Второй урок по теме: Импрессионисты.
На первом уроке по теме: “ Импрессионисты” ученики познакомились со временем возникновения импрессионизма (вторая половина XIX века), характерными художественными приемами художников импрессионистов: пленэрная живопись, применение системы валеров, живопись чистыми красками. Дети начали изучение творчества Ренуара (“Бульвар Капуцинок”, “Портрет Жанны Самари”, “Ложа”), Дега( “Танцовщица у фотографа”, “Голубые танцовщицы”), К. Моне (“Впечатление: восход солнца”, “ Кувшинки”), Писсарро( “ Полдень. Эраньи”, “Площадь Французского театра в Париже”)/.
Урок – настроение.
Тип урока: урок расширения и углубления темы.
Цель урока:
- мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества импрессионистов;
- создание атмосферы творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискуссии);
-включить каждого учащегося в те виды деятельности, которые более всего соответствуют природе его мышления и его способностям.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учеников с письмами К. Моне, О.
Ренуара, раскрывающими сложные жизненные
обстоятельства и творческие поиски художников;
Развивающие:
Воспитательные:
- формировать понимание того, что добиться длительных успехов можно только прилагая много труда и терпения;
- формировать умение выражать свою эстетическую позицию и отстаивать ее;
- воспитывать умение дорожить дружбой и простыми человеческими чувствами.
Оборудование урока: Репродукции картин импрессионистов; слайды картин импрессионистов; аудиозаписи: Прелюдия “Девушка с волосами цвета льна” и “Снег танцует” К. Дебюсси; тексты стихотворений: П.Верлена, А. Рэмбо, Р. М. Рильке, Ш. Бодлера; кружевной зонтик, несколько кофейных чашек и блюдец, газовый платок, коробочки с зернами кофе, цветные карточки, кисточки и краски, фломастеры, ватман.
ТСО: слайд-проектор, аудио-магнитофон, маленькая лампа с отражателем.
Ход урока:
Надпись на доске: ИМПРЕССИОНИСТЫ. ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Учитель задает вопрос: Почему рядом с импрессионистами еще одно слово - впечатление? (Ученики, как правило, отвечают, что творчество импрессионистов создает определенное настроение, или что так называлась картина художника Клода Моне “Впечатление: восход солнца”, от названия которой и возник термин импрессионизм, или что impression в переводе с французского - впечатление).
Объединение в группы: каждый вытягивает одну из разноцветных карточек; те, у кого цвет карточек совпадает, оказываются в одной группе.
Учитель говорит классу, что продолжается погружение в тему: ИМПРЕССИОНИСТЫ и предлагает подобрать эпиграф к уроку вместе. После обсуждения каждая группа предлагает свой эпиграф и записывает его на доске.
Погружение в эпоху. Свет гаснет, тонкий луч пронизывает класс, выхватывает репродукции картин импрессионистов, останавливается на картине Клода Моне “Стог сена около Живерни”, звучит прелюдия Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”. Зажигается свет.
Учитель предлагает высказать свои впечатления от прослушанной музыки и просит каждого ученика составить на листочке ассоциативный ряд. Ученики в каждой группе обмениваются листочками со своими ассоциациями; обсуждают в чем их оценки интонационно совпадают или различны (записи должны быть лаконичными).
Заранее подготовленные ученики зачитывают отрывки из писем художников к торговцу картинами Полю Дюран-Рюэлю, который одним из первых оценил творчество импрессионистов и решительнее, чем кто-либо другой, выступил в их защиту.
Письма К. Моне:
“ Живерни, 5 июня 1883 г.
Дорогой господин Дюран,…Мне пришлось построить на берегу Сены сарай для лодок, где я мог бы заодно оставлять мольберт и холсты. …теперь я могу думать только о живописи, тогда как раньше был поглощен судьбой своих лодок: от дома до Сены неблизко, и мне надо было пристроить их в надежное место. Кроме того, я занимался садом,- а это тоже требует времени,- чтобы иметь цветы, которые я смогу писать в дурную погоду. Все это наконец позади, я больше не расстаюсь с кистью и сделаю для Вас вещи, которые Вам понравятся. …”.\перед фразой “чтобы иметь цветы” учитель спрашивает: Как вы думаете для чего же художник занимается садом? Ученики высказывают свои предположения. Учитель говорит, что Моне сам ответил на этот вопрос.\
“ Живерни, 15 мая 1884 г.
Дорогой господин Дюран,
С самого возвращения пребываю в ужасной тревоге. Очень хотел бы быть в курсе всех событий - как приятных, так и плохих. Мне не терпится узнать, надеетесь ли Вы выйти из затруднительного положения и каким способом. Я лично так волнуюсь и обеспокоен, что не могу работать.
