Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю?
Дети во всех странах читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые пластинки, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми.
С одной стороны, как никогда раньше, осознается единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об “экологии культуры”, о сохранении неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, об эстетической уникальности каждой национальной культуры.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Стремление младшего школьника к яркому. Необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод , что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможность для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.
Передо мной встала задача: что необходимо изменить в учебном процессе, чтобы задания, способствующие развитию нравственной позиции, давались не от случая к случаю, а были в определенной системе?
Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности.
В программе “Наш край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:
- Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
- Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
- Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка.
Факультативный курс “Наш край” составлен как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Он изучается параллельно курсу “Окружающий мир” и разработан с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Л.В. Тарасов).
Цель. Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Задачи первого года обучения.
- Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи второго года обучения.
- Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.
- Потребность общения с родной природой.
- Бережное отношение к народному наследию.
Задачи третьего года обучения.
- Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.
- Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
- Показать значимость своей области среди других областей страны.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения. 34 часа.
№ |
Раздел плана, темы |
Кол-во часов |
I. Красота природы. |
||
Природа в городе. | 3 |
|
Что растет на нашей грядке. | 3 |
|
Животный мир Урала. | 3 |
|
II. Красота и симметрия. |
||
4 |
Город, в котором мы живем. | 2 |
5 |
Искусство Урала. | 3 |
6 |
Красота камня. | 3 |
III. Красота рукотворная. |
||
7 |
Музыка Урала. | 3 |
8 |
Книги уральских писателей. | 2 |
9 |
В гостях у Данилы-мастера. | 3 |
IV. Красота человека. |
||
10 |
Самобытность уральского слова. | 3 |
11 |
Многонациональность жителей Урала. | 3 |
12 |
Национальный костюм Урала. | 3 |
Учебно-тематический план.
Второй год обучения.34 часа.
I. Природа готовится ко сну. |
||
1 |
Природа Южного Урала. | 3 |
2 |
Уральская природа в стихах и рассказах. | 3 |
3 |
От истока к устью по реке Миасс. | 3 |
II. Природа засыпает... |
||
4 |
Кладовая Уральских лесов. | 3 |
5 |
Встречаем зиму! | 2 |
6 |
Народный календарь. | 2 |
III. Пока природа спит... |
||
7 |
Растительность в городе. | 3 |
8 |
Городская среда и человек. | 3 |
9 |
Уральские сказы. | 3 |
IV. Природа пробуждается и расцветает... |
||
10 |
Встреча весны! | 3 |
11 |
Насекомые Урала. | 3 |
12 |
Первоцветы Урала. | 3 |
Учебно-тематический план.
Третий год обучения. 34 часа.
I. Наш край. |
||
1 |
Культурные центры Челябинска. | 3 |
2 |
Особые богатства. | 3 |
3 |
Предприятия Челябинска. | 2 |
II. Наша страна. |
||
4 |
Многообразие растительного мира. | 3 |
5 |
Многообразие животного мира. | 3 |
6 |
Многообразие профессий. | 2 |
III. По следам великих географических открытий. |
||
7 |
История картофеля. | 3 |
8 |
История помидора. | 3 |
9 |
История огурца. | 3 |
IV. Строение и жизнь растений. |
||
10 |
Растения полей. | 3 |
11 |
Растения садов. | 3 |
12 |
Лекарственные растения. | 3 |
Ожидаемые результаты обучения
по факультативному курсу “Наш край”.
- Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
- Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.
- Ребенок должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
- Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей.
- Уметь составить “паспорт” реки, растения, животных нашей области.
- Знать культурные центры Челябинска (театры, музеи).
- Уметь изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.
Что же касается конкретных занятий, то можно не сомневаться, что их у ребенка окажется больше, чем мы ожидаем. Самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы.
Результатом краеведческой работы младших школьников является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор краеведческого материала, посещение разнообразных музеев, участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка.