Интегрированный урок "Удивительное путешествие в Африку"

Разделы: География


Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений о межпредметных связях; повторить темы: “Атмосфера”, “Масштаб”; отработать навыки построения графиков изменения температуры в течение суток, расчета средних температур, действий с рациональными числами; способствовать формированию познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым предметам.

Оборудование: фрагмент фильма “Сахара”, таблицы по теме “Африка” модель термометра, таблицы с заданиями, нить, самодельные дипломы, атласы 6,7, класс.

Образец диплома:

Образец диплома

Ход урока:

Учитель географии: За время обучения в школе Вы знакомились с множеством различных предметов и наук. Многим кажется, что некоторые из них не пригодятся в повседневной жизни, но это не так. Вычислить стоимость электроэнергии, измерить температуру, правильно грамотно писать, искать лекарственные растения, беречь природу, определять свое местоположение и т.д. Всему этому и многому другому вы научитесь в школе. Сегодня мы постараемся показать, как взаимосвязаны многие науки, как одна наука “помогает” другой, что их объединяет.

Математика. Её начинают изучать с первого класса. Она любит точность ответов, точность выводов, правильность закономерностей. Математика – царица наук, она определяет много в нашей жизни. Нас окружает мир цифр: 12 месяцев, 365 дней, 60 минут и т.д.

Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Чтобы в класс не опоздать,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите
Может это нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть вам понятно,
Что математику нам надо знать на “5”!

География: Её относят к наукам естественного цикла. “Естество” – значит “природа”. Она изучает природу Земли и занятия населения.

Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету.
Не найти зеленокудрой,
Ни степей, где кони–ветры,
Ни морей, где волнам трудно
Плыть бесчетность километров,
И ни гор крутые склоны,
По которым скачут реки,
И ни узкие каньоны –
След, оставленный навеки.
Без поэзии и знанья
Незаметны сотни нитей,
Что в один клубок связали
Все в единстве, все в развитьи.

На первый взгляд кажется, что между этими науками нет ничего общего. Ребята! Давайте проверим, что объединяет эти науки.

У меня есть предложение, чтобы выяснить взаимосвязь между математикой и географией, предлагаю совершить путешествие. Тем более, что туристическая фирма помогает нам.

В путешествие мы отправимся на самолете. Представим, что мы в салоне комфортабельного самолета, ремни пристегнуты, взлет разрешен.

Учитель математики: Мирно гудят двигатели, за окном облака, а куда же мы летим? На борту самолета найден конверт. На конверте надпись: лицеистам 6 “А” класса. Давайте прочитаем письмо. (Вынимает из конверта и читает).

“Уважаемые путешественники! Вы сегодня отправитесь в полет, но место посадки вам предстоит еще определить. В этом вам поможет “странный набор” чисел.

Догадались что это? Тогда дружно за дело, расшифруйте и получите ответ. Удачи вам!

(На доске плакат)

Рисунок 2

Вопросы классу:

  1. Что изображено на плакате? (Система координат)
  2. Имя какого ученого она носит? (Декарта)

  3. Как называется горизонтальная ось? (Абсцисс). Вертикальная? (Ординат)

  4. Как называется линия их пересечения? (Начало отсчета)

  5. А что за странный набор чисел находится в конверте? (3;3), (–3;–2), (–1;1), (2;–2), (4;1),(3;3) (Координаты).

  6. Как называется координата, которая стоит на 1 месте, на 2ом (Абсцисса, ордината).

  7. Какие координаты вы знаете ещё? (Полярные, географические).

Расшифруем место посадки (У доски по координатам находим точки и получаем слово Африка). Молодцы! Вы легко справились с этим заданием.

Африка – это целый континент. А куда мы приземлились конкретно, вам подскажут эти цифры (20° с.ш., 20° в.д.) Найдите их на физической карте полушарий. (Это пустыня Сахара. 20° с.ш., 20° в.д. – географические координаты).

А если мы их стали изображать в декартовой системе координат, то, как бы это выглядело? ( На доске заранее приготовить координатные плоскости).

Вместе с ребятами устанавливаем, что по оси ОХ откладывается долгота, а по оси ОУ – широта.

Рисунок 3

Вопросы классу:

В какой координатной четверти мы бы находились? (В I)

Давайте выберем удобный единичный отрезок и построим по координатам точку.

Рисунок 4

Вопросы классу:

1. Чем мы занимались на первом этапе нашего путешествия? (Определяли координаты).
2. Можем ли мы перейти от декартовых координат к географическим и наоборот? (Да).
3. Сделайте вывод о взаимосвязи математики и географии.

