“Чем больше знаешь, тем интереснее жить…”
К.Д. Паустовский
Цели:
- Закреплять знания, полученные на уроках истории.
- Развивать умение преодолевать трудности, закалять волю.
- Выявлять и раскрывать способности каждого ученика.
Оборудование:
Лента времени, таблички с датами, формы гербов, образец герба Ярославля, образец герба посёлка Анны, карточки с заданиями, три цветовые дорожки, рисунок языческих богов, дипломы победителям, ордена Умников.
Ход игры.
Введение.
Здравствуйте, друзья. Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где будет проходить игра “Умники и умницы”. Вы все знаете, что эта неделя посвящена дню рождения нашего лицея. Все ребята, которые учатся здесь, участвуют в марафоне знаний и стремятся показать знания, полученные в лицее. Мы тоже присоединимся к этому марафону и проявим свои знания, смекалку, умение мыслить. В нашей интеллектуальной игре нет зрителей, вы все её участники.
Давайте познакомимся с правилами:
- чтобы получить “орден умника”, вы должны ответить на поставленные вопросы;
- получив орден, вы становитесь “теоретиком”, но на путь практики ступят лучшие из лучших;
- каждый лучший “теоретик” пойдёт по своей “дорожке практики” и, если он справится с заданием, то станет финалистом.
Игра состоит из трёх туров.
Тур – 1.
В стране История время необычное – историческое. Его мы можем изобразить на “ленте времени”. Каждый новый тур будет начинаться с работы по “ленте времени”. Каждый верный ответ – “орден умника”.
Вопросы:
- На какие две части делится “лента времени”? (До н.э. и н.э.)
- С какой даты начинается наша эра? (С рождества Христова)
- Что такое год, век, тысячелетие? (12 месяцев, 100 лет, 1000 лет)
- Как правильно расположить запись веков в правой части “ленты времени”? (I, II, III, IV и т.д.)
- Как правильно расположить запись веков в правой части “ленты времени” (…V, IV, III, II, I)
Итак, у нас 5 человек получили орден, следовательно, они становятся теоретиками. Лишь трое из них вступят на “дорогу практики”. Узнаем их имена.
Д О Р О Г А П Р А К Т И К И:
- Назовите время правления Рюрика. (862-879) Какой это век? Расположите на “ленте времени”.
- Назовите время правления Олега. (882-912) Какие это века? Расположите на ленте времени.
- Назовите время правления Игоря. (912-945) Какой это век? Расположите на ленте времени.
У нас появились первые три “теоретика”. Перед вами три дорожки. Красная – самая короткая, но на ней ошибаться нельзя. Жёлтая длиннее, но на ней можно ошибаться 1 раз. Зелёная самая длинная, где можно ошибиться 2 раза. Первый “теоретик” выбирает одну из трёх дорожек. Второй выбирает из 2-х дорожек. А третий “теоретик” становится на оставшуюся дорожку. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то выходите в финал игры. Если нет, то становитесь “теоретиком”.
А сейчас перенесёмся на несколько веков назад в старый замок, где происходит разговор старого французского графа с сыном. Слушайте внимательно и запоминайте то, о чём они говорят.
Входят Граф и Сын.
Сын – Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его о том, как должен вести себя настоящий рыцарь, сказал, что Вы лучше других можете рассказать мне каких правил следует придерживаться, так как наш род обладает наидостойнейшим гербом. А разве гербы не равнодостойны? И кто их придумал?
Отец – Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно немного рассказать тебе о гербах. Все правила составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без этого он глуп и слеп. Герб – это наша история. Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?
Сын – Он золотой.
Отец – Верно. По цвету герба можно судить о древности рода. Никогда старинный герб не бывает сиреневого или оранжевого цвета. Только молодой, неопытный рыцарь может позволить себе такие яркие цвета.
Сын – Отец, но на гербе нашей семьи есть ещё и красные полосы. О чём они говорят?
Отец – Издревле считалось, что твой прапрадед имел в гербе только золотой цвет. В жарком сражении он был тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после битвы смочил в его крови пальцы и провёл по золотому щиту четыре полосы в знак признания его доблести.
Сын – Отец, а я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они обозначают?
Отец – Лев – это отвага, сила, гнев. Журавль – осторожность. Единорог – непобедимость. Гриф – свирепость. Но помни, сын, кто бы ни был изображён на твоём гербе, опозоривший себя дворянин может утратить свой герб.
