Интеллектуально-познавательная игра по истории "Умники и умницы" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: умники и умницы


“Чем больше знаешь, тем интереснее жить…”

К.Д. Паустовский

Цели:

  1. Закреплять знания, полученные на уроках истории.
  2. Развивать умение преодолевать трудности, закалять волю.
  3. Выявлять и раскрывать способности каждого ученика.

Оборудование:

Лента времени, таблички с датами, формы гербов, образец герба Ярославля, образец герба посёлка Анны, карточки с заданиями, три цветовые дорожки, рисунок языческих богов, дипломы победителям, ордена Умников.

Ход игры.

Введение.

Здравствуйте, друзья. Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где будет проходить игра “Умники и умницы”. Вы все знаете, что эта неделя посвящена дню рождения нашего лицея. Все ребята, которые учатся здесь, участвуют в марафоне знаний и стремятся показать знания, полученные в лицее. Мы тоже присоединимся к этому марафону и проявим свои знания, смекалку, умение мыслить. В нашей интеллектуальной игре нет зрителей, вы все её участники.

Давайте познакомимся с правилами:

  • чтобы получить “орден умника”, вы должны ответить на поставленные вопросы;
  • получив орден, вы становитесь “теоретиком”, но на путь практики ступят лучшие из лучших;
  • каждый лучший “теоретик” пойдёт по своей “дорожке практики” и, если он справится с заданием, то станет финалистом.

Игра состоит из трёх туров.

Тур – 1.

В стране История время необычное – историческое. Его мы можем изобразить на “ленте времени”. Каждый новый тур будет начинаться с работы по “ленте времени”. Каждый верный ответ – “орден умника”.

Вопросы:

  1. На какие две части делится “лента времени”? (До н.э. и н.э.)
  2. С какой даты начинается наша эра? (С рождества Христова)
  3. Что такое год, век, тысячелетие? (12 месяцев, 100 лет, 1000 лет)
  4. Как правильно расположить запись веков в правой части “ленты времени”? (I, II, III, IV и т.д.)
  5. Как правильно расположить запись веков в правой части “ленты времени” (…V, IV, III, II, I)

Итак, у нас 5 человек получили орден, следовательно, они становятся теоретиками. Лишь трое из них вступят на “дорогу практики”. Узнаем их имена.

Д О Р О Г А   П Р А К Т И К И:

  1. Назовите время правления Рюрика. (862-879) Какой это век? Расположите на “ленте времени”.
  2. Назовите время правления Олега. (882-912) Какие это века? Расположите на ленте времени.
  3. Назовите время правления Игоря. (912-945) Какой это век? Расположите на ленте времени.

У нас появились первые три “теоретика”. Перед вами три дорожки. Красная – самая короткая, но на ней ошибаться нельзя. Жёлтая длиннее, но на ней можно ошибаться 1 раз. Зелёная самая длинная, где можно ошибиться 2 раза. Первый “теоретик” выбирает одну из трёх дорожек. Второй выбирает из 2-х дорожек. А третий “теоретик” становится на оставшуюся дорожку. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то выходите в финал игры. Если нет, то становитесь “теоретиком”.

А сейчас перенесёмся на несколько веков назад в старый замок, где происходит разговор старого французского графа с сыном. Слушайте внимательно и запоминайте то, о чём они говорят.

Входят Граф и Сын.

Сын – Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его о том, как должен вести себя настоящий рыцарь, сказал, что Вы лучше других можете рассказать мне каких правил следует придерживаться, так как наш род обладает наидостойнейшим гербом. А разве гербы не равнодостойны? И кто их придумал?

Отец – Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно немного рассказать тебе о гербах. Все правила составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без этого он глуп и слеп. Герб – это наша история. Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?

Сын – Он золотой.

Отец – Верно. По цвету герба можно судить о древности рода. Никогда старинный герб не бывает сиреневого или оранжевого цвета. Только молодой, неопытный рыцарь может позволить себе такие яркие цвета.

Сын – Отец, но на гербе нашей семьи есть ещё и красные полосы. О чём они говорят?

Отец – Издревле считалось, что твой прапрадед имел в гербе только золотой цвет. В жарком сражении он был тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после битвы смочил в его крови пальцы и провёл по золотому щиту четыре полосы в знак признания его доблести.

Сын – Отец, а я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они обозначают?