Учитель географии: Посмотрите вокруг, что окружает нас, пейзаж не похож на российский. (Фрагмент фильма “Пустыня Сахара”).

Пустыня Сахара кажется с первого вида неживой. Но вдалеке мы видим крупных животных, которые несут на себе тяжелый груз. А это что за птица? Какая она огромная! Необходимо быть осторожными! В Сахаре много ядовитых насекомых и пресмыкающихся.

Учитель математики: О некоторых животных и растениях мы поговорим немного подробнее. А конкретно, о каких животных и растениях, вы узнаете, расшифровав слово.

(У каждого ученика на столе карточка; всего шесть вариантов).

Образец карточки:

Вычислите:

  1. –7+y=–2,5

  2. –4,44+0,4=

  3. 3x+2=–x+8

Шифр.

Я

В

С

Н

А

З

О

К

Л

–4

–1,2

2

4,5

1,5

1

–2

–4,04

0

Получаются слова:

I в – верблюд;
II в – ящерица;
III в – страус;
IV в – солянка;
V в – лисица;
VI в – колючка.

Учитель географии: показывает на таблицы изображения этих животных, сопровождая небольшим рассказом о них.

Место нашей посадки находится примерно в 1110 км от крупной реки Африки. Что это за река? (Нил).

Вопросы классу:

  1. Определите географическое положение Нила?
  2. Где берет свое начало Нил?
  3. Куда впадает Нил?
  4. Определите режим реки. Ответ объясните.
  5. Определите тип питания реки. Ответ объясните.

Уже много лет люди живут по берегам Нила. От количества воды в реке зависит новый урожай.

Историческая справка: (Ученик готовит сообщение заранее)

…Далеко от Египта, у первых порогов, высятся огромные скалы, в этих скалах есть просторная пещера, скрытая от глаз человека и охраняемая страшным змеем, а в пещере живет бог Нила – Хапи. Кроме змея, обиталище сторожит орел и ястреб.

Из пещеры вытекает река Нил. Она появляется в узком проходе. Жрецы говорили, что если жертвоприношение богу Хапи будут обильными, то и воды в Ниле будет много. Тысячи лет назад жрецы начали изучать закономерности подъема воды в Ниле. Они научились измерять колебания воды в реке и связывать высоту подъема воды с видами на урожай. Для этого изобрели “нилометр”. Нилометр – это глубокий колодец, выложенный камнем. В середине его устраивалась колонна, размеченная делениями. Посредствам двух туннелей колодец сообщался с рекой. Жрецы аккуратно наблюдали за поведением Нила и записывали колебания воды. Подъем воды до отметки “16 локтей” означал, что урожай будет обильный, при 15 локтях – хороший, при 14 – средний, при 13 – плохой, при 12 локтях и менее людям грозил голод. Период разлива Нила был общенародным праздником в честь божественного Хапи.

Учитель математики: Вы сейчас прослушали сообщение о реке Нил, у математиков есть, что добавить к исторической справке. Сейчас упоминалась единица измерения локоть.

Историческая справка: основной единицей измерения длины в Вавилоне, как и в других странах, был локоть. Локтем мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (» 6 метрам). С помощью локтей мерили площади и объемы. Для измерения площадей брали квадрат со стороной 12 локтей. Его площадь называли словом, которое по–русски означает “грядка”.

Локтями мерили продаваемые ткани, наматывая их на руку, высоту дерева, срубленного на постройку дома, высоту подъема Нила во время половодья. Точной первоначальной длины той и другой меры мы не знаем. Некий англичанин, путешествовавший по России в 1554 году, свидетельствовал, что русский локоть равен половине английского ярда. (1 ярд 0,91м, 1 локоть 0,45м)

Учитель географии: Пока остановимся. На данном отрезке нашего путешествия мы обнаружили много интересных фактов. Что объединяет географию и математику?

Историческая справка: Крупнейший историк древности Геродот, как и математик Демокрит, философ Аристотель считали Египет колыбелью геометрии. Демокрит, например, писал: “В построении линий я никем не был превзойден, даже египетскими гарпедонаптами”. Так называемые гарпедонапты были, как полагают, землемерами, которые для выполнения своих работ пользовались натянутыми веревками. Геометрия как практическая наука нужна была египтянам не только для восстановления границ земельных участков после каждого разлива Нила, но и при различных хозяйственных работах, при сооружении оросительных каналов, грандиозных храмов и пирамид, т.д.

Слова “геометрия” и география” имеют общее начало “гео” – что значит “земля”. “Геометрия” – землю мерю, “География” – описываю землю.

Учитель математики: Нил – самая длинная река Африки. Давайте попытаемся измерить длину этой реки. Чтобы определить длину реки нам необходимо знать ее длину на карте и масштаб. Вспомним определение масштаба из учебника “Математика” и учебника “География”. (Дети отвечают).

