“Урок – это совместное творчество
учителя и учащихся, помогающее
постичь сущность исторических событий,
их причины и последствия””
Школьники на уроке анализируют и самостоятельно интерпретируют факты, делают выводы. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить учащемуся возможность активно участвовать в процессе познания, то есть организовать деятельность учащихся. Этот подход и определил характер урока “Быт и нравы русского горожанина XVII века” как интегрированного урока по истории и технологии.
Цели урока:
Образовательные
1) расширение представления учащихся о быте и культуре горожанина в XVII веке;
2) изготовление куклы-закрутки.
Воспитательные
1) способствовать восприятию отечественных, культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
2) формирование чувства гордости к национальной культуре;
3) воспитание у учащихся аккуратности в работе, трудолюбия, чувства прекрасного.
Развивающие
1) развитие исторического мышления на базе материала школьного учебника, умение использовать и самостоятельно работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу;
2) умение использовать данный исторический материал на занятиях творческих объединений;
3) развитие творческих способностей у учащихся, чувства цвета и формы;
4) формирование умений излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
Задачи урока:
1. Научить учащихся познавать новое в быте, традициях русского горожанина XVII века.
2. Организовать работу учащихся в группах.
3. Формировать умения:
- излагать грамотно свои мысли;
- развивать монологическую речь;
- прослеживать причинно-следственные связи;
- творчески подходить к выполнению домашнего задания;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке.
Методическое обеспечение урока:
1. Коллекция вещей конца XIX начала XX века, собранных у жителей города Карабаша Челябинской области.
2. Зарисовки учащихся “Русская городская усадьба” XVII века, “Посуда XVII века”.
3. Репродукции картин: А.Г. Веницианов “Жница”, “На пашне”.
4. Музыкальное сопровождение – звон колоколов.
Оборудование:
Магнитофон, элементы русского быта, керамическая и деревянная посуда, расписные подносы, цветные шали, вышитые полотенца, деревянные доски и ложки, подсвечники, лапти, приготовленная еда: блины с медом, гречневая каша, брусничный кисель, пироги с капустой, грибной суп.
Виды работ учащихся на уроке:
1) Работа в группе.
2) Опережающее домашнее задание.
3) Работа с понятиями.
4) Работа с учебником и дополнительной литературой.
5) Беседы с учащимися.
6) Работа с рабочей тетрадью.
7) Работа с тетрадью.
8) Развитие речи, мышления, памяти.
9) Творческие работы учащихся.
10) Работа с исторической картой ( атлас).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка целей.
III. Повторение и закрепление понятий.
IV. Изучение нового материала.
1) Усадьба горожанина XVII века.
2) Уклад жизни русского горожанина.
3) Досуг жителей в XVII веке. Изготовление куклы-закрутки.
