Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.
В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.
Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).
Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.
В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).
Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.
В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.
Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.
Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.
Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.
Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.
Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.
Дети овладевают навыками и культурой труда.
Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.
Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.
Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.
Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.
Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.
Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.
Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.
На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.
В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.
Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.
Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.
В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.
Конспекты занятий
Тема “Цветочная поляна”
Цель:
учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.
Программные задачи:
Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.
Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.
Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).
Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.
Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.
Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.
Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Форма проведения
Фронтальные занятия (3)
Индивидуальные занятия
Время выполнения работы – две недели.
Предварительная работа
Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.
Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.
Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.
Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.
Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.
Подбор фона для объектов изображения.
Оборудование:
обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.
Выход темы.
Подарки мамам ко Дню матери.
Выставки детского творчества.
Тема “Дракончик на прогулке”
Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.
Программные задачи
Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.
Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).
Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.
Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Форма проведения
Фронтальные занятия (3)
Индивидуальные занятия
Предварительная работа
Экологическое воспитание:
рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)
Художественная литература
Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;
А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.
Загадки о растениях леса
Дидактическая игра “Девятый лишний”
Пальчиковая гимнастика
Подбор фона для объекта изображения.
Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.
Выход темы
Экспозиция “Мир динозавров”
Выставка детского творчества (коллективная работа).
Тема “Летние каникулы”
Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.
Программные задачи:
Совершенствовать приемы работа с бумагой.
Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.
Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.
Развивать планирующую и регулирующую функции речи.
Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.
Развивать мелкую моторику рук.
Форма проведения
Фронтальные занятия (1)
Индивидуальные занятия.
Время выполнения - I неделя.
Предварительная работа
Ознакомление с окружающим миром.
Беседа о летних каникулах.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Музыкальное воспитание
П.И. Чайковский “Времена года”
А.Вивальди “Лето”
Художественная литература
Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”
Б. Житков “Кружечка под елочкой”
Е.Осеева “Добрая хозяюшка”
В. Бианки “Кто чем поет?”
Дидактические игры
“Назови деток”
“Кто где живет?”
“Назови домашних животных”
Кистевая и пальчиковая гимнастика
Подвижные игры
“Через ручеек”
“Лохматый пес”
“Поймай комара”
“Солнечные зайчики”
Оборудование:
цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,
Выход темы
Оформление группы
Выставка детского творчества.
Тема “Бумага”
Цель: дать детям представление о бумаге.
Программные задачи:
Познакомить детей с историей бумаги.
Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.
Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.
Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.
Форма проведения.
Фронтальное занятие (1)
Предварительная работа
Экологическое воспитание:
Беседа о деревьях.
Экскурсия на сквер.
Художественная литература
Детская энциклопедия
Загадки о деревьях
Географический атлас “Мир и человек”
Дидактические игры
“Где что растет?”
“Угадай по описанию”
“Времена года”
Подвижные игры
“Падающие листья”
Практические опыты: свойства бумаги.
Оборудование:
Образцы видов бумаги
Образцы картона
Иллюстрации деревьев
Литература
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги
- М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги
- М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками
- А.И. Савенков Волшебные ленты
- Игрушки из бумаги
- М.А. Гусакова Аппликация
- Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду
- Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников
- Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки
- В. Волина Занимательное азбуковедение
- Журналы “Коллекции идей” (июнь-декабрь 2003 г.)
- Газеты “Дошкольное образование”
С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.
Москва, “Просвещение”, 1992 г.
Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.
Ярославль “Академия развития” 1997 г.
Москва, 1997 г.
“Санкт-Петербург”, 1997 г.
Москва “Просвещение”, 1982 г.
Москва, “Просвещение”, 1994 г.
Ярославль, 2002 г.
Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.
Москва “Просвещение” 1994 г.