Факультативный курс "Наш край" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали, об уникальности каждой национальной культуры.

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю?

Дети во всех странах читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые пластинки, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми.

С одной стороны, как никогда раньше, осознается единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об “экологии культуры”, о сохранении неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, об эстетической уникальности каждой национальной культуры.

Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Стремление младшего школьника к яркому. Необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод , что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможность для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Передо мной встала задача: что необходимо изменить в учебном процессе, чтобы задания, способствующие развитию нравственной позиции, давались не от случая к случаю, а были в определенной системе?

Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности.

В программе “Наш край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю:

  1. Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
  2. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.
  3. Изучение родного края способствует активизации учебно-познавательной деятельности детей, что ведет к развитию познавательных способностей каждого ребенка.

Факультативный курс “Наш край” составлен как дополнение к предмету “Окружающий мир” и рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Он изучается параллельно курсу “Окружающий мир” и разработан с учетом программ и учебников по данному предмету (автор Л.В. Тарасов).

Цель. Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Задачи первого года обучения.

  1. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
  2. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Задачи второго года обучения.

  1. Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.
  2. Потребность общения с родной природой.
  3. Бережное отношение к народному наследию.

Задачи третьего года обучения.

  1. Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.
  2. Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
  3. Показать значимость своей области среди других областей страны.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения. 34 часа.

Раздел плана, темы

Кол-во часов

I. Красота природы.

  Природа в городе.

3

  Что растет на нашей грядке.

3

  Животный мир Урала.

3

II. Красота и симметрия.

4

Город, в котором мы живем.

2

5

Искусство Урала.

3

6

Красота камня.

3

III. Красота рукотворная.

7

Музыка Урала.

3

8

Книги уральских писателей.

2

9

В гостях у Данилы-мастера.

3

IV. Красота человека.

10

Самобытность уральского слова.

3

11

Многонациональность жителей Урала.

3

12

Национальный костюм Урала.

3

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.34 часа.

I. Природа готовится ко сну.

1

Природа Южного Урала.

3

2

Уральская природа в стихах и рассказах.

3

3

От истока к устью по реке Миасс.

3

II. Природа засыпает...

4

Кладовая Уральских лесов.

3

5

Встречаем зиму!

2

6

Народный календарь.

2

III. Пока природа спит...

7

Растительность в городе.

3

8

Городская среда и человек.

3

9

Уральские сказы.

3

IV. Природа пробуждается и расцветает...

10

Встреча весны!

3

11

Насекомые Урала.

3

12

Первоцветы Урала.

3

Учебно-тематический план.

Третий год обучения. 34 часа.

I. Наш край.

1

Культурные центры Челябинска.

3

2

Особые богатства.

3

3

Предприятия Челябинска.

2

II. Наша страна.

4

Многообразие растительного мира.

3

5

Многообразие животного мира.

3

6

Многообразие профессий.

2

III. По следам великих географических открытий.

7

История картофеля.

3

8

История помидора.

3

9

История огурца.

3

IV. Строение и жизнь растений.

10

Растения полей.

3

11

Растения садов.

3

12

Лекарственные растения.

3

Ожидаемые результаты обучения
по факультативному курсу “Наш край”.

  1. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
  2. Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.
  3. Ребенок должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
  4. Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей.
  5. Уметь составить “паспорт” реки, растения, животных нашей области.
  6. Знать культурные центры Челябинска (театры, музеи).
  7. Уметь изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.

Что же касается конкретных занятий, то можно не сомневаться, что их у ребенка окажется больше, чем мы ожидаем. Самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы.

Результатом краеведческой работы младших школьников является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор краеведческого материала, посещение разнообразных музеев, участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка.