Методическая разработка "Изготовление декоративных панно из деревянной стружки"

Разделы: МХК и ИЗО


I. ДЕРЕВЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”.

Так с любовью говорит народ о добром, щедром русском лесе.

Издавна дерево украшало Русь теремами и храмами, мельницами и колодцами. Из дерева строились избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.

Из дерева делали все – и мебель, и кухонную утварь, и сани, и колыбель для ребенка, и прялки, и игрушки. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывались или украшались резьбой. У практичного хозяина всякое лыко в строку, в работу идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из лыка плели лапти, из корней и ветвей – изящные и ловкие корзины. Удивительно красивые и удобные вещи русские крестьяне делали из бересты. Мастера-щепетинники славились своим умением изготавливать дранку для крыш, лемеха для куполов церквей, а на Пасху свивали они цветы из тончайшей осиновой стружки.

Не утратило дерево свое практическое значение и в наши дни. Осмотритесь внимательно в квартире, где вы живете, в помещении, где вы учитесь или работаете, выйдете на улицу, в парк, и вы убедись, как прочно вошло в нашу жизнь древесное растение. Теперь, благодаря открытиям в области химии, дерево еще шире используется в промышленности, строительстве.

Много в природе деревьев – лекарей. Целебными свойствами обладают их кора, почки, листья, цветы. Широко проводимые в последние годы исследования в области биоэнергетики позволили выявить еще целый ряд полезных качеств наших зеленых друзей.

Сегодня уже не секрет, что деревья способны регулировать наше физическое и психологическое состояние на уровне энергоинформационного взаимодействия в системе “человек – дерево”.

Кстати, о подобных свойствах деревьев было известно издавна. В “Толковом словаре” Даля можно найти, например, такой совет: ''Коли ноги сводит, то кладут осиновое полено, а от головных болей - в голову''.

Интересно, что целебным является не только контакт с живым деревом, сильное воздействие оказывают стружки, помещенные в мешочки из льна, ситца и полотна.

Теперь становится очевидным, что совсем не безразлично, из какого дерева изготовлена ваша мебель, построена баня или дача, какие деревья растут в вашем саду, причесываетесь ли вы пластмассовой расческой или деревянным “лечебным” гребешком.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СТУДИИ.

Занятия в студии декоративно-прикладного творчества дают возможность педагогу широко использовать краеведческий материал, он знакомить детей с историей Сибири, народными традициями, животным и растительным миром Новосибирской области.

Работа со стружкой стимулирует интерес детей к приобретению знаний не только о тех породах деревьев, с которыми они имеют дело, но и в целом о всей растительности нашего края.

Чтобы сделать занятия в студии более эмоционально насыщенными, можно вводить эти знания, используя развивающие и обучающие игры:

  1. Игра “Составь букет для…”. Детям предлагается подарить воображаемый (или нарисованный) букет тому, кому хочется, и рассказать, из каких растений составлен их букет, какими полезными свойствами они обладают, какими магическими свойствами наделяли их наши предки.
  2. Игра “Снежный ком”. Построение тематической последовательности слов, например: перечисление названий хвойных и лиственных деревьев и кустарников нашего края, полевых трав.
  3. Игра “Угадай”. По запаху узнать растение и рассказать о нем.
  4. Изобразительная викторина. Назвать автора предложенного пейзажа (натюрморта), указать какие деревья (травы) изображены на нем, рассказать о них.
  5. Игра “Найди ошибку”. Задание предполагает поиск ошибок в тексте (заведомо неверные высказывания или нарушение логических связей). Например: первыми обживают свободные территории ели, а под их защитой прорастают березовые сеянцы.
  6. Игра “Исключи лишнее”. Предлагается группа слов, которые, за исключением одного из них, объединяются общим понятием. Например: лиственница, береза, осина, тополь.
  7. Игра – одушевление. Детям предлагается почувствовать себя каким-либо цветком, деревом и рассказать о том, как им живется, что им нравится, и что их тревожит.

III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ПАННО ИЗ ДЕРЕВЯННОЙ СТРУЖКИ.

1. Оборудование, материалы.

В качестве исходного материала для декоративных работ годится стружка любых пород деревьев. При этом она будет отличаться оттенком цвета и текстурой. Например, береза имеет светлую, почти белую древесину, несколько темнее кедр, а древесина сосны отличается характерным чередованием беловатых и желтых полос.

Снимается стружка с доски хорошо заточенным рубанком. Если снимать стружку с торца доски, то можно получить ленту с ровными краями, необходимой вам ширины, которую можно будет в дальнейшем использовать без обработки в качестве декоративного элемента композиции. Заготовленную стружку удобно хранить в картонных коробках, предварительно рассортировав ее по цвету, ширине полосы.

Формировать детали цветов из стружки следует острыми ножницами с тонкими лезвиями.

Для склеивания деталей цветка и крепления цветов к фону используется клей ПВА.

2. Технология изготовления цветов из стружки.

Изготавливаемые цветы по форме, размеру и количеству лепестков условно разделим на группы: “лилии”, “астры”, “ромашки”, “васильки” и цветы в стиле “фэнтези”.