(Граф и сын уходят)
В О П Р О С Ы З Р И Т Е Л Я М:
- Что же такое герб? (отличительный знак)
- Кем создавались гербы? (герольдами)
- Как называется наука о гербах? (геральдика)
Вот о геральдике мы и поговорим с уважаемыми теоретиками.
В О П Р О С Ы Д Л Я Т Е О Р Е Т И К О В :
1. Красная дорожка – Гербы имели различную форму. К какой стране принадлежат эти гербы? (предложены формы гербов Нормандии, Италии, Испании, Франции, Германии)
2. .Жёлтая дорожка –
Существовало определённое число цветов, каждый
цвет имел своё значение. Вспомните значения
следующих цветов на гербах: красный – страсть,
пурпурный – храбрость, синий – верность, чёрный
– смелость, зелёный – свобода, золотой –
знатность, серебряный - благородство.
Но были случаи, когда герб невозможно было
изобразить красками. Тогда пользовались
специальной штриховкой. Что это за штриховка?
(предложены образцы красного, синего, пурпурного,
зелёного, чёрного цветов)
3. Зелёная дорожка – Слово “герб” в переводе с латинского означает “трава”, “зелень”. И действительно первоначально на многих гербах изображали листья, цветы, ветви. Позднее появились животные, светила. В 1722 году Пётр I создаёт Герольдмейстерскую контору, руководить которой назначает итальянского графа.
- Какому городу принадлежит этот герб? (рисунок герба Ярославля).
- Вспомните историю этого герба. (Ярослав Мудрый отстал от дружины, и вдруг из оврага появилась медведица и набросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить её топором. В память об этом случае Ярослав построил на этом месте церковь. А вскоре здесь заложили новый город – Ярославль.)
Итак, у нас появился первый финалист по итогам первого тура. Это …
Тур – 2.
Выбираем теоретиков. Вопросы по “ленте времени”:
- В каком году произошло принятие христианства на Руси? (988)
- В каком году в христианстве произошел раскол на 2 церкви? (1054)
- Как называлась Западная церковь? (Католическая)
- Кто стоит во главе? (Римский папа)
- Как называлась Восточная церковь? Кто стоит во главе? (Православная, Патриарх)
У нас появились ещё 5 человек, которые получили орден, следовательно, они становятся теоретиками. Лишь трое из них вступят на “дорогу практики”. Узнаем их имена.
Д О Р О Г А П Р А К Т И К И:
- Назовите время правления Ольги. (945-964)
- Назовите время правления Святослава. (964-972) Какой это век? Расположите на ленте времени.
- Назовите время правления Владимира Красное Солнышко. (980-1015) Какие это века? Расположите на “ленте времени”.
Итак, у нас появились следующие три теоретика. Перед вами три дорожки. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то выходите в финал. Если нет, то вновь становитесь теоретиком.
И вновь прошу вас перенестись на несколько веков назад. Если вы, уважаемые зрители, отгадаете кроссворд, то определите, по какой теме будут вопросы для “теоретиков”, которые стоят на дорожках.
Кроссворд.
1. | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
2. | П | Е | Р | У | Н | |||||||
Л | ||||||||||||
3. | Б | И | Б | Л | И | Я | ||||||
Г | ||||||||||||
4. | И | Д | О | Л | Ы | |||||||
5. | Я | З | Ы | Ч | Н | И | К | И |
- Набожность, вера, святыня. 2. Языческий бог огня. 3. Первая христианская книга. 4. Деревянное или каменное изображение языческих богов. 5. Люди, которые верили, что богов много.
Что общего у всех слов? (Все о религии). Вот об этом и будут вопросы для теоретиков.
В О П Р О С Ы Д Л Я Т Е О Р Е Т И К О В:
1. Красная дорожка – Много-много лет назад, на горе в Киеве стояли идолы богов. Все они, в основном, были сделаны из дерева, но один идол был особенный. На его туловище покоилась отлитая из серебра голова, усы были золотые, а ноги железные. Что это за бог? (Перун).
2. Жёлтая дорожка –
(Под музыку выходит и танцует богиня)
“Я всесильная,
Я – мать сыра-земля,
Я щедра и обильна,
Моё тело – поля,
Я добра и могуча,
Я вам пищу даю,
Соберу в небе тучу
И всю землю полью.
