I. ДЕРЕВЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”.
Так с любовью говорит народ о добром, щедром русском лесе.
Издавна дерево украшало Русь теремами и храмами, мельницами и колодцами. Из дерева строились избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.
Из дерева делали все – и мебель, и кухонную утварь, и сани, и колыбель для ребенка, и прялки, и игрушки. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывались или украшались резьбой. У практичного хозяина всякое лыко в строку, в работу идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из лыка плели лапти, из корней и ветвей – изящные и ловкие корзины. Удивительно красивые и удобные вещи русские крестьяне делали из бересты. Мастера-щепетинники славились своим умением изготавливать дранку для крыш, лемеха для куполов церквей, а на Пасху свивали они цветы из тончайшей осиновой стружки.
Не утратило дерево свое практическое значение и в наши дни. Осмотритесь внимательно в квартире, где вы живете, в помещении, где вы учитесь или работаете, выйдете на улицу, в парк, и вы убедись, как прочно вошло в нашу жизнь древесное растение. Теперь, благодаря открытиям в области химии, дерево еще шире используется в промышленности, строительстве.
Много в природе деревьев – лекарей. Целебными свойствами обладают их кора, почки, листья, цветы. Широко проводимые в последние годы исследования в области биоэнергетики позволили выявить еще целый ряд полезных качеств наших зеленых друзей.
Сегодня уже не секрет, что деревья способны регулировать наше физическое и психологическое состояние на уровне энергоинформационного взаимодействия в системе “человек – дерево”.
Кстати, о подобных свойствах деревьев было известно издавна. В “Толковом словаре” Даля можно найти, например, такой совет: ''Коли ноги сводит, то кладут осиновое полено, а от головных болей - в голову''.
Интересно, что целебным является не только контакт с живым деревом, сильное воздействие оказывают стружки, помещенные в мешочки из льна, ситца и полотна.
Теперь становится очевидным, что совсем не безразлично, из какого дерева изготовлена ваша мебель, построена баня или дача, какие деревья растут в вашем саду, причесываетесь ли вы пластмассовой расческой или деревянным “лечебным” гребешком.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В СТУДИИ.
Занятия в студии декоративно-прикладного творчества дают возможность педагогу широко использовать краеведческий материал, он знакомить детей с историей Сибири, народными традициями, животным и растительным миром Новосибирской области.
Работа со стружкой стимулирует интерес детей к приобретению знаний не только о тех породах деревьев, с которыми они имеют дело, но и в целом о всей растительности нашего края.
Чтобы сделать занятия в студии более эмоционально насыщенными, можно вводить эти знания, используя развивающие и обучающие игры:
- Игра “Составь букет для…”. Детям предлагается подарить воображаемый (или нарисованный) букет тому, кому хочется, и рассказать, из каких растений составлен их букет, какими полезными свойствами они обладают, какими магическими свойствами наделяли их наши предки.
- Игра “Снежный ком”. Построение тематической последовательности слов, например: перечисление названий хвойных и лиственных деревьев и кустарников нашего края, полевых трав.
- Игра “Угадай”. По запаху узнать растение и рассказать о нем.
- Изобразительная викторина. Назвать автора предложенного пейзажа (натюрморта), указать какие деревья (травы) изображены на нем, рассказать о них.
- Игра “Найди ошибку”. Задание предполагает поиск ошибок в тексте (заведомо неверные высказывания или нарушение логических связей). Например: первыми обживают свободные территории ели, а под их защитой прорастают березовые сеянцы.
- Игра “Исключи лишнее”. Предлагается группа слов, которые, за исключением одного из них, объединяются общим понятием. Например: лиственница, береза, осина, тополь.
- Игра – одушевление. Детям предлагается почувствовать себя каким-либо цветком, деревом и рассказать о том, как им живется, что им нравится, и что их тревожит.
III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ПАННО ИЗ ДЕРЕВЯННОЙ СТРУЖКИ.
1. Оборудование, материалы.
В качестве исходного материала для декоративных работ годится стружка любых пород деревьев. При этом она будет отличаться оттенком цвета и текстурой. Например, береза имеет светлую, почти белую древесину, несколько темнее кедр, а древесина сосны отличается характерным чередованием беловатых и желтых полос.
Снимается стружка с доски хорошо заточенным рубанком. Если снимать стружку с торца доски, то можно получить ленту с ровными краями, необходимой вам ширины, которую можно будет в дальнейшем использовать без обработки в качестве декоративного элемента композиции. Заготовленную стружку удобно хранить в картонных коробках, предварительно рассортировав ее по цвету, ширине полосы.
Формировать детали цветов из стружки следует острыми ножницами с тонкими лезвиями.
Для склеивания деталей цветка и крепления цветов к фону используется клей ПВА.
2. Технология изготовления цветов из стружки.
Изготавливаемые цветы по форме, размеру и количеству лепестков условно разделим на группы: “лилии”, “астры”, “ромашки”, “васильки” и цветы в стиле “фэнтези”.
Последовательность изготовления цветов:
а) изготовление сердцевины цветка. Для нераскрывшегося бутона и сердцевины цветка выбирайте туго скрученные полосы – спирали стружки. Если они не достаточно велики, последовательно накручивайте их, пока не получите нужного вам размера, чтобы они не раскручивались, нанесите на конец полосы клей и прижмите его, зафиксировав круглой резинкой. Можно формировать крупную сердцевину из нескольких разных по ширине и высоте, объединив их в один круг (рис. 1).
