Цель урока:
- проектировать учебную деятельность детей;
- провести наблюдения за зимними изменениями в природе; познакомить детей с особенностями хвойных и лиственных растений зимой;
- расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
- воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.
Оборудование: картинки с изображением лесных животных, иллюстрации “Следы на снегу”, гербарии растений, тестовые задания, ветки лиственных и хвойных растений, шишки, плоды.
Подготовительная работа
Для данного урока заранее столы расставлены так, чтобы ребята сидели группами по 5 человек. На каждом столе стоит карточка с надписью “Ботаники”, “Зоологи”, “Экологи”, “Синоптики”.
Группы получили задания. Составили с детьми проект.
“Ботаники”- сходить на экскурсию в парк, подготовить материал о хвойных растениях нашего края.
“Зоологи”- посетить городской краеведческий музей, узнать, как изменилась жизнь животных с наступлением зимы; сделать книжки-малышки о животных леса.
“Экологи”- составить правила поведения в природе.
“Синоптики”- сходить в библиотеку и найти народные приметы зимы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ученик:
- Внимание! Внимание! Говорит 2 “А” класс школы № 44 самого молодого города Кузбасса Полысаево.
Сегодня мы проводим радиоперекличку с разных концов нашего края. Вызываем Север, Юг, Восток и Запад. Приглашаем группы ботаников, зоологов, синоптиков, экологов. Расскажите, что у вас происходит?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, о растениях и животных зимой, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.
Недавно мы ходили с вами на экскурсию в парк. Сравнили, как изменились растения с наступлением холодов. Побывали в городском краеведческом музее. Познакомились с жизнью животных нашего края. И сегодня обработаем данные экскурсий на уроке. А помогут нам группы “Ботаников”, “Зоологов”, “Экологов”, “Синоптиков”.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ЗИМОЙ
Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Наступили морозы. Мы увидели на экскурсии, что почва замерзла. Земля покрылась снежным одеялом.
- Какие приметы зимы мы наблюдаем в это время года?
- Интересно знать, а какой была погода в нашем крае в декабре?
СЛОВО СИНОПТИКАМ
(Музыкальная заставка- музыка из телепередачи “Прогноз погоды”)
- Наша группа побывала в городской библиотеке и узнала, что декабрь - начало зимы, - в народе называют студень, лютень. Месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает – зиму начинает.
- Назовите самый холодный день этого месяца.
- Самый теплый…
- Запишите данные о погоде в календарики.
Не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения Солнца – 23 декабря!
Солнце вернется в мир. С солнцем возвратится жизнь. Но надо еще пережить зиму.
Живая природа зимой.
Посмотрите вокруг себя. Составьте из слов пословицу.
Прочитайте её.
Растение – земли украшение.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
Зачитать отрывки из сочинений.
На какие группы можно разделить растения?
- Какие лекарственные растения вы видели в парке?
- На каких сохранились плоды? (липа, рябина, клен)
- Как выглядят хвойные деревья и кустарники?
- Сравните веточки лиственных и хвойных растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРЕДМЕТАМИ ПРИРОДЫ.
- Определите с какого дерева плоды и ветки.
- Какого дерева нет? Почему?
Соотнеси их с деревьями.
- Рассмотрите гербарий сосны и ели.
- Сравните шишки сосны и ели по форме и величине.
Чем ветка ели похожа на ветку сосны?
Чем они отличаются?
ГРУППА “БОТАНИКОВ”
Группа “Ботаников” заслушала ответы учеников, попросим их сделать обобщение и добавить новое.
- Ель – изящное стройное дерево. Это особенно заметно, когда она растет на открытом месте. Ель – теневыносливая древесная порода. Хвоинки у неё значительно короче, чем у сосны. Ветви покрыты ими густо. Но всё же можно рассмотреть, что располагаются хвоинки поодиночке. Хвоинки держатся на ветках 5-7 лет.
- Сосна – красивое дерево. Сосна неприхотлива к почве, но очень требовательна к солнцу, свету. Она не выносит затемнения. Ствол её покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой, что создает особую привлекательность. Однако в нижней части кора толстая. Кора большой толщины имеет для дерева важное значение: она предохраняет ствол от ожога. Хвоинки длинные и узкие, расположены по две. Держатся на ветках от 2 до 6 лет. Опадают по две близнецами.
- Шишки ели созревают в один год, в них образуются мелкие крылатые семена. Рассеивание семян в конце зимы.
- Шишки сосны созревают около двух лет. Проходят долгий путь развития, прежде чем станут взрослой деревянной шишкой. В первый год она почти не растет, к осени становится не больше горошины. На второй год сильно увеличивается в размерах, становится коричневой, деревенеет. К этому времени созревают семена, но высыпаются они весной, когда стает снег.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (СТР. 112)
“Как узнать зимой деревья”.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, что говорится о дубе.
- Найдите плоды дуба на столе.
