Интегративный предмет "Театр"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


За семь лет работы по предмету театр появились некоторые наработки. Каждая отдельно взятая тема урока имеет 2-3 варианта ее освоения, проработки, погружения в тему. Первые 3-4 года работы по предмету, темы были разработаны мной на определенную возрастную группу учащихся. Последние 3 года разрабатываю уроки и конструирую их так, чтобы предмет разговора и исследуемый материал был близок, доступен, интересен самой разнообразной аудитории. Практически, с таким уроком я в течение всей школьной рабочей недели прихожу во 2-й, 5-й, 7-й классы. Этот опыт считаю удачным.

1) Сама ситуация погружает меня в материал глубоко и всесторонне. Тема захватывает каждый раз с новым энтузиазмом. Мое трепетное горение безусловно передается аудитории. Интерес аудитории легче «подогреть».

2) Опыт каждого урока моментально, а не через год, переносится и отрабатывается на следующем уроке. (Результаты мобильно анализируются и корректируются).

3) Проигрывая тему с большим количеством детей, мы погружаемся в океан знаний, умений, наблюдений с учетом личного опыта каждого участника творческого процесса. Знакомясь с жизненным опытом ребят разных по возрасту, темпераменту, креативности, трудолюбия, настроя на предмет, тема, как «шкатулка» наполняется драгоценностями, становится привлекательной, значимой. Роль ученика на уроке приобретает ключевое значение. Каждый участник процесса - драгоценный камень «для шкатулки». Урок творится всеми вместе. Такой подход к уроку формирует у учащихся понимание нужности и ценности каждой личности в истории человечества в целом.

Готовясь к уроку интегративного предмета, я прорабатываю событийные моменты темы, без чего освоение материала затруднительно. Содержанием тема наполняется на каждом уроке заново. Движущей силой являются событийные моменты. Они включают в себя разные области знаний человека, различный опыт, проблематику, вариативность. Иногда «манком» для творчества является спрогнозированная ситуация «тупика».

Освоение тематического пространства, таким образом, дело увлекательное и продуктивное. Продукт нарабатывается в процессе преодоления и проживания событийности. Важнейшим фрагментом творческих наработок является анализ и обобщение трудностей: опасных моментов на пути постижения интегративности преподавания.

1) Педагогу и учащимся можно так увлечься ситцево-пестрым, многоплановым, разносторонним творением темы на уроке, что в результате урок может получиться «ни про что». Наши бесценные знания в виде салата с множеством ингредиентов в жизни ученикам не пригодятся.

2) Важно не рассуждать с учениками о ценности темы или иных знаний и умении, а истинно овладеть ими. Можно бесконечно много и красиво рассуждать о музыке, живописи, театре, литературе, науке, спорте, политике, можно написать по какому-нибудь поводу научный труд и быть вполне убедительным, но гораздо труднее взять в руки кисть и написать картину, сыграть на инструменте, сочинить считалку и т.д. Можно правильно и тонко понимать природу актерского искусства, но куда сложнее выйти на сцену, прожить маленький эпизод жизни персонажа литературного или драматургического произведения.

3) Интегративные предметы в общеобразовательном процессе - это особый взгляд на мир. Это другой способ постижения действительности. С этими особенностями необходимо знакомить родителей учащихся.

Рассуждая о некоторых собственных наработках, смею утверждать: преподавание интегративного предмета «Театр» в общеобразовательной школе - возможность соединить знания с развитием самой личности, ее душевным миром. Это путь постижения действительности.

Как оттенить тишину?

2-ой год занятий по программе, 2 урока в театральной мастерской.

У нас на занятии сегодня будут гости. Есть повод придумать новый урок. Новый, потому что моя программа по предмету «Театр» позволяет быть какой-нибудь теме почти спонтанно, без логики и ущерба для образовательной линии.

1. Этап. Погружение в предлагаемые обстоятельства.

Начинаю урок со знакомства ребят с гостями - педагогами из родных городов Челябинской области. «Что делают педагоги на работе? Какую продукцию они выпускают?» - спрошу я ребят. Учат, воспитывают, помогают и участвуют в организации и проведении разных добрых дел и т.д. Спрошу о других профессиях. Они перечислят много работ своих мам и пап. Наше общение начинает складываться. Теперь общению нужно придать продуктивность. И я смею ребят озадачить необычной профессией или делом, которым занимались отдельные люди в древности и занимаются теперь - это философия. Спрошу ребят, знают ли они, чем конкретно занимается философ, какую продукцию выпускает. Даю простейшее понятие. Философ - человек, который любит мудро относиться ко всему, что есть в окружающей нас жизни. Предлагаю на нашем сегодняшнем уроке стать мудрецами. Вручаю каждому нагрудный знак - изображение совы-птицы, символизирующей мудрость.

Важно отметить - изображение птицы у каждого должно быть непохожим на остальные (разное настроение, ситуации, в которых сова прорисована и т.д.).

С чего начать мудро мыслить? С попытки сосредоточиться на простейшей задаче. Раздаю карточки с разными рисунками. Необходимо за единицу условно взятого времени найти как можно больше отличий в рисунках. После выполнения упражнения объявляю тему для философствования. На мягком коврике собираю ребят и «пишу» с помощью карточек - букв алфавита предложение: как оттенить тишину.

2. Этап. Продуктивная деятельность.

