В многочисленных дискуссиях о модернизации России одним из главных вопросов является выбор модели развития. Весной 2002 г. президент РФ сделал важнейшее стратегическое заявление, которое можно только приветствовать: свое будущее Россия найдет на пути развития [3]. Инновации – это нововведения в какой-либо области человеческой жизни. Инновации – это неизменный атрибут прогрессивного развития общества [4]. Для России применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов является основой успеха в возрождении страны. Как верно отметил известный ученый Ж.И. Алферов: “Будущее России – не экспорт сырья, а новые технологии”. [3]
Очевидно, что в этих условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Сегодня многие образовательные учреждения страны заняты поиском продуктивных технологий воспитания личности, способной к оптимальной деятельности в условиях постоянно меняющегося мира и обладающую умениями адаптироваться в социокультурном пространстве, творчески преобразовывать действительность.
Наша средняя общеобразовательная школа № 107 г. Челябинска является муниципальной экспериментальной площадкой по теме “Психолого-педагогические условия формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “Экология и диалектика”.
Цель исследования состоит в разработке и апробации психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, способной генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовой к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющей сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье. Комплекс психолого-педагогических условий включает:
использование единых концептуальных подходов модели “Экология и диалектика” [5] – принципов: “симметрии и асимметрии”, “интегративно-гуманитарного подхода”, “разведения уровней”, “окна”, “выхода за рамки” в совместной деятельности учащихся, учителей , администрации в направлении продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития, являющихся связующей линией во введении в практику работы школы системы выделенных условий;
построение траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающую изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития учителями, психологами, родителями и самим школьником;
приоритетность воспитательной практики реализуемой в содержании, формах и методах личностно-ориентированного образования в деятельности школьников, педагогов, кафедр. всего педагогического коллектива;
использование методики коллективной творческой деятельности в воспитании и обучении, позволяющей создавать социально-психологическую среду, активно осваиваемую и развиваемую школьниками, родителями и учителями на уровне класса, разновозрастных отрядов, органов самоуправления школьников, кафедр, совета при директоре, педагогического совета, общешкольного родительского комитета и т.п.;
наличие системы научно-методической работы с педагогами школы в рамках интегративных кафедр, характеризующейся системообразующей ролью педагогического совета и способствующей разработке, отбору и реализации содержания, форм, методов и средств воспитания, обучения и развития личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие;
наличие резонансного управления школой на основе единой методологии-диалектики симметрии асимметрии, перехода от управления процессом к управлению результатом.
Остановимся подробнее на описании разработанной педагогами системы мониторинга, включающей изучение динамики развития личности ребенка и построение траектории его индивидуального продвижения в зоне ближайшего развития в форме книги “от 7 до 17”.
Мониторинг играет важную роль в управлении качеством образования. Практика отработки модели “Экология и Диалектика” [5] потребовала тщательного изучения личности ученика, параметров его развития. Именно тогда были заложены основы системы современного мониторинга. С 1996 года понятие “мониторинг” активно обсуждалось в школе на различных уровнях, этой проблеме были посвящены оперативные методические совещания, педсоветы, заседания кафедр. Результатами этих обсуждений для учителей школы можно считать:
- сформированность общего представления о мониторинге в школе;
- убежденность в необходимости психологического и педагогического мониторинга;
- накопление начального опыта организации и проведения исследований качества знаний, умений и навыков школьников (анкетирование, тестирование, контрольные срезы т. д.);
- потребность в расширении знаний и в овладении умениями по организации мониторинга.
Педагогические советы “Психолого-педагогическое обеспечение мониторинга учебно-воспитательного процесса школы “Экология и Диалектика” (ноябрь 1997 г.), “Система мониторинга – главный инструмент управления качеством образования (1998г.) способствовали формированию моделей отслеживания личностных качеств ученика, деятельности учителя, участия родителей в воспитательной системе школы.
Отслеживание проводили психологи, социальные педагоги, врач, классные руководители. Каждый учитель имел дневники наблюдения, тетради развития.
Но законно встал вопрос: “Как объединить эти начала?”
