В последние 10-15 лет наблюдается осознание принятия срочных мер по улучшению окружающей человечество среды. Это заставило меня, учителя окружающего мира (ОМ) – 5-6 классов и географии 6-7 классов, взглянуть на географическую оболочку (Г.О.) как самую главную часть огромного “космического” комплекса “Земля – Солнце”, в которой происходят важные процессы для жизни на Земле и откуда человек получает материальное обеспечение и духовное развитие.
Тема “Г.О. ее строение, особенности и закономерности” актуальная и сложная для изучения в 6-7 классах, т.к. требует от ученика комплексных знаний по природоведению, географии, умения сравнивать, выяснять причинно-следственные связи природных явлений – все это основано на индивидуальных особенностях ребенка: его памяти, образном мышлении, конкретном или абстрактном представлении. Из опыта работы в 6-7 классах по “ОМ – VI” и географии 6-7 класс, видно, что понимание и усвоение структуры и особенностей Г.О. происходит лучше, нежели ее закономерностей. Изучение Г.О. методом логического опорного конспекта (ЛОК) и опорного конспекта (ОК) способствует наиболее осмысленному усвоению знаний, развитию умений самостоятельно излагать устно теоретические знания: помогает ученикам “объяснить – описать – определить – сделать вывод”. На уроках, при выполнении домашних заданий ученики учатся графическому конспектированию, которое имеет практическое значение, т.к. находит применение в работе с различными источниками информации по другим предметам, и поможет им в студенческие годы.
Построение ЛОК и ОК осуществляется поэтапно, в соответствии с вопросами темы урока и в определенной последовательности: отбор сведений в результате анализа карт, таблиц, обобщения материалов с последующим графическим изображением в ОК.
Пример: “Роль живых организмов в образование Г.О.”
После чтения § учебника или на основе воспроизводства знаний по теме “Биосфера” ученики изображают такой схемой и проговаривают суть взаимосвязей, взаимозависимостей сфер Земли, отмечая каждый раз “Роль живого вещества на планете”.
Говоря о структуре Г.О., ученикам задается вопрос: "Из каких земных оболочек состояла Г.О. до появления живых организмов?" Ответ: "Ниж.Атм., вер.Литос, вся Гидро."
Вопрос: Как менялись земные оболочки под воздействием живых организмов? Учащимся предлагается составить ЛОК – схему “Изменение земных сфер под влиянием живого вещества, зная такой процесс как фотосинтез, процесс образования почвы и суть геологического круговорота учащиеся изображают:
Составной частью ЛОК или ОК являются вопросы и задания. Они активизируют познавательный интерес, побуждают учеников к поиску самостоятельных решений, развивают умение аргументировано отвечать.
При изучении ГО использую принципы модели “Экология и диалектика”: интегративно -гуманитарный (грани личностного восприятия, сопричастности, глобального восприятия, ориентация на консенсус, личной ответственности); принципы “окна”, “выхода за рамки” и “разведение уровней”. Удачно вписываются эти принципы при объяснении, беседах, работах с ЛОК, ОК постановкой таких вопросов: “Как это важно для тебя?”, “Доступно ли тебе, классу, школе участвовать в движении “Зеленых?”, “Готов ли ты сегодня помочь атмосфере города?”
Домашние задания позволяют ученикам проявить творчество, личную ответственность, а “выход за рамки” глубже понять процессы взаимосвязей частей Г.О., основанные на биогеннохимических, физических циклах; принцип “окна” дает основу для восприятия учениками единства окружающего нас мира как сложную, но очень тонкую, географическую оболочку – систему, состоящую из отдельных деталей – “кирпичиков”.
Цель уроков по теме “Географическая оболочка”:
- раскрыть ученикам идею целостности окружающего нас мира через сложную планетарную систему – географическую оболочку;
- показать закономерность пространственного строения Г.О.;
- вскрыть факторы, обусловливающие саморазвитие Г.О., т.е. развитие, изменение во времени и в пространстве вследствие влияния внутренних и внешних источников энергии;
- выявить основные особенности и закономерности Г.О.;
- подчеркнуть современные экологические проблемы Г.О., возникающие в результате хозяйственной деятельности человека и пути решения некоторых из них (использовать учение В. Вернадского “О ноосфере”). Г.О. мною рассматривается как сложная планетарная система со своими удивительными способностями (разнообразием, устойчивостью, управляемостью) и способами построения: “кирпичики-компоненты” и “кирпичики-территории”.
На уроках организуется работа со схемами круговоротов веществ и энергии, картинами природных зон для показа их размещения на планете в зависимости от климата, географической широты, рельефа и азональных факторов. В этом плане уроки географии в 7 классах, особенно по размещению природных зон на материках, должны проходить, использую методику сравнения. Например, сравнивая размещение природных зон Африки и Северной Америки, ученики должны находить и объяснять зональные и азональные факторы, влияющие на размещение ПЗ на этих материках.