V. Подведение итогов урока.
Сценарий урока
Учитель истории: Тема нашего урока: Быт и нравы русского горожанина в XVII веке (записываем). И вы уже видите, что мы продолжаем знакомиться с русской культурой XVII века. Учитель технологии: Сегодня мы должны с вами познакомиться с тем, как жили городские жители русского государства в XVII веке, в каких домах, как ели, как проводили свободное время, чем занимались долгими зимними вечерами. Изготовим куклу – закрутку. Учитель истории: Вспомним, что означают слова “быт” и “нравы”. А сейчас назовите мне города России XVII века, которые вы знаете. ( Работа с картой). Давайте отправимся в один из городов XVII века. Города России в это время очень походили друг на друга. У них еще не было своего лица. Это появится позднее. А сейчас они похожи на деревни, только больше. Так как граждане занимались сельским трудом, им были присущи те же обычаи, традиции, они ели ту же пищу, одевались так же как крестьяне. (Звучит колокольный звон). Учитель истории: Еще рано, но город просыпается, начинает светать. Слышали колокольный звон? Колокольный звон всегда играл большую роль в жизни людей. Он играл роль часов. Будил их, звал к утреннему богослужению, сообщал им об опасности, беде, например, о городском пожаре, набеге врагов, радовал их во время праздников и торжеств. Одним из самых древних колоколов, доживших до наших дней, являются колокола в Новгороде, Киеве, Пскове, Владимире. Учитель технологии: Дом горожанина был устроен очень практично, со всеми удобствами тогдашней цивилизации. Учитель истории: Перед нами усадьба зажиточного горожанина. Ее нам нарисовали ребята из творческой группы.. А теперь откройте рабочие тетради на стр. 22 № 4 и зарисуйте информацию, которую сейчас услышите: Горожане строили свои дома из леса, они хорошо держали как тепло, так и прохладу. Простые горожане строили одноэтажные дома, зажиточные – 2-х, 3-х этажные. Дома называли хоромами или теремами. Они имели очень затейливый сказочный вид. Их украшали башенками, фигурками, узорами, особенно кровли. Дома в России от своих европейских собратьев отличались множеством окон – больших и маленьких. Вместо стекол использовали решетки из железа со слюдой. Первый этаж назывался подклетью. Здесь хранили продукты, вещи, что-нибудь ценное. Он всегда строился каменным. Городские потери – обычное явление для городов и подклеть всегда останется целой. Двор обносили забором. Во дворе был сад, огород, амбар, хлев, сарай, мастерские, ледник, мельница, баня (мыльня), поварская, колодец ( что из перечисленного вам не понятно?). Таким образом, двор даже небогатого горожанина был достаточно большим. Учитель технологии: Послушаем поисковую группу № 2 о том, что же выращивали на своих участках наши предки, и так уж наши дачники отличаются от горожан XVII века в своих агротехнических пристрастиях? Поисковая группа № 2. Сообщение “Что выращивали в XVII веке”. Учитель истории: А теперь заглянем внутрь дома. Задание: Запишите понятия, означающие названия комнат, прозвучавшие в отрывке из произведения А.С. Пушкина: “Дверь тихонько отворилась И царевна очутилась В светлой горнице, кругом Лавки крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой…” Учитель технологии: Вход в дом всегда делали с юга. С крыльца попадали в сени – парадное прихожее помещение. В Европе сени соответствовали залам, где ждали аудиенции. Затем в доме были горницы, где жили хозяева дома, светлицы – где обычно девушки и женщины работали – вышивали, ткали, пряли. Была в доме и повалушка – кладовка для хранения продуктов. Рядом с ней, как правило, находился кабинет хозяина дома. Света, к которому мы привыкли, не было. Дома освещались светцами ( напольные подсвечники), маленькими светильниками, слюдяными фонарями и лучинами, так романтично воспетыми А.С. Пушкиным и русским народом. (Проверка выполнения задания). Учитель технологии: И конечно в доме не могло не быть печи. Печь играла огромную роль в жизни людей. Она кормила, обогревала, лечила, в ней мылись, на ней спали. Русские люди воспевали ее в своих сказках, песнях. Слагали о ней поговорки и загадки. Поисковые группы представляют поговорки, пословицы и загадки о печке. Учитель истории: Русские люди отличались простым и добродушным нравом. Все подмечали и отражали в своей речи. Потому в разговоре русских людей преобладали поговорки и пословицы. Поисковая группа представляет поговорки, появившиеся в XVII веке. Учитель технологии: Ребята, а давайте посмотрим, как проводят день за днем люди, живущие в таких