Преподавание в начальной школе. Урок природоведения. 2-й класс. (Исследование материалов экскурсий)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  1. проектировать учебную деятельность детей;
  2. провести наблюдения за зимними изменениями в природе; познакомить детей с особенностями хвойных и лиственных растений зимой;
  3. расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
  4. воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.

Оборудование: картинки с изображением лесных животных, иллюстрации “Следы на снегу”, гербарии растений, тестовые задания, ветки лиственных и хвойных растений, шишки, плоды.

Подготовительная работа

Для данного урока заранее столы расставлены так, чтобы ребята сидели группами по 5 человек. На каждом столе стоит карточка с надписью “Ботаники”, “Зоологи”, “Экологи”, “Синоптики”.

Группы получили задания. Составили с детьми проект.

“Ботаники”- сходить на экскурсию в парк, подготовить материал о хвойных растениях нашего края.

“Зоологи”- посетить городской краеведческий музей, узнать, как изменилась жизнь животных с наступлением зимы; сделать книжки-малышки о животных леса.

“Экологи”- составить правила поведения в природе.

“Синоптики”- сходить в библиотеку и найти народные приметы зимы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ученик:

- Внимание! Внимание! Говорит 2 “А” класс школы № 44 самого молодого города Кузбасса Полысаево.

Сегодня мы проводим радиоперекличку с разных концов нашего края. Вызываем Север, Юг, Восток и Запад. Приглашаем группы ботаников, зоологов, синоптиков, экологов. Расскажите, что у вас происходит?

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, о растениях и животных зимой, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

Недавно мы ходили с вами на экскурсию в парк. Сравнили, как изменились растения с наступлением холодов. Побывали в городском краеведческом музее. Познакомились с жизнью животных нашего края. И сегодня обработаем данные экскурсий на уроке. А помогут нам группы “Ботаников”, “Зоологов”, “Экологов”, “Синоптиков”.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ЗИМОЙ

Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Наступили морозы. Мы увидели на экскурсии, что почва замерзла. Земля покрылась снежным одеялом.

- Какие приметы зимы мы наблюдаем в это время года?

- Интересно знать, а какой была погода в нашем крае в декабре?

СЛОВО СИНОПТИКАМ

(Музыкальная заставка- музыка из телепередачи “Прогноз погоды”)

  • Наша группа побывала в городской библиотеке и узнала, что декабрь - начало зимы, - в народе называют студень, лютень. Месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает – зиму начинает.
  • Назовите самый холодный день этого месяца.
  • Самый теплый…
  • Запишите данные о погоде в календарики.

Не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения Солнца – 23 декабря!

Солнце вернется в мир. С солнцем возвратится жизнь. Но надо еще пережить зиму.

Живая природа зимой.

Посмотрите вокруг себя. Составьте из слов пословицу.

Прочитайте её.

Растение – земли украшение.

  • Как вы понимаете смысл пословицы?

Зачитать отрывки из сочинений.

На какие группы можно разделить растения?

  • Какие лекарственные растения вы видели в парке?
  • На каких сохранились плоды? (липа, рябина, клен)
  • Как выглядят хвойные деревья и кустарники?
  • Сравните веточки лиственных и хвойных растений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРЕДМЕТАМИ ПРИРОДЫ.

  1. Определите с какого дерева плоды и ветки.
    • Соотнеси их с деревьями.

  2. Какого дерева нет? Почему?
  1. Рассмотрите гербарий сосны и ели.
    • Чем ветка ели похожа на ветку сосны?
      Чем они отличаются?

  2. Сравните шишки сосны и ели по форме и величине.

ГРУППА “БОТАНИКОВ”

Группа “Ботаников” заслушала ответы учеников, попросим их сделать обобщение и добавить новое.

  • Ель – изящное стройное дерево. Это особенно заметно, когда она растет на открытом месте. Ель – теневыносливая древесная порода. Хвоинки у неё значительно короче, чем у сосны. Ветви покрыты ими густо. Но всё же можно рассмотреть, что располагаются хвоинки поодиночке. Хвоинки держатся на ветках 5-7 лет.
  • Сосна – красивое дерево. Сосна неприхотлива к почве, но очень требовательна к солнцу, свету. Она не выносит затемнения. Ствол её покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой, что создает особую привлекательность. Однако в нижней части кора толстая. Кора большой толщины имеет для дерева важное значение: она предохраняет ствол от ожога. Хвоинки длинные и узкие, расположены по две. Держатся на ветках от 2 до 6 лет. Опадают по две близнецами.
  • Шишки ели созревают в один год, в них образуются мелкие крылатые семена. Рассеивание семян в конце зимы.
  • Шишки сосны созревают около двух лет. Проходят долгий путь развития, прежде чем станут взрослой деревянной шишкой. В первый год она почти не растет, к осени становится не больше горошины. На второй год сильно увеличивается в размерах, становится коричневой, деревенеет. К этому времени созревают семена, но высыпаются они весной, когда стает снег.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (СТР. 112)

“Как узнать зимой деревья”.

Выборочное чтение.

  • Прочитайте, что говорится о дубе.
  • Найдите плоды дуба на столе.

Дуб растет в широколиственных лесах. Это дерево завезли и к нам. Весной мы посмотрим, как они прижились в нашем крае.