Самостоятельная работа по теме “Г.О.” проводится после прохождения темы: она заключается в описании по картине любого природного комплекса “ПК” (лес, болото, пойма, озеро, луг, горный массив, пустыня, саванна) с указанием взаимосвязей, взаимозависимостей всех природных компонентов и влияния человеческого фактора. Картинки, репродукции картин предлагает учитель или сами ученики подбирают дома. Предлагаю ученикам описать свой садовый участок, отрывок из книг, где идет разговор о природных компонентах или фрагмент из телепередач.
Домашнее задание направлено на осмысленное понимание понятий по теме: “Г.О.”: природные компоненты, природный комплекс “ПК”, географическая зональность, широтная зональность, высотная поясность, целостность, ритмичность, ярусность, зональность – азональность, непрерывность, симметрия и асимметрия, периодичность.
Итоговое задание “Как человек может участвовать в ослаблении экологической нагрузки на географическую оболочку?”
Форма: рассказ, стихотворение, поэма, сочинение, рисунок и т.д., т.е. вариантные выполнения.
Круговорот веществ и энергии Г.О.
Внимание! Учащиеся рассматривают рис. 29.31 (в учебнике 7 кл.) и рис. “Биотического круговорота воды” (на парте лежит как раздаточный дидактический материал).
Вопросы:
1. Что общего и какие различия в рисунках?
2. Что такое круговорот веществ?
Варианты ответов…
Круговорот-механизм движения веществ.
3. Существуют ли круговороты в каждой земной сфере? Ответ обоснуйте.
4. Назвать известные вам круговороты.
5. Какова роль круговоротов в Г.О.?
Круговороты веществ и энергии (КВ и Э) поддерживают единство, целостность “Г.О.”
Круговорот воздуха в тропосфере
Работа с рис. 17,18 учебника.(“рис 1”)
Вопросы:
1. По рис. 18 определите, в каком направлении на Земле перемещаются воздушные массы?
От экватора к N,S полюсам.
2. Между какими гео/широтами находится основная масса воздуха?
Между экватором и Заполярьем.
3. В чем причина перемещения воздушных масс?
По рис. 17 учебника (“рис. 1”)
Варианты ответов…
Движение Земли вокруг Солнца —> смещение
Зенитального положения Солнца —> полюсов
Bd и Hd; наличие океанов и материков, которые по сезонам нагреваются по разному, вызывая разницу атмосферного давления; географическая широта нагрев земной поверхности разный.
4. Какие ветры осуществляют перемещение В.м?
Западные, пассаты, т.е. постоянные.
Вывод: круговорот воздуха осуществляется через систему ветров и вертикального давления воздуха. С воздушным круговоротом идет перераспределение тепла и влаги между тропосферой, литосферой (сушей) и океаном.
Круговороты воды на живой планете. (из книги “Четыре грани” проф. Л.В. Тарасова).
На какой-то планете есть атмосфера и вода, но нет почему-то жизни. Легко представить, как проходит круговорот Н2О на такой планете.
– Подумай и сделай рисунок такого круговорота воды.
– Какие оболочки взаимодействуют в данном круговороте?
А у нас, на живой планете Земля все сложнее, интереснее. Надо говорить не о круговороте, а о круговоротах воды. Их несколько. Кроме облаков, рек, морей и озер, в них участвуют растения, животные, почва. Вот они – эти круговороты воды на Земле.
Сначала наглядись на них, а потом поразмышляй над ними самостоятельно.
Биотический круговорот и его роль в природе (“рис 2”).
Осадки выпадают на сушу и образуют подземные воды, в листьях за счет фотосинтеза CO2 + H2O —> CH2O + O2 образуются органические вещества, которые попадают в почву, либо поедаются животными.
В почве, животных происходят процессы окисления CH2O + O2 —> CO2 + H2O.
Животные выделяют H2O при дыхании, с мочой. Вторая часть воды через почву попадает снова к растениям, либо стекает в реки и моря.
5. Биологический круговорот в Г.О.
Биосфера, т.е. все живые организмы являются важнейшим компонентом Г.О.
Вопрос: 1. Роль живых организмов в Г.О. (знания из урока 1)?
Задание: самостоятельно разобрать рис. “БиоКруговорота”.
Рисунок изображен цветными мелками на доске(“рис 3”).
2. Какое царство живых организмов имеет самую большую биомассу и почему?
3. Растения отдают почве больше, чем берут из нее. Почему?
4. Какое для вас имеет значение знания о биокруговороте?
Геологический круговорот веществ.
Круговорот веществ в земной коре показан на рис. 31 учебника (“рис 4”).
5. Какие силы поддерживают круговорот горных пород и какие сферы участвуют в этом круговороте?