Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроке

Разделы: Биология


Одной из проблем учителей в современных школах считается не умение организовать самостоятельную работу на уроке при проведении лабораторных работ, практических занятий, семинарах консультаций.

Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.

Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в подготовке уроков с самостоятельной работой: пока ещё мало технических средств, дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих рекомендаций для учителей.

Но всё выше сказанное не мешает многим учителям образцово организовывать самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов.

Очень важно научить ученика учиться!

Хочется больше узнать о методах формирования навыков самостоятельной работы на уроках биологии.

Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы не очень стараясь.

Основная задача – научиться навыкам, приёмам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду.

Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы.

Каждый учитель во время объяснения нового материала должен привлекать учащихся к самостоятельной работе.

Приёмы могут быть самые разнообразные, вот некоторые из них:

1. Читая лекцию, что-то объясняя, в нужный момент задаётся вопрос к классу: объяснении какого-либо вопроса, учитель обращается к классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и объясните прочитанное.

Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением генетической задачи.

2. При объяснении нового материала можно задать вопросы и поставить видеофрагмент, включит диафильм, кадаскоп. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные вопросы, т. е. они включены в познавательную деятельность.

3. После объяснения темы «Биосинтез белка», учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить, воспроизвести последовательность процесса синтеза белка. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

4. Можно перед объяснением дать карточку - задания, к которой приложить рисунки, ксерокопии из дополнительных источников, гербарии, влажные препараты, а затем подготовит ответы на определённые вопросы по данной теме урока.

Данные приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, т. к. каждый учащийся вовлечён в работу.

Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.

Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач.

Можно использовать игровые моменты.

Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.

Уроки могут быть разными:

  • закрепление знаний;
  • лабораторные работы;
  • практические работы;
  • работа с рабочими тетрадями;
  • семинарские занятия и т. д.

Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.

НО если их проводить чаще, то учащиеся лучше усваивают новый материал, умеют работать с разными источниками. Могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжают обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогают получать знания, легко ориентируются в мире разной литературы.

Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой.

1. Выбрать и сформулировать тему.
2. Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.).
3. Продумать последовательность действий, операций.
4. Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).
5. Учеников предварительно учат, как работать самостоятельно.

Как лучше запомнить изучаемый материал.

  • Текст читай очень внимательно.

  • Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.

  • Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.

  • Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.

  • Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.

  • Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.

Как надо читать текст.

  • Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.

  • При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.

  • Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).

  • Учтите, что чтение бывает:

    • первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;

    • повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.

Как проводить анализ.

Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

  • Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.

  • Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

  • Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

  • Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.

  • Определи их сходство.

  • Установи связь между ними.

  • Сформулируй общий вывод.

Как делать выписки.

Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.

  • Вчитайся в название статьи, осмысли его.

  • Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.

  • Стремись к краткости записи.

  • Отделяй одну мысль от другой.

  • Закончив работу, выпиши все данные источника.

Как работать над понятием.

Понятие - логически оформленная мысль.

  • Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.

  • Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

  • Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

  • Употребляя данное понятие, составь рассказ.

Как работать над сравнением.

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

  • Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

  • Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

  • Выдели существенные признаки каждого предмета.

  • Выясни все признаки сходства и различия объектов.

  • Найди и объясни причины сходства и различия.

Как разъяснять теорию.

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.

  • Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

  • Назови основные положения, понятия теории.

  • Определи круг явлений, объяснимых данной теории.

  • Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

  • Назови области применения данной теории.

6. Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто нуждается в этом.
7. Если необходимо провести инструктаж по т/б.
8. Перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока (т.е. поставить перед ними цели и задачи, которые они должны разрешить - они должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний).

К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.

Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.

Вот пример урока, посвящённого самостоятельной работе.

ТЕМА: Органоиды клетки и их функции.

Задачи:

Образовательная – сформировать понятия об органоидах клетки, об их функциях.
Развивающая – умение пользоваться учебником, делать схематические рисунки, составлять таблицы, развивать речь, память, логическое мышление.

ЭТАПЫ УРОКА

Организационный момент.

Опрос.

1. Назовите царства живой природы?
2. У всех ли представителей 4 царств одинаковое строение клеток?
3. Давайте вспомним различие клеток растений, животных, грибов, бактерий?

Новый материал.

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ (для ученика)

1. В параграфе найдите определения следующим понятиям:

Органоид

Включение

Цитоплазма

2. Запишите данные понятия в рабочую тетрадь.

3. На какие 2 группы подразделяются органоиды? Сделай схему.

4. Какие органоиды присутствуют:

А - в растительных клетках

Б – в животных клетках

В – в грибных клетках

Г – в бактериальных клетках

Заполните таблицу № 1:

Названия органоидов

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Бактериальная клетка

 

 

       

5. Изучите особенности строения органоидов и их функции.

Заполните таблицу № 2. Структурные компоненты клети и их функции.

Название органоида

Особенности строения органоида (схем. Рис.)

Функции органоида

 

 

   

6. Выучите пройденный материал и подготовьте устный ответ по рисункам клеток.