Ренуар пишет, что он посоветовал Вам, дешево продать наши картины. Если это поможет Вам справиться с трудностями, не задумывайтесь ни минуты - мы Вам напишем другие…”
“ Живерни, 30 мая 1884 г.
Дорогой господин Дюран-Рюэль,
Сегодня вечером вышлю Вам, наконец, багажом ящик с восемью картинами, список которых прилагаю ниже…”.
Учитель обращает внимание учеников, что картина “Стог сена около Живерни” написана именно в это время. Вопросы классу: Какие чувства испытывает художник в этот период, все ли связаны с творчеством или обычные, простые человеческие переживания волнуют Моне? (Ученики высказывают свои мнения, обсуждают их).
Из данных стихотворений выберите два: одно – соответствующее первому вашему впечатлению от выбранной картины (обоснуйте почему выбрали именно эту картину и это стихотворение); второе - творчеству импрессионистов.
Поль Верлен.
За музыкою только дело…
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело…
Всего милее полутона…
О, если б в бунте против правил
Ты рифмы совести прибавил…
Так музыки же вновь и вновь
Пускай в твоем стихе с разгону
Блеснет вдали преображенной
Другое небо и любовь…
***
Сначала музыку! Певучий
Придай размер стихам твоим,
Чтоб невесом, неуловим,
Дышал воздушный строй созвучий.
Строфу напрасно не чекань,
Пленяй небрежностью счастливой,
Стирая в песне прихотливой
Меж ясным и неясным грань…
Так музыку всегда, везде!
Пусть будет стих твой окрыленный
Как бы гонцом души влюбленной
К другой любви, к другой звезде.
И если утро встанет хмуро,
Он, пробудив цветы от сна,
Дохнет, как ветер, как весна.
Все прочее литература!
(перевод В. Левика)
Артюр Рембо.
В сапфире сумерек пойду я вдоль межи,
Ступая по траве подошвою босою.
Лицо исколют мне колосья спелой ржи,
И придорожный куст обдаст меня росою.
Не буду говорить и думать ни о чем-
Пусть бесконечная любовь владеет мною-
И побреду, куда глаза глядят, путем
Природы счастлив в ней,
Как с женщиной земной.
(перевод Б. Лившица )
***
Игрушка хмурых вод, я не могу, не смею
-О, неподвижный челн, о, слабость рук коротких!-
Ни желтый тот цветок сорвать, ни этот кроткий,
Что с пепельной воды манит меня синея
На ивах взмах крыла колеблет паутину.
Давно на тростниках бутонов не находят.
Мой неподвижный челн, и цепь его уходит
В глубины этих вод- в какую грязь и тину?
Шарль Бодлер.
Позволь мне долго, долго вдыхать запах твоих волос, погрузить в них все мое лицо, как погружает его жаждущий в воду источника, и колыхать их рукой, как надушенный платок, чтобы встряхнуть рой воспоминаний.
О, если бы ты могла знать все, что я вижу! Все, что я чувствую! Все, что слышу в твоих волосах! Моя душа уносится вдаль в благоуханиях, как души других в звуках музыки…
Райнер Мария Рильке.
И все- таки, хоть наша жизнь течет
Тесна и ненавистна нам самим,
Есть чудо – мы его не объясним,
Но чувствуем: любая жизнь живет.
Живет, но кто? Не вещи ли живут
Несыгранной мелодией минут,
Как в тело арфы, втиснуты в закат?
Не ветры ли, что над рекой шумят?
Деревья ли в своей осенней дрожи?
Одни цветы, а может, травы тоже?
Живет, быть может, тихо старясь, сад?
Иль птицы, что загадочно летят,
Иль звери, что бегут? Живет, но кто же?
А может быть, Ты Сам живешь, о Боже?
***
Все возвеличится и вознесется:
Земля задышит и вода польется,
Поднимутся леса и рухнут стены,
И в том краю счастливом приживется
Народ, работающий неизменно.
Не станет церкви, Бога заковавшей
И горестно над Ним запричитавшей,
Как над подбитым зверем слезы льют,-
Гостеприимно распахнутся двери,
Забудутся ничтожные потери,
И жертвы безграничные грядут.
Потусторонней жизни ждать не будут,
Всему на свете мерой станет труд,
О том, что ожидает, не забудут,
Но смерти только малость отдадут.
***
Лошадь, пьющая из фонтана,
Нас коснувшийся лист падучий,
Руки, губы… Дай только случай
Говорить им, звать беспрестанно.
