Одной из проблем учителей в современных школах считается не умение организовать самостоятельную работу на уроке при проведении лабораторных работ, практических занятий, семинарах консультаций.
Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.
Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в подготовке уроков с самостоятельной работой: пока ещё мало технических средств, дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих рекомендаций для учителей.
Но всё выше сказанное не мешает многим учителям образцово организовывать самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов.
Очень важно научить ученика учиться!
Хочется больше узнать о методах формирования навыков самостоятельной работы на уроках биологии.
Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы не очень стараясь.
Основная задача – научиться навыкам, приёмам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду.
Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы.
Каждый учитель во время объяснения нового материала должен привлекать учащихся к самостоятельной работе.
Приёмы могут быть самые разнообразные, вот некоторые из них:
1. Читая лекцию, что-то объясняя, в нужный момент задаётся вопрос к классу: объяснении какого-либо вопроса, учитель обращается к классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и объясните прочитанное.
Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением генетической задачи.
2. При объяснении нового материала можно задать вопросы и поставить видеофрагмент, включит диафильм, кадаскоп. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные вопросы, т. е. они включены в познавательную деятельность.
3. После объяснения темы «Биосинтез белка», учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить, воспроизвести последовательность процесса синтеза белка. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.
4. Можно перед объяснением дать карточку - задания, к которой приложить рисунки, ксерокопии из дополнительных источников, гербарии, влажные препараты, а затем подготовит ответы на определённые вопросы по данной теме урока.
Данные приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, т. к. каждый учащийся вовлечён в работу.
Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.
Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.
Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач.
Можно использовать игровые моменты.
Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.
Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.
Уроки могут быть разными:
- закрепление знаний;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- работа с рабочими тетрадями;
- семинарские занятия и т. д.
Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.
НО если их проводить чаще, то учащиеся лучше усваивают новый материал, умеют работать с разными источниками. Могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжают обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогают получать знания, легко ориентируются в мире разной литературы.
Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой.
1. Выбрать и сформулировать тему.
2. Установить цели самостоятельной работы (что-то
узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.).
3. Продумать последовательность действий,
операций.
4. Подготовить дидактический материал (гербарии,
тубусы, модели, рисунки, таблицы).
5. Учеников предварительно учат, как работать
самостоятельно.
Как лучше запомнить изучаемый материал.
Текст читай очень внимательно.
Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.
Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.
Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.
Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.
Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.
Как надо читать текст.
Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.
При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.
Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).
Учтите, что чтение бывает:
первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;
повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.
Как проводить анализ.
Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.
Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Как проводить обобщение.
Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.
Определи их сходство.
Установи связь между ними.
Сформулируй общий вывод.
Как делать выписки.
Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.
Вчитайся в название статьи, осмысли его.
Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.
Стремись к краткости записи.
Отделяй одну мысль от другой.
Закончив работу, выпиши все данные источника.
Как работать над понятием.
Понятие - логически оформленная мысль.
Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.
Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
Употребляя данное понятие, составь рассказ.
Как работать над сравнением.
Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
Выдели существенные признаки каждого предмета.
Выясни все признаки сходства и различия объектов.
Найди и объясни причины сходства и различия.
Как разъяснять теорию.
Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.
Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
Назови основные положения, понятия теории.
Определи круг явлений, объяснимых данной теории.
Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
Назови области применения данной теории.
6. Продумать способы оформления
результатов работы, итоговый и промежуточный
контроль, роль учителя в ходе самостоятельной
работы, своевременная помощь тем, кто нуждается в
этом.
7. Если необходимо провести инструктаж по т/б.
8. Перед началом урока дети получают необходимое
объяснение хода урока (т.е. поставить перед ними
цели и задачи, которые они должны разрешить - они
должны точно знать, что от них требуют, что с них
спросят при контроле знаний).
К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.
Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.
Вот пример урока, посвящённого самостоятельной работе.
ТЕМА: Органоиды клетки и их функции.
Задачи:
Образовательная – сформировать понятия об органоидах клетки, об их функциях.
Развивающая – умение пользоваться учебником, делать схематические рисунки, составлять таблицы, развивать речь, память, логическое мышление.
ЭТАПЫ УРОКА
Организационный момент.
Опрос.
1. Назовите царства живой природы?
2. У всех ли представителей 4 царств одинаковое строение клеток?
3. Давайте вспомним различие клеток растений, животных, грибов, бактерий?
Новый материал.
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ (для ученика)
1. В параграфе найдите определения следующим понятиям:
Органоид
Включение
Цитоплазма
2. Запишите данные понятия в рабочую тетрадь.
3. На какие 2 группы подразделяются органоиды? Сделай схему.
4. Какие органоиды присутствуют:
А - в растительных клетках
Б – в животных клетках
В – в грибных клетках
Г – в бактериальных клетках
Заполните таблицу № 1:
Названия органоидов |
Растительная клетка |
Животная клетка |
Грибная клетка |
Бактериальная клетка |
|
5. Изучите особенности строения органоидов и их функции.
Заполните таблицу № 2. Структурные компоненты клети и их функции.
Название органоида |
Особенности строения органоида (схем. Рис.) |
Функции органоида |
|
6. Выучите пройденный материал и подготовьте устный ответ по рисункам клеток.