды вызывается ученик, по жребию выбирает карту.

(Физическая карта Африки, Южной и Северной Америки, Австралии, Евразии)

Оценка – 1 балл, если помогает отвечать член команды – 0,5 б.

Вопросы болельщикам:

Оценка – 1 балл.

1. Как называется мини-жираф? (Окапи).

2. Какой город во Франции носит название планеты и дерева? (Марсель).

3. В какие ворота нельзя забить гол? (Карские ворота).

4. Название какого полуострова говорит о его размерах? (Ямал).

5. Вершина в Африке, где лежит снег? (Килиманджаро).

6. Какой город в России носит название птицы и животного ? ( Воронеж).

7. На каком материке находятся горы Рувензори? (Африка).

8. В какой стране корова – священное животное? (Индия).

9. Родина самбо – борьбы? (Россия).

10. Родина Самбо – народа? (Юж.Америка).

11. Звучит музыкальный фрагмент из к/ф « Кавказская пленница». Где обитают северные медведи, на каком материке?

12. Муз. Фрагмент «Учкудук». На каком материке находится этот город? (Евразия).

13. Муз. Фрагмент «Течет река Волга». На каком материке она протекает и в какое море впадает? (Евразия, Каспийское).

Помощники ведущего объявляют баллы и называют команду-победительницу.

Такие уроки, как правило, проходят в очень быстром темпе и ребятам очень нравятся, повышают интерес к предмету география.


 

8 класс.

« Восточная Сибирь» ( урок-игра).

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: урок-конкурс.

Цели урока:

  • проверить усвоение изученного материала, знание номенклатуры Русской равнины и Восточной Сибири;
  • развивать географическое мышление, воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовится к уроку;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Особенность урока заключается в соединении индивидуальной деятельности учащихся с коллективными формами и в занимательности урока.

Оборудование: физическая карта России, 20 конвертов с разрезанными картами и номенклатурой.

На доске: красочное название урока и текст для задания «Найди ошибку».

Для объективности:

1) Ни один из участников конкурса не должен находиться в привилегированном положении.
2) Оценка по каждому заданию должна своевременно объявляться.
3) Должна быть исключена возможность списывания.

Учитель разрабатывает тему, сценарий и разбивает класс на приблизительно равные по количеству команды. Учащиеся выполняют 4 задания. Команды называют самых активных учеников и по сумме баллов им ставятся оценки.

Задание 1. « Устный опрос».

Правильный ответ оценивается в + 1 балл, неправильный в-1 балл, отсутствие ответа –0 баллов. Продолжительность ответа – 8-10 мин.

1. Назовите три крупнейших угольных бассейна Восточной Сибири. ( Ленский, Тунгусский, Канско-Ачинский).

2. Как называются вертикальные трубкообразные тела, рассекающие земную кору и заполненные рыхлой магматической породой? (Кимберлитовые трубки).

3. Назовите географическую восточную и западную границу Восточной Сибири? (Р. Енисей и р.Лена).

4. Какие вы знаете выходы кристаллического фундамента (что это) на поверхности Восточной Сибири? Как они называются? (Щиты). Сколько их? (2). Какие формы рельефа им соответствуют? (Анабарское и Алданское плато).

5. Что такое многолетняя мерзлота?

6. Мирный, Айхал, Удачная, что это? (Алмазные трубки).

7. К бассейнам каких морей и океанов принадлежат реки Восточной Сибири? (Моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря, Северный-Ледовитый океан).

8. Реки Восточной Сибири имеют медленное или быстрое течение? (Быстрое).

9. Какого происхождения озера Восточной Сибири, ледникового, термокарстового, тектонического? (И то, и другое).

10. В каких природных зонах лежит Восточная Сибирь? (Арктичесие пустыни, тундра, лесотундра, тайга).

11. Назовите природные ресурсы, которыми Восточная Сибирь наиболее богата? (Водными, лесными, минеральными).

Результаты опроса учитель заносит на доску

Задание 2. « Собрать карту».

Учитель разрезает любые общефизические карты Восточной Сибири и Русской равнины на 5-6 частей и раскладывает по конвертам (20 штук). Время выполнения задания 8 минут. Победитель (их может быть первые пять) получает 2 балла. Если проигравшие ученики укладываются во время – 1 балл, если не укладываются – 0 баллов.

Задание 3. « Найди ошибку».

Заранее готовится текст из 6-7 предложений на 4-5 ошибок. За каждую найденную ошибку + 1 балл. Время выполнения – 5 минут.

Текст: Восточная Сибирь большей частью лежит на юге умеренного климатического пояса. Из-за того, что здесь морской-континентальный климат здесь очень жарко и влажно. Почвы серые-лесные, плодородные. Растут кипарисовые леса. Зимой здесь +12, а летом + 2. Поэтому многолетняя мерзлота быстро тает.

Текст можно написать на доске. ( 7 ошибок).

Задание 4. « Отгадай номенклатуру».

Учитель готовит 20 конвертов в которые вкладывает карточки с названиями географических объектов Русской равнины и Восточной Сибири. В течении 3 минут ученики должны разложить их по столбикам. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.

Русская равнина: Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж, Северные Увалы, р. Днепр , Мещера, п-ов Кольский.

Восточная Сибирь: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, г.Бырранга, р.Олекма, п-ов Таймыр, Анабарское плато.

Урок проходит живо, ребята с интересом работают, показывая свои знания изученного материала и карты.