Сделайте самостоятельно вывод. (Немного разные слова, но речь идет об одном и том же понятии “масштаб”).

Какие существуют способы определения длины реки с использованием карты? (Дети отвечают).

Молодцы! На уроках географии вы чаще используете линейку и циркуль–измеритель, а на уроках математики учились определять расстояния с помощью нити.

Определите длину реки Нил различными способами. (Примерная длина 6670 км).

Учитель математики: По наблюдениям местных учителей уровень реки Нил изменился на 2,2м.

Вопросы к классу:

  1. Что это значит?
  2. Какая была погода? (Сезон дождей)
  3. Уровень воды изменился на –1,2м. А что это значит? (Межень)

Учитель географии: Дорогие ребята! Мы проделали огромную работу, выясняя взаимосвязи двух наук.

В чем они выражаются? (Дети отвечают)

Путешествие было нелегким. Устали? Давайте сначала сделаем “гимнастику для ума”, а затем – “гимнастку для тела”. (Учителя задают по очереди вопросы).

1.

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках
Лишь “О” ты вставишь, зная как, (Плюс – полюс)
И я – географическая точка.

2.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой (Водопад)
С протяжным отзывом долины.

3.

К названью животного
Подставишь одну из мер,
Получишь полноводную
Реку в бывшем СССР. (Волга)

4.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу
И петь я не умею. (Страус)

5.

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста
Но тому, кто так высок
Нелегко сорвать цветок. (Жираф)

6. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу “поприще”, замененную позже верстой. От восточных купцов пошла единица аршин, персидский аршин и т.д. Какая возникла поговорка, и что она значит? (“Мерить на свой аршин”).

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это “раз”,
Повернулась голова – это “два”,
Руки вниз, вперед смотри – это “три”,
Руки в стороны, пошире развернули на “четыре”,
С силой их к плечам прижать – это “пять”,
Всем ребятам тихо сесть – это “шесть”.

Учитель географии: Ни один европеец без проводника не отправится путешествовать по пустыне Сахара. Условия очень суровые. Люди в Сахаре больше страдают от холода ночью, чем от жары днем. Перепады температуры очень велики.

Учитель математики: На метеорологической станции в пустыне Сахара несколько раз в сутки производились измерения температуры.

Вопросы классу:

  1. С помощью какого прибора производились измерения?
  2. Какие виды термометров вы знаете?
  3. Чем отличается термометр, которым измеряют температуру на улице, от комнатного?
  4. Кто создал этот прибор?

Вот данные измерения за сутки.

Время измерения

24ч

10ч

12ч

14ч

16ч

18ч

20ч

22ч

20

12

0

1

2

8

25

32

40

38

36

30

Построим график измерения температуры за сутки на доске и в тетрадях.

Вопросы к классу: По графику определите

  1. Определите самую высокую температуру в течение суток, и в какое время?
  2. Определите самую низкую температуру в течение суток, и в какое время?
  3. В какое время температура была выше нуля, равна нулю?

Вопросы к классу:

  1. Что такое среднее арифметическое?
  2. Как рассчитать среднюю температуру за сутки?
  3. Используя данные из таблицы, рассчитайте среднее арифметическое или среднюю температуру за сутки? (ср. t » 19,6° С)

Учитель географии: Путешествие было долгим и утомительным. Но в ходе него мы многое вспомнили из разных областей знаний. Скажите, какие математические знания мы использовали сегодня на уроке? Какие географические знания нам помогают изучать математику? Какой можно сделать вывод о взаимосвязи этих и других предметов школьной программы? (Дети отвечают).

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

А теперь несколько советов по выживанию в экстремальных условиях:

  1. Бережно относитесь к воде. Вода в пустыне – жизнь!
  2. Воду лучше немного подсолить. Во–первых, при высокой температуре из организма человека выделяется много воды, вместе с ней соли, необходимые организму. Во– вторых, соленая вода не так быстро протухает.
  3. В путешествии лучше использовать Х/Б одежду, которая хорошо пропускает воду и воздух. Одежда должна быть с длинными рукавами и прикрывать ноги от ожогов. Обязательно прикрывать голову!
  4. Удобная и закрытая обувь.
  5. Набор лекарств и противоядий.
  6. Без проводников не отходить далеко в пустыню.
  7. Не трогать и близко не подходить к животным, многие из них опасны.
  8. “В пустыне рад даже разбойнику”. Будь тактичен по отношению к местному населению.

Наше путешествие удачно завершилось. Вы выдержали все испытания. Каждому вручается диплом путешественника.