Последовательность изготовления цветов:

а) изготовление сердцевины цветка. Для нераскрывшегося бутона и сердцевины цветка выбирайте туго скрученные полосы – спирали стружки. Если они не достаточно велики, последовательно накручивайте их, пока не получите нужного вам размера, чтобы они не раскручивались, нанесите на конец полосы клей и прижмите его, зафиксировав круглой резинкой. Можно формировать крупную сердцевину из нескольких разных по ширине и высоте, объединив их в один круг (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

б) изготовление лепестков цветка. Для изготовления лепестков цветка выбирайте слабо закрученную стружку. Если стружка сильно перекручена, ломкая, перед работой ее следует опустить на 3 – 5 мин. в воду комнатной температуры.

Необходимо запомнить!

  • Всегда располагайте лепесток вдоль полосы стружки (вдоль волокна древесины) (рис. 2а).
  • Срезать нужно от середины лепестка к краю во избежания заламывания стружки (рис. 2б).
  • Нижний край лепестка должен быть заостренным, это облегчит вам сборку цветка (рис. 2в).

Рис. 2

Рис. 2

Формировать лепестки цветка следует в соответствии с типом цветка, который вы хотите получить (рис. 3-7).

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

в) сборка цветка. Когда все детали будут готовы, сформируйте цветок, вставьте лепестки в сердцевину и убедитесь, что количество лепестков достаточно. Вынимая лепестки по одному, смазывайте нижний край лепестков клеем и возвращайте их на место. Собрав цветок, еще раз расправьте (равномерно распределите) все лепестки и аккуратно уберите цветок на просушку.

3. Подготовка фона.

Пока собранные вами цветы склеиваются, вы можете продумать, на каком фоне вы будете собирать композицию из них.

Форма фона может быть произвольной: прямоугольная, вытянутая вверх и по горизонтали создает чувство движения; квадратная – устойчивая, статична; круглая – задает движение по кругу.

Материал для изготовления фона. Для фона годится цветная бумага не ярких и не слишком светлых тонов. Можно использовать мешковину, флок, шпон, затонированные морилкой тонкие спилы дерева. Интересно смотрится сочетания разных материалов. Главное, чтобы цвет их был не ярким, ведь самыми заметными в композиции должны быть цветы, которые вы изготовили.

Сборка фона. Подклеивать фон следует на плотный коробочный картон, держа его под прессом до полного высыхания. Затем фон оформляем в рамку, так как после закрепления на нем хрупких цветов из стружки вы не сумеете этого сделать.

Рамку тонируйте морилкой, чтобы она была немного темнее стружки.

4. Составление композиции.

Для начала обратимся к истокам слова “композиция”; так на латинском языке оно означало сопоставление, сложение, соединение частей и приведение их в порядок. В изобразительном искусстве композиция – это построение произведения, соотношение частей произведения, образующее единое целое.

Рис. 8

Рис. 8

Рассмотрим несколько вариантов расположения силуэтов (в нашем случае силуэтом будет один или группа цветов из стружки) на квадратном фоне (рис. 8). Главная задача – определить пропорциональные соотношения между пространством фона и размером силуэта, выяснить впечатление, производимое каждым вариантом. Слишком малая фигура в большом пространстве вызывает чувство неудобства, неуютности, одиночества; а чрезмерно великая – стесненность. Точное расположение в центре, на перекрестке осей создает впечатление уравновешенности, спокойствия. При расположении ниже горизонтальной оси – ощущение тяжести, приземленности, а выше – чувство легкости, приподнятости.

Составляя композицию из цветов, изготовленных из стружки, вы испытаете затруднение в связи с тем, что все части композиции будут практически одинаковы по цвету. Поэтому чтобы цветы не сливались в одно безликое пятно, используйте контраст размера и формы. Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в “Трактате о живописи” советовал сочетать контрасты, ''рядом с высоким ставить низкого, с толстым – худого…''.

Составляя композиции, вы можете сделать ее симметричной и асимметричной, динамичной и статической (рис. 9). Симметричные композиции выглядят более строго, торжественно, они уравновешены, чаще статичны. Несимметричные – вызывают ощущение движения, они более свободны.

Рис. 9

Рис. 9

Распределив цветы на фоне, дополните коллаж другими, не менее важными элементами – изображениями насекомых, веточек и соцветий, выполненными из семян арбуза, кабачка, тыквы, дыни, калины, клена; колосками злаков, створками стручков фасоли, гороха.

Составив композицию, убедитесь, что выполнена она в соответствии с правилами, подклейте все детали к фону клеем ПВА.

Сочетание теплого солнечного цвета стружки и ее веселой, закрученной формы не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Сама работа с таким материалом радостна и приятна, и может уравновесить в психическом состоянии ребенка нагрузки сегодняшней жизни.

Умело спланированная работа с природным материалом, в частности с деревянной стружкой, расширяет и углубляет знания детей о культуре, истории и природе родного края, что способствует формированию целостного представления об окружающем мире, воспитывает чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Используемая литература.

  1. Петров В.В. Растительный мир нашей родины “Просвещение” М., 1991.
  2. Майорова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство”. “Русский язык” М., 1990.
  3. Чернов А. “Невостребованная столица, или игра в бисер по-русски” // Знание – сила 1998,  № 5 с. 60–72.
  4. Федотова Н. “Дерева вы мои, дерева…” // Знание – сила, 1996, № 11 с. 49–55.
  5. Ивченко С.И. Книга о деревьях “Лесная промышленность” М., 1973.
  6. Борейко В. “Как относятся к деревьям разные народы” // Начальная школа, 1997. № 4 с. 61–62.
  7. Гюльвердиева Л. “Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей” // Начальная школа, 1998. № 6 с. 71–76.
  8. Лебедева Е. Искусство художника-оформителя. “Советский художник” М., 1981.