Рис. 1
б) изготовление лепестков цветка. Для изготовления лепестков цветка выбирайте слабо закрученную стружку. Если стружка сильно перекручена, ломкая, перед работой ее следует опустить на 3 – 5 мин. в воду комнатной температуры.
Необходимо запомнить!
- Всегда располагайте лепесток вдоль полосы стружки (вдоль волокна древесины) (рис. 2а).
- Срезать нужно от середины лепестка к краю во избежания заламывания стружки (рис. 2б).
- Нижний край лепестка должен быть заостренным, это облегчит вам сборку цветка (рис. 2в).
Рис. 2
Формировать лепестки цветка следует в соответствии с типом цветка, который вы хотите получить (рис. 3-7).
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
в) сборка цветка. Когда все детали будут готовы, сформируйте цветок, вставьте лепестки в сердцевину и убедитесь, что количество лепестков достаточно. Вынимая лепестки по одному, смазывайте нижний край лепестков клеем и возвращайте их на место. Собрав цветок, еще раз расправьте (равномерно распределите) все лепестки и аккуратно уберите цветок на просушку.
3. Подготовка фона.
Пока собранные вами цветы склеиваются, вы можете продумать, на каком фоне вы будете собирать композицию из них.
Форма фона может быть произвольной: прямоугольная, вытянутая вверх и по горизонтали создает чувство движения; квадратная – устойчивая, статична; круглая – задает движение по кругу.
Материал для изготовления фона. Для фона годится цветная бумага не ярких и не слишком светлых тонов. Можно использовать мешковину, флок, шпон, затонированные морилкой тонкие спилы дерева. Интересно смотрится сочетания разных материалов. Главное, чтобы цвет их был не ярким, ведь самыми заметными в композиции должны быть цветы, которые вы изготовили.
Сборка фона. Подклеивать фон следует на плотный коробочный картон, держа его под прессом до полного высыхания. Затем фон оформляем в рамку, так как после закрепления на нем хрупких цветов из стружки вы не сумеете этого сделать.
Рамку тонируйте морилкой, чтобы она была немного темнее стружки.
4. Составление композиции.
Для начала обратимся к истокам слова “композиция”; так на латинском языке оно означало сопоставление, сложение, соединение частей и приведение их в порядок. В изобразительном искусстве композиция – это построение произведения, соотношение частей произведения, образующее единое целое.
Рис. 8
Рассмотрим несколько вариантов расположения силуэтов (в нашем случае силуэтом будет один или группа цветов из стружки) на квадратном фоне (рис. 8). Главная задача – определить пропорциональные соотношения между пространством фона и размером силуэта, выяснить впечатление, производимое каждым вариантом. Слишком малая фигура в большом пространстве вызывает чувство неудобства, неуютности, одиночества; а чрезмерно великая – стесненность. Точное расположение в центре, на перекрестке осей создает впечатление уравновешенности, спокойствия. При расположении ниже горизонтальной оси – ощущение тяжести, приземленности, а выше – чувство легкости, приподнятости.
Составляя композицию из цветов, изготовленных из стружки, вы испытаете затруднение в связи с тем, что все части композиции будут практически одинаковы по цвету. Поэтому чтобы цветы не сливались в одно безликое пятно, используйте контраст размера и формы. Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в “Трактате о живописи” советовал сочетать контрасты, ''рядом с высоким ставить низкого, с толстым – худого…''.
Составляя композиции, вы можете сделать ее симметричной и асимметричной, динамичной и статической (рис. 9). Симметричные композиции выглядят более строго, торжественно, они уравновешены, чаще статичны. Несимметричные – вызывают ощущение движения, они более свободны.
Рис. 9
Распределив цветы на фоне, дополните коллаж другими, не менее важными элементами – изображениями насекомых, веточек и соцветий, выполненными из семян арбуза, кабачка, тыквы, дыни, калины, клена; колосками злаков, створками стручков фасоли, гороха.
Составив композицию, убедитесь, что выполнена она в соответствии с правилами, подклейте все детали к фону клеем ПВА.
Сочетание теплого солнечного цвета стружки и ее веселой, закрученной формы не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Сама работа с таким материалом радостна и приятна, и может уравновесить в психическом состоянии ребенка нагрузки сегодняшней жизни.
Умело спланированная работа с природным материалом, в частности с деревянной стружкой, расширяет и углубляет знания детей о культуре, истории и природе родного края, что способствует формированию целостного представления об окружающем мире, воспитывает чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Используемая литература.
- Петров В.В. Растительный мир нашей родины “Просвещение” М., 1991.
- Майорова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство”. “Русский язык” М., 1990.
- Чернов А. “Невостребованная столица, или игра в бисер по-русски” // Знание – сила 1998, № 5 с. 60–72.
- Федотова Н. “Дерева вы мои, дерева…” // Знание – сила, 1996, № 11 с. 49–55.
- Ивченко С.И. Книга о деревьях “Лесная промышленность” М., 1973.
- Борейко В. “Как относятся к деревьям разные народы” // Начальная школа, 1997. № 4 с. 61–62.
- Гюльвердиева Л. “Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей” // Начальная школа, 1998. № 6 с. 71–76.
- Лебедева Е. Искусство художника-оформителя. “Советский художник” М., 1981.