Отец – Лев – это отвага, сила, гнев. Журавль – осторожность. Единорог – непобедимость. Гриф – свирепость. Но помни, сын, кто бы ни был изображён на твоём гербе, опозоривший себя дворянин может утратить свой герб.

(Граф и сын уходят)

В О П Р О С Ы  З Р И Т Е Л Я М:

  1. Что же такое герб? (отличительный знак)
  2. Кем создавались гербы? (герольдами)
  3. Как называется наука о гербах? (геральдика)

Вот о геральдике мы и поговорим с уважаемыми теоретиками.

В О П Р О С Ы  Д Л Я   Т Е О Р Е Т И К О В :

1. Красная дорожка – Гербы имели различную форму. К какой стране принадлежат эти гербы? (предложены формы гербов Нормандии, Италии, Испании, Франции, Германии)

2. .Жёлтая дорожка – Существовало определённое число цветов, каждый цвет имел своё значение. Вспомните значения следующих цветов на гербах: красный – страсть, пурпурный – храбрость, синий – верность, чёрный – смелость, зелёный – свобода, золотой – знатность, серебряный - благородство.
Но были случаи, когда герб невозможно было изобразить красками. Тогда пользовались специальной штриховкой. Что это за штриховка? (предложены образцы красного, синего, пурпурного, зелёного, чёрного цветов)

3. Зелёная дорожка – Слово “герб” в переводе с латинского означает “трава”, “зелень”. И действительно первоначально на многих гербах изображали листья, цветы, ветви. Позднее появились животные, светила. В 1722 году Пётр I создаёт Герольдмейстерскую контору, руководить которой назначает итальянского графа.

  • Какому городу принадлежит этот герб? (рисунок герба Ярославля).
  • Вспомните историю этого герба. (Ярослав Мудрый отстал от дружины, и вдруг из оврага появилась медведица и набросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить её топором. В память об этом случае Ярослав построил на этом месте церковь. А вскоре здесь заложили новый город – Ярославль.)

Итак, у нас появился первый финалист по итогам первого тура. Это …

Тур – 2.

Выбираем теоретиков. Вопросы по “ленте времени”:

  1. В каком году произошло принятие христианства на Руси? (988)
  2. В каком году в христианстве произошел раскол на 2 церкви? (1054)
  3. Как называлась Западная церковь? (Католическая)
  4. Кто стоит во главе? (Римский папа)
  5. Как называлась Восточная церковь? Кто стоит во главе? (Православная, Патриарх)

У нас появились ещё 5 человек, которые получили орден, следовательно, они становятся теоретиками. Лишь трое из них вступят на “дорогу практики”. Узнаем их имена.

Д О Р О Г А   П Р А К Т И К И:

  1. Назовите время правления Ольги. (945-964)
  2. Назовите время правления Святослава. (964-972) Какой это век? Расположите на ленте времени.
  3. Назовите время правления Владимира Красное Солнышко. (980-1015) Какие это века? Расположите на “ленте времени”.

Итак, у нас появились следующие три теоретика. Перед вами три дорожки. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то выходите в финал. Если нет, то вновь становитесь теоретиком.

И вновь прошу вас перенестись на несколько веков назад. Если вы, уважаемые зрители, отгадаете кроссворд, то определите, по какой теме будут вопросы для “теоретиков”, которые стоят на дорожках.

Кроссворд.

          1.              
          Р              
      2. П Е Р У Н        
          Л              
3. Б И Б Л И Я            
          Г              
        4. И Д О Л Ы      
        5. Я З Ы Ч Н И К И
  1. Набожность, вера, святыня. 2. Языческий бог огня. 3. Первая христианская книга. 4. Деревянное или каменное изображение языческих богов. 5. Люди, которые верили, что богов много.

Что общего у всех слов? (Все о религии). Вот об этом и будут вопросы для теоретиков.

В О П Р О С Ы  Д Л Я  Т Е О Р Е Т И К О В:

1. Красная дорожка – Много-много лет назад, на горе в Киеве стояли идолы богов. Все они, в основном, были сделаны из дерева, но один идол был особенный. На его туловище покоилась отлитая из серебра голова, усы были золотые, а ноги железные. Что это за бог? (Перун).

2. Жёлтая дорожка – (Под музыку выходит и танцует богиня)

    “Я всесильная,

    Я – мать сыра-земля,

    Я щедра и обильна,

    Моё тело – поля,

    Я добра и могуча,

    Я вам пищу даю,

    Соберу в небе тучу

    И всю землю полью.