Для этого 9 ноября 2000 года под руководством заместителя директора по воспитательной работе Комаровской Ю.К. и заведующей кафедрой Севрюковой А.А. был проведен педагогический совет – повесть “Главная ценность школы – человек”. Его результатом стало создание книги “От 7 до 17”. Эта книга является продуктом совместной деятельности всего коллектива школы (педагогов, учеников, родителей), она начинается с титульного листа и характеристики класса. Каждая глава о нашем ученике имеет следующие страницы:
- Общие сведения об ученике.
- Интересы и склонности ученика.
- Лист творчества ученика.
- Отслеживание деятельности ученика во внеклассной работе.
- Критерии оценки общественной активности.
- Лист здоровья.
- Страница психолога.
- Страничка родителей.
- Личные качества ученика.
- Общеучебные умения и навыки.
Книги “От 7 до 17” хранятся в школьной библиотеке. Они заполняются регулярно (1 раз в год), изучаются тщательно учителями (индивидуально и рамках педологических советов по классам). Многие педагоги школы творчески подходят к созданию книги о любимых детях. Классные руководители Айчувакова Е.Р., Латыпина Р.А., Румянцева С.В. придумали свои оригинальные страницы: “Автопортрет ученика”, “Какой я?”, “Фотография класса”, “Наши награды”, “Скучалка по школе”, “Мой девиз” и др.
Преимущества подобного мониторинга:
- системный характер;
- диагностирующий (на основе констатации фактов);
- прогнозирование (наблюдения в течение многих лет с 1 по 11 класс);
- объективность (используются достоверные тесты);
- всеобъемлющий характер (изучаются многие стороны личности);
- отслеживание по предметам ведется в зоне ближайшего развития ребенка.
Однако, в результате трехлетней практической деятельности педагоги отметили трудности работы с книгой “От 7 до 17”: большие затраты времени на заполнение страниц, неумение некоторых педагогов применить данные книги “От 7 до 17” в образовательном процессе, недостаточность мониторинга по отдельным параметрам.
Возникла необходимость в новом педагогическом совете, который бы способствовал разрешению этих проблем. Такой педагогический совет состоялся в декабре 2003 года. Он назывался “Знакомьтесь, это я!”. Коллектив школы определил состав книги, содержание страниц было представлено защитой творческих проектов, разработанных учителями кафедр.
Теперь в нашей книге личностно-ориентированного мониторинга 7 страниц:
1. Титульный лист.
2. Страница родителей.
3. Страница психолога и логопеда.
4. Лист здоровья.
5. Лист классного руководителя.
6. Автопортрет ученика.
7. Лист учета учебных достижений учащихся.
Следующим этапом инновационной деятельности учителей школы является овладение основами построения траектории развития ученика на основе данных книги “От 7 до 17”, так как нас также, как и А.Ю. Акмалова занимают в психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий, которые “характеризуются переходом от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития” [1].
Этот новый виток в экспериментальной деятельности осуществляется совместно с городским центром информационного методического обеспечения развития воспитательных систем.
Многие считают прогнозирование в сфере общественных явлений и социальных наук и тем более в сфере формирования индивидуального и общественного миропонимания, мировоззрения делом бесперспективным, ненадежным, лежащим в плоскости умозрительных утопий и рассуждений фантастического характера [2]. Но мы полны энтузиазма и веры в то, что наши интегративные системные исследования личности ученика, построение траектории его развития являются актуальными и необходимыми для образования, тем самым наделяя его опережающей прогностической функцией и возможностью вести активную работу по совершенствованию Человека.
Литература:
1. Акмалов А.Ю. Современная парадигма педагогических технологий. – Челябинск: Околица, 2003, с.39
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/ Рос. Акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики.– М.: Совершенство, 1998, с.16.
3. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование.– Рос. Акад. наук, Ин-т человека, Ин-т истории естествознания и техники.– М.: Едиториал УРСС, 2003. с. 143
4. Котлярова И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации.– Челябинск: Челябинский Государственный Педагогический Университет, 1998, с. 6
5. Тарасов Л.В. Экология и Диалектика.– М.: Авангард, 1997.