  • Мы были в музее, видели экспонаты деревьев.

(Запись на магнитофоне)

Внимание! Радиозапись!

  • По данным подсказкам определите, о каком дереве идет речь:
    1. в Кузбассе встречается повсеместно,
    2. в грамме семян содержится около 5000, поэтому в народе её называют чудо-сеялкой;
    3. из древесины изготавливают фанеру, мебель, лыжи, хоккейные клюшки и много другой продукции;
    4. настои из чаги употребляют как лекарственное средство;
    5. сок содержит до 20% сахара и пользуется популярностью у народа. Какое это дерево?

    Конечно же, это красавица русского леса – стройная белокурая береза.

    ФИЗМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ И.ДРУГОВА “БЕРЕГИТЕ РУССКИЙ ЛЕС”

  • Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит “дозревание” почек. А можно ли у наших растений наблюдать зимний рост? Оказывается можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают появляться молодые ростки некоторых трав.
  • А как звери готовятся к зиме?

“БИОЛОГИ”

Биологическая группа приготовила сюрприз.

Лист на клетки поделили,
В каждой клетке есть секрет.
Если вы ответ найдете,
То друзей приобретете.

  1.  
  2. Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая – для лета,
    Для зимы – другого цвета. (Заяц)

    Правильно, но как вы догадались?

    Какие у зайца враги? (лиса, волк, человек)

    Группа “Экологов”

    • У нас в руках “Жалобная книга природы”. Послушайте, что написали бы о себе зайцы. (Зачитывают)

    ЖАЛОБА ЗАЙЦА

    У нас, зайцев, дома нет. Мы рождаемся прямо на земле, среди травы. Покормит нас мама и убежит. Сидим мы одни-одинешеньки. Молоко у мамы жирное и питательное. Несколько дней мы сыты. Другая зайчиха пробежит и нас покормит. У нас первые три недели много врагов, мы спим с открытыми глазами.

    Много зайцев водилось в Полысаевских сограх и Моховских лесах. А сейчас нас всё меньше и меньше. Скоро нас запишут в Красную книгу. Много нас убивают, да карьеры появились, которые губят природу.

  3. Отгадайте вторую загадку.
  4. Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

  5. Почему вы так решили?
  6. “Зоологи”, что можете добавить о жизни медведей?

    • Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц. Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Говорят, что медведь в берлоге зимой сосет лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосет лапу.
  7. Следующая загадка.
  8. За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнула, пробежала –
    Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

  9. Что вы знаете о лисе?
  10. Группа “Зоологов” приготовила сообщение.
  11. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

  12. Следующая загадка.
  13. Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу,
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу. (Белка)

  14. Что вы знаете о белке?
  15. “Зоологи” приготовили сообщение о белке.

    Белка к зиме утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные запасы: орехи, грибы.

  16. Последняя загадка.
  17. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец.
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко! (Лось)

  18. Почему лося называют лесным великаном?
  19. На что похожи рога у лося?
  20. Как и чем лось сражается с врагами? (Рога, ноги)
  21. Как отличить самца от самки? (Нет рогов)
  22. Чем питается зимой? (Молодыми побегами акации, березы, ивы, пихты)
  23. Почему лось не проваливается в сугробах? (На копытах есть кожистая перепонка, которая не дает проваливаться)
  24. Так кто же прислал это письмо? (Звери – ключевое слово)
  25. ОПРЕДЕЛИ, ЧЬИ СЛЕДЫ ОСТАВЛЕНЫ НА СНЕГУ: 

    • Легко разобрать на снегу белкин почерк. Она по снегу прыгает – как в чехарду играет, восклицательные знаки оставляет.
    • Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только та, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.
    • Бежит заяц-русак, лапами по снегу печатает. От задних длинных ног след вытянутый, пяточкой, от коротких передних – кружочками.
    • А это чьи следы остались?
    • Связаны ли между собой растения и животные? Как?

    СОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАСТЕНИЕ – ЖИВОТНОЕ.

      • Растения насыщают воздух кислородом.
      • Растения обеспечивают животным убежище (животные прячутся среди ветвей, в дуплах).
      • Растения служат материалом для постройки животными жилищ (гнезда и др.)
      • Растения обеспечивают животных пищей.
      • Как же животные помогают растениям? (По ходу ответов на доске выстраивается цепочка).

    РАСТЕНИЯ – ЖИВОТНЫЕ

    КИСЛОРОД

    УБЕЖИЩЕ

    СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    ПИЩА

    РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

    СЛОВО “ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЕ”

    Побывав с классом на экскурсиях, в музее, мы составили правила поведения в природе.

      • Не ломай ветви деревьев и кустарников – они очень хрупки на морозе.
      • Не лови диких животных и не уноси их домой. Их дом – лес.
      • Не руби ели в парках, в лесах. Купи к Новому году искусственную ель.

    ТЕСТИРОВАНИЕ.

    Отметь, кто из этих животных залегает в зимнюю спячку.

    Барсук   Белка  
    Волк   Лось  
    Лиса   Ёж  
    Медведь   Заяц  

    Почему они залегают в спячку?

    Отметить правильный ответ.

    1. Боятся холодов.  
    2. Им негде спрятаться от врагов.  
    3. Зимой для этих животных не пищи.  

    САМОПРОВЕРКА

    ИТОГ УРОКА