    Что это за богиня? (Мокошь)

    Следующее божество появится только в том случае, если вы сумеете отгадать загадку. Отвечаем хором.

    Летом бродит без дороги.

    Между сосен и берёз,

    Ест малину, сладкий мёд,

    А зимою спит в берлоге

    Может громко зареветь…

    Как зовут его? (Медведь).

    Как звали божество, которое изображали в виде медведя? Его считали звериным богом. (Велес).

3. Зелёная дорожка – От имени какой богини произошли слова “ладить”, “ладный”, “налаживать”? (Лада – богиня красоты, любви и брака). Обувь он надевает не на ту ногу, правого уха не имеет. Кто это? (Леший). Что в доме являлось границей между земным и потусторонним миром? (Зеркало).

    У нас появился ещё один финалист. Это…

Тур 3.

Выбираем теоретиков. Вопросы по “ленте времени”.

  1. Какой год считался годом основания Киевской Руси? (882).
  2. Кто является основателем Киевской Руси? (Олег).
  3. Почему именно 882 год, с чем это связано? (С переносом столицы из Новгорода в Киев).
  4. Какой год принято считать годом основания Москвы? (1147)
  5. Кто является основателем Москвы? С чем связано возведение города на этом месте? (Юрий Долгорукий, легенда).

У нас есть ещё 5 человек, которые ответили на эти вопросы, следовательно, они становятся теоретиками. Узнаем, кто из них вступит на дорогу практики.

Д О Р О Г А  П Р А К Т И К И:

  1. Назовите время правления Ярослава Мудрого. (980-1015). Какие это века? Расположите на ленте времени.
  2. Назовите время правления Владимира Мономаха. (1113-1125). Какой это век? Расположите на ленте времени.
  3. Назовите год основания С-Петербурга. (1703).

Вот и появились 3 теоретика. Выбираем дорожки. Если вы правильно отвечаете на вопросы, то выходите в финал.

Перенесёмся опять в прошлое. Какое событие произошло в 1243 году? (Возникло государство Золотая Орда). А когда впервые появилось Монгольское войско в причерноморских степях? (1223).

“…И вопль и печаль разнеслась

по всем городам и волостям…”

Тема 3 тура – “Нападение татаро-монголов на Русь”.

В О П Р О С Ы   Д Л Я   Т Е О Р Е Т И К О В.

1. Красная дорожка – Как называлась ханская грамота с правом на княжение? (Ярлык).

2. Жёлтая дорожка – Какой монголо-татарский хан возглавил поход на Русь? (Хан Батый). Какой русский город первый подвергся разгрому со стороны монголо-татар? (Рязань).

3. Зелёная дорожка – На какой реке впервые встретились русские воины с монголо-татарами? (Колка). Назовите город Южной Руси, столицу Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240 года? (Киев). Назовите город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван “злым городом”? (Козельск).

У нас появились финалисты. Кто из них получит диплом I, II, III степени определит работа в финале.

Финал.

Перед вами таблица. В ней спрятались слова. Найдите и выделите их. Читать можно по горизонтали, по вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

Т

Р

А

З

М

А

Р

Р

У

С

Ь

О

Т

Я

О

Ч

С

Ы

Н

О

М

Д

А

Н

Ь

Г

А

Е

И

К

Р

Г

О

Ш

Л

А

Щ

И

Ч

Л

О

П

П

О

С

П

Ы

Р

А

На эту работу у вас 2 минуты. По количеству найденных слов, будут распределяться места. А у зрителей есть тоже возможность проверить свои знания за это же время.

Итак, сколько слов нашли игроки? Значит 1-е место - …, 2-е место - …, 3-е место - ….

Вот и закончилась наша игра. Много мы успели вспомнить, а что-то узнать новое. Как мы работали? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем найти ответы на следующие. (Ответив, переворачиваем карточку):

  • Первый князь на Руси? (Рюрик)
  • Какого князя прозвали Мудрым? (Ярослав)
  • Как называлось постоянное княжеское войско? (Дружина)
  • Род государственного объединения в древности у тюркских кочевых народов? (Орда)
  • Лицевая сторона монеты? (Аверс)
  • Специальные места, куда славяне приносили жертву своим богам? (Святилище)
  • Первая столица русского государства? (Новгород)

На доске появляется слово: М О Л О Д Ц Ы

Вот мы и ответили на вопрос. До новых встреч в интеллектуальном клубе!