просторных, по нашим меркам, домах. Учитель истории: Семьи русских людей были большими – не менее 10 человек, да всякая прислуга, приживалка и гости. День в старину начинался очень рано, до светлу, до удара первого колокола – “Кто рано встает – тому Бог подает”. Раньше всех вставала хозяйка, брала ключи от всех повалушей, кладовых и делала обход, давала распоряжения челяди, выдавала продукты, затапливала печь, которая находилась в подклети. Учитель технологии: Однако, некоторые источники утверждают, что утро начиналось с обхода скотины, так как ее считали полноправным членом семьи. Завтрака, как у нас сейчас принято, не было. В лучшем случае кружка молоко и хлеб. Посуда была разнообразной. Использовали кувшины, горшки, кружки различной формы. Очень популярны были кувшины, чаши и блюда. В XVII веке в обиходе появляются сковородки, которые сразу полюбились русским хозяйкам – в них удобнее всего было печь русские блины. (На столе находится керамическая и деревянная посуда – ее можно использовать в качестве демонстрационного материала). Учитель истории: Посуда была, как правило, либо деревянной, либо керамической – из глины. В XVII веке в наиболее богатых домах появляется стеклянная посуда. К 12 часам все основные работы по дому были сделаны, и вся семья собиралась обедать. Обедали в традиционной столовой. Учитель технологии: (Представляет выставку шитья, одежды, обуви, посуды, кулинарные изделия) Стол был покрыт вышитой скатертью. За стол садились по старшинству. Одеты все по-домашнему – в рубахи: у мужчин до колен, у женщин и девушек до пят. Еда была простой, но разнообразной и в большом количестве, в отличие от Европы. Это обязательная похлебка, пироги с кашей, капустой, рыбой, яблоки моченые, соленые грибочки, кисели, вареники с репой, отварные яйца, лук и, конечно же, щи. Поисковая группа № 4 показывает церемонию застолья и демонстрирует приготовление русских щей и похлебки. Учитель истории: После обеда все шли спать. Что интересно, спали не только в доме, но и во всем городе. Кого на улице застало время сна, тут же и ложились. Для этого в русских городах на улицах стояли лавки, чего бы мы не встретили в европейских городах. Учитель технологии: После сна принимались за дела. Женщины вышивали, ткали, пряли. В богатых домах были запасы тканей в кусках, то есть платов – отсюда и название платок, платье. Девочки обязательно должны были научиться шить и вышивать. Учитель истории: Ужинали в доме, когда заходило солнце на юге за горизонт. Еда называлась южной, отсюда и название ужин. Учитель истории: После ужина в домах устраивались посиделки. Они несли собою и практическую направленность и развлекательную. Здесь девочки учились ремеслам, мальчики им помогали. Совместно они учились житейским делам, знакомились. На Руси браки были ранними, в 13 – 15 лет, хотя проживали такие семьи, как правило, в доме родителей 2 – 3 года. Посиделки начинались после Покрова – 14 октября. Убран урожай, закончились заготовки, и хозяева могли позволить себе отдохнуть. Учитель технологии: Девушки на посиделках пряли пряжу, ткали холсты, вышивали. Маленькие дети учились делать тряпичных кукол. Русская женщина связана с куклами всю свою жизнь. Она играет ими в детстве, потом со своими детьми, внуками. Пока дети малы, куклы шьют матери, а с 5 лет девочки изготавливают кукол сами. Игрушке предавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликие. По народным поверьям кукла с лицом, как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. Поэтому безликая кукла одновременно являлась оберегом. По тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки, девушки. И вот у нас с вами сегодня посиделки и мы будем делать куклу-оберег. Практическая работа. Тема: “Последовательность изготовления куклы – закрутки” 1. На кусок плотной ткани, предназначенной для туловища наложить ватин, отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрепить. 2. На уровне шеи (1/5 высота) перевязать закрутку нитками, концы закрепить. 3. Изготовить голову и руки: найти центр белого лоскута сложением треугольника в два приема. Накрыть верх закрутки центром белого лоскута, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи. Подогнуть срез рукава, кисти рук перетянуть ниткой. Затянуть оставшуюся ткань на линии талии. 4. Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы. 5. Оформить куклу ( одежду). Костюм можно украсить несложной вышивкой, тесьмой, лентами, бусинками. 6. Выставка работ. Что нового, незнакомого узнали для себя учащиеся? Подведение итогов. |