Жизнь подчас меняется стройно,
Грезить ей печаль не мешает,
Только тот, чье сердце спокойно,
Ищет скорбных и утешает.
***
Жду, предвкушая… Готов хоровод.
Музыки чуть бы, топтанья, напева
Девы немые, нежные девы,
Мерно станцуйте познанный плод-
Вкус апельсина… Как бы утопая,
Сочному ваш хоровод бытию
Сопротивляется - но, уступая,
К сладости веру склоняет свою.
Вкус апельсина Станцуйте его
Знойный пейзаж плодоностной порою-
В спелом пыланье и вы рождены-
Запахом в запахе. Зреет родство
С чистой, раскрывшейся вдруг кожурою,
С соком, которым счастливо полны.
Поль Верлен.
Так это будет в летний день. В тот час
Горящий полдень, радуясь со мною,
Меж шелка и атласа с кисеею,
Ещё прекрасней мне покажет вас.
И синий небосвод, как ткань в палатках,
Над нами, побледневшими тогда
От счастья, ожиданья и стыда,
Вдруг задрожит в роскошных, длинных складках.
Настанет вечер; всех маня ко сну,
Коснется ветер свадебной вуали,
И звезд приветный взор из темной дали
Поздравит тихо мужа и жену.
(Перевод В. Брюсова).
***
Слепое, тяжкое, властительное лето!
Как деспот праздный ты, следящий пыток ряд,
С своим сообщником потоком ярким света!
Устав, зеваешь ты. А люди грузно спят,
Покинув все труды. И жаворонок звонкий
Не пел. Ни ветерка, не облачка, все спит.
Натянута лазурь, как некий завес тонкий,
И в неподвижности молчание скользит.
Кузнечики в траве молчат в изнеможенье.
По пестрым камушкам не скачут ручейки,
Полуиссохшие и не поят реки.
Лишь неустанное и яркое вращенье
Муара движется, в обманчивой дали,
И, черно-желтые, проносятся шмели.
Группы меняются листами с выбранными стихотворениями, записывают согласны ли они с выбором другой группы и почему, зачитывают свои ответы (если групп больше трех, они меняются заданиями по часовой стрелке).
В классе на специальном столике стоит раскрытый кружевной зонтик, чуть поодаль кофейные чашечки с блюдцами, лежит веер и легкий газовый платок. Учитель предлагает по настроению и ассоциациям назвать картины импрессионистов, соответствующие этим предметам (обычно ученики выбирают картины: “Зонтики”, “Абсент”, и т.д.). Каждая группа вспоминает, а затем записывает на доске названия любимых или известных картин художников импрессионистов.
На столах среди раздаточного материала в небольших коробочках лежат зерна кофе. Учитель говорит: откройте коробочки. По классу распространяется теплый запах кофе. На экране демонстрируется слайд Клода Моне “Абсент”. Учитель: “Эта картина в свое время наделала много шума в Париже. Как вы думаете – почему?” - ученики высказывают свои предположения. Учитель: "Молодая женщина сидит за столиком перед ней прибор с абсентом, абсент – это полынная водка. В те времена для женщины считалось неприличным употребление крепких спиртных напитков…" Теперь мы понимаем, сколько горечи и безысходности в этой картине.
Сейчас мы услышим музыку и посмотрим картины импрессионистов, как вы думаете: к какому из этих произведений по внутреннему настроению более всего соответствует музыка?”
Звучит музыка Клода Дебюсси “Снег танцует”. На экране слайды сменяют один другой: К. Моне “Бульвар Капуцинок”, “Сад художника в Аржантее”; О. Ренуар “Ложа”; Э. Дега “Танцовщица у фотографа”; К. Писсарро “Оперный проезд в Париже”. Обычно дети выбирают картину Писсарро, объясняя это тем, что и в музыке и на картине присутствует настроение зимнего дня и падающего снега или что они близки интонационно.
Учитель: "Наш урок близится к концу, предлагаю вам вернуться к эпиграфам, которые вы предложили в начале урока. Изменилось ли ваше впечатление от творчества импрессионистов, у вас есть несколько минут для обсуждения этого. Эпиграфом может быть и музыкальный отрывок, и отрывок из стихотворения или письма, и проза, и т.п ."
Ученики высказывают разнообразные предложения, выбирается то, которое всем больше всего понравилось, записывается на доске.
Домашнее задание: Посетить музей изобразительных искусств им. Пушкина, залы посвященные импрессионистам и написать небольшое эссе на тему: “Мои впечатления. Импрессионисты”.
Урок окончен, спасибо!