Что это за богиня? (Мокошь)
Следующее божество появится только в том случае, если вы сумеете отгадать загадку. Отвечаем хором.
Летом бродит без дороги.
Между сосен и берёз,
Ест малину, сладкий мёд,
А зимою спит в берлоге
Может громко зареветь…
Как зовут его? (Медведь).
Как звали божество, которое изображали в виде медведя? Его считали звериным богом. (Велес).
3. Зелёная дорожка – От имени какой богини произошли слова “ладить”, “ладный”, “налаживать”? (Лада – богиня красоты, любви и брака). Обувь он надевает не на ту ногу, правого уха не имеет. Кто это? (Леший). Что в доме являлось границей между земным и потусторонним миром? (Зеркало).
У нас появился ещё один финалист. Это…
Тур 3.
Выбираем теоретиков. Вопросы по “ленте времени”.
- Какой год считался годом основания Киевской Руси? (882).
- Кто является основателем Киевской Руси? (Олег).
- Почему именно 882 год, с чем это связано? (С переносом столицы из Новгорода в Киев).
- Какой год принято считать годом основания Москвы? (1147)
- Кто является основателем Москвы? С чем связано возведение города на этом месте? (Юрий Долгорукий, легенда).
У нас есть ещё 5 человек, которые ответили на эти вопросы, следовательно, они становятся теоретиками. Узнаем, кто из них вступит на дорогу практики.
Д О Р О Г А П Р А К Т И К И:
- Назовите время правления Ярослава Мудрого. (980-1015). Какие это века? Расположите на ленте времени.
- Назовите время правления Владимира Мономаха. (1113-1125). Какой это век? Расположите на ленте времени.
- Назовите год основания С-Петербурга. (1703).
Вот и появились 3 теоретика. Выбираем дорожки. Если вы правильно отвечаете на вопросы, то выходите в финал.
Перенесёмся опять в прошлое. Какое событие произошло в 1243 году? (Возникло государство Золотая Орда). А когда впервые появилось Монгольское войско в причерноморских степях? (1223).
“…И вопль и печаль разнеслась
по всем городам и волостям…”
Тема 3 тура – “Нападение татаро-монголов на Русь”.
В О П Р О С Ы Д Л Я Т Е О Р Е Т И К О В.
1. Красная дорожка – Как называлась ханская грамота с правом на княжение? (Ярлык).
2. Жёлтая дорожка – Какой монголо-татарский хан возглавил поход на Русь? (Хан Батый). Какой русский город первый подвергся разгрому со стороны монголо-татар? (Рязань).
3. Зелёная дорожка – На какой реке впервые встретились русские воины с монголо-татарами? (Колка). Назовите город Южной Руси, столицу Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240 года? (Киев). Назовите город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван “злым городом”? (Козельск).
У нас появились финалисты. Кто из них получит диплом I, II, III степени определит работа в финале.
Финал.
Перед вами таблица. В ней спрятались слова. Найдите и выделите их. Читать можно по горизонтали, по вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.
Т |
Р |
А |
З |
М |
А |
Р |
Р |
У |
С |
Ь |
О |
Т |
Я |
О |
Ч |
С |
Ы |
Н |
О |
М |
Д |
А |
Н |
Ь |
Г |
А |
Е |
И |
К |
Р |
Г |
О |
Ш |
Л |
А |
Щ |
И |
Ч |
Л |
О |
П |
П |
О |
С |
П |
Ы |
Р |
А |
На эту работу у вас 2 минуты. По количеству найденных слов, будут распределяться места. А у зрителей есть тоже возможность проверить свои знания за это же время.
Итак, сколько слов нашли игроки? Значит 1-е место - …, 2-е место - …, 3-е место - ….
Вот и закончилась наша игра. Много мы успели вспомнить, а что-то узнать новое. Как мы работали? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем найти ответы на следующие. (Ответив, переворачиваем карточку):
- Первый князь на Руси? (Рюрик)
- Какого князя прозвали Мудрым? (Ярослав)
- Как называлось постоянное княжеское войско? (Дружина)
- Род государственного объединения в древности у тюркских кочевых народов? (Орда)
- Лицевая сторона монеты? (Аверс)
- Специальные места, куда славяне приносили жертву своим богам? (Святилище)
- Первая столица русского государства? (Новгород)
На доске появляется слово: М О Л О Д Ц Ы
Вот мы и ответили на вопрос. До новых встреч в интеллектуальном клубе!