Дуб растет в широколиственных лесах. Это дерево завезли и к нам. Весной мы посмотрим, как они прижились в нашем крае.
- Мы были в музее, видели экспонаты деревьев.
(Запись на магнитофоне)
Внимание! Радиозапись!
- По данным подсказкам определите, о каком дереве идет речь:
- в Кузбассе встречается повсеместно,
- в грамме семян содержится около 5000, поэтому в народе её называют чудо-сеялкой;
- из древесины изготавливают фанеру, мебель, лыжи, хоккейные клюшки и много другой продукции;
- настои из чаги употребляют как лекарственное средство;
- сок содержит до 20% сахара и пользуется популярностью у народа. Какое это дерево?
- Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит “дозревание” почек. А можно ли у наших растений наблюдать зимний рост? Оказывается можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают появляться молодые ростки некоторых трав.
- А как звери готовятся к зиме?
Конечно же, это красавица русского леса – стройная белокурая береза.
ФИЗМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ И.ДРУГОВА “БЕРЕГИТЕ РУССКИЙ ЛЕС”
“БИОЛОГИ”
Биологическая группа приготовила сюрприз.
Лист на клетки поделили,
В каждой клетке есть секрет.
Если вы ответ найдете,
То друзей приобретете.
- У нас в руках “Жалобная книга природы”. Послушайте, что написали бы о себе зайцы. (Зачитывают)
- Отгадайте вторую загадку.
- Почему вы так решили?
- Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц. Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Говорят, что медведь в берлоге зимой сосет лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосет лапу.
- Следующая загадка.
- Что вы знаете о лисе?
- Группа “Зоологов” приготовила сообщение.
- Следующая загадка.
- Что вы знаете о белке?
- Последняя загадка.
- Почему лося называют лесным великаном?
- На что похожи рога у лося?
- Как и чем лось сражается с врагами? (Рога, ноги)
- Как отличить самца от самки? (Нет рогов)
- Чем питается зимой? (Молодыми побегами акации, березы, ивы, пихты)
- Почему лось не проваливается в сугробах? (На копытах есть кожистая перепонка, которая не дает проваливаться)
- Так кто же прислал это письмо? (Звери – ключевое слово)
- Легко разобрать на снегу белкин почерк. Она по снегу прыгает – как в чехарду играет, восклицательные знаки оставляет.
- Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только та, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.
- Бежит заяц-русак, лапами по снегу печатает. От задних длинных ног след вытянутый, пяточкой, от коротких передних – кружочками.
- А это чьи следы остались?
- Связаны ли между собой растения и животные? Как?
- Растения насыщают воздух кислородом.
- Растения обеспечивают животным убежище (животные прячутся среди ветвей, в дуплах).
- Растения служат материалом для постройки животными жилищ (гнезда и др.)
- Растения обеспечивают животных пищей.
- Как же животные помогают растениям? (По ходу ответов на доске выстраивается цепочка).
- Не ломай ветви деревьев и кустарников – они очень хрупки на морозе.
- Не лови диких животных и не уноси их домой. Их дом – лес.
- Не руби ели в парках, в лесах. Купи к Новому году искусственную ель.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Правильно, но как вы догадались?
Какие у зайца враги? (лиса, волк, человек)
Группа “Экологов”
ЖАЛОБА ЗАЙЦА
У нас, зайцев, дома нет. Мы рождаемся прямо на земле, среди травы. Покормит нас мама и убежит. Сидим мы одни-одинешеньки. Молоко у мамы жирное и питательное. Несколько дней мы сыты. Другая зайчиха пробежит и нас покормит. У нас первые три недели много врагов, мы спим с открытыми глазами.
Много зайцев водилось в Полысаевских сограх и Моховских лесах. А сейчас нас всё меньше и меньше. Скоро нас запишут в Красную книгу. Много нас убивают, да карьеры появились, которые губят природу.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
“Зоологи”, что можете добавить о жизни медведей?
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
“Зоологи” приготовили сообщение о белке.
Белка к зиме утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные запасы: орехи, грибы.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко! (Лось)
ОПРЕДЕЛИ, ЧЬИ СЛЕДЫ ОСТАВЛЕНЫ НА СНЕГУ:
СОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РАСТЕНИЕ – ЖИВОТНОЕ.
РАСТЕНИЯ – ЖИВОТНЫЕ
КИСЛОРОД
УБЕЖИЩЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПИЩА
РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ
СЛОВО “ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППЕ”
Побывав с классом на экскурсиях, в музее, мы составили правила поведения в природе.
ТЕСТИРОВАНИЕ.
Отметь, кто из этих животных залегает в зимнюю спячку.
Барсук | Белка | ||
Волк | Лось | ||
Лиса | Ёж | ||
Медведь | Заяц |
Почему они залегают в спячку?
Отметить правильный ответ.
1. | Боятся холодов. | |
2. | Им негде спрятаться от врагов. | |
3. | Зимой для этих животных не пищи. |
САМОПРОВЕРКА
ИТОГ УРОКА