Самым трудным для понимания является слово - оттенить. Разбираем слово по составу и придумываем другие слова с приставкой «от», объясняя себе их смысл. Отпрыгнуть (оказаться на другом месте, противоположном), отгладить (было помятое, не глаженое белье, одежда, а стало другим - приятным, аккуратным), оттаять (был лед, стала водичка) и т.д. Эти более понятные слова приближают нас к пониманию трудного слова. Традиционным моментом многих наших уроков является игра в Домашний театр. Сегодня с помощью героев пальчикового театра (медвежонка и ежика) рассказываю сказку С. Козлова «Как оттенить тишину». После представления обмен мнениями между мудрецами. Чтобы оттенить неподвижность - нужно двигаться, чтобы оттенить тишину - нужно петь, тараторить, кричать. Чтобы увидеть, услышать и понять про что-то одно, то нужно увидеть, услышать и осознать нечто другое, не такое как это, а отличающееся, даже противоположное. И это важная мудрая мысль, которую мы вместе с ребятами пытаемся осознать.

Проиграем и закрепим эту мысль на ряде упражнений.

1 упражнение: «Найди свою группу». Все мудрецы под музыку гуляют по площадке, придумывая, что можно делать в заданном настроении. Но, услышав сигнал (звон колокольчика, хлопок), делятся на две группы:

а) в одной мудрецы, одежда которых более темных оттенков, в другой - светлой;

б) в одной группе мудрецы, у кого дни рождения ближе к зиме, в другой - к лету, и т.д.

2 упражнение: «Отследи движение звука». Мудрецы закрывают глаза. Вытянутая правая рука будет следить за движением по площадке одного тихого звука, который воспроизведет один играющий с помощью любого музыкально звучащего или шумящего предмета или инструмента. В это время, левая рука будет следить за целым хором звуков, воспроизводимым другим играющим учеником, с помощью нескольких, например, металлических пластинок от металлофона. После упражнения мудрецы коротко анализируют результат. Что было предметом выделения, подчеркивания, усиления звучания. Ребята отмечают особенность второго упражнения: В нем несколько оттеночных пар: один - много, тихо - громко, глухой - звонкий.

3 упражнение: «Проиграй ситуацию». Даны обстоятельства. Отдых у водоема под палящим солнцем. Предлагаю сыграть ситуацию, которая может оттенить данные мной обстоятельства. Два других ученика попробуют сыграть другую пару обстоятельств: Шумный учебный класс. Все и все неугомонно двигаются и веселятся и нечто другое, оттеняющее эти обстоятельства.

4 упражнение: «На открытии выставки». Ребята делятся на 2-3 группы. Каждой дается набор открыток произведений живописи разных художников. Предлагается организовать выставку так, чтобы в теме выставки проявился оттеняющий элемент. Например, в теме «Портреты» -пожилые люди и детей, в теме «Пейзаж» - лето и зима и т.д.

5 упражнение: «Дорисуй». На большом листе ватмана нарисован красивый павлин. Но самую важную часть рисунка - хвост художник не раскрасил. Эта задача для мудрецов. Хвост должен быть яркий, переливающийся всеми цветами. Трудность заключается в том, чтобы каждый раз брать краску, оттеняющую предыдущую. Каждый мудрец пробует поработать с цветом. Так с голубым появится синий, с черным - красный цвет пера, с белым - коричневый и т.д. По результатам упражнения мудрецы вновь обменяются своими ценными мыслями. Они приходят к мудрому осознанию проигранных, предлагаемых обстоятельств. То, что хочешь понять, постигнуть, оценить, оттенить, необходимо поставить рядом, приблизить друг к другу. Ведь все цветовое многообразие существует в нашем мире в единстве.

3. Этап. Кульминационный момент урока

Каждую минуту в нашей разнообразной и цветной жизни можно найти повод для тех, кто любит мудрствовать. «Легко ли быть мудрецами» - спрошу я ребят. Ответы будут разные: трудно, не очень, легко.

4. Этап. Урок в большой мир.

Каждый мудрец собирает свои ценные мысли не для того, чтобы толстеть или богатеть, а чтобы делиться ими с другими. У мудрецов Древней Греции это получалось здорово, ведь они в совершенстве владели ораторским искусством. Я коротко рассказываю историю великого Демосфена, который тренировал свою речь с помощью камешков. А нам можно тренироваться с помощью бобов. Летом использовать прямо с грядки, а зимой сушеные. Предлагаю речевое упражнение. С помощью камешков - бобов проговорить любимые чисто говорки в трех темпо-ритмах: медленно, быстро, очень быстро.

В заключительной части урока я еще раз хочу подчеркнуть единство и многообразие противоположностей в окружающем нас мире. Я беру в руки глобус. Обращение к глобусу на уроках театра является моментом традиционным. Акцентирую внимание мудрецов на форме нашей единой для всех земли - форме шара - универсума единства и одновременно разнообразии и яркости всех ее частей. Сегодня мы посмотрим, где находится страна Китай с древнейшей культурой и великой мудростью. У китайского народа есть любимый символ. Это инь и янь. Я показываю ребятам, как он выглядит. Они коротко обмениваются мудрыми мыслями, осмысливая, что это может значить. В едином круге мир противоположностей: черное оттеняет белое, день от ночи, добро от зла, легкое от трудного, мужское от женского и т.д. Здорово, что мы смогли понять, прочитать эти символы.

5. Этап. Формирование среды.

Мы прощаемся с гостями. И я предлагаю, по желанию, поделиться накопленной на уроке мудростью. Подарить свою сову (нагрудный знак) одному из гостей.

Стоит заметить, что тема для сегодняшнего урока не самая театральная и не самая лёгкая. Но постигать окружающую действительность и себя в ней дело увлекательное и главное, - востребованное нашими современными учениками.