Чаще всего на уроках истории археологические находки выполняют познавательно-иллюстративную функцию. Наряду с этим представляется возможным использовать их и как самостоятельный исторический источник. В качестве примера предлагается методика проведения лабораторно-практической работы на базе находок Нижне-Донской археологической экспедиции, которая ежегодно ведет раскопки на территории Танаиса – бывшей греческой колонии в Северном Причерноморье. Этот город был единственным античным поселением в приазовских степях; в нем наиболее ярко проявились взаимоотношения эллинских и варварских элементов, и не случайно именно Танаис стал узлом переплетения этих этнокультурных влияний.
Основные цели урока:
- Познакомить учащихся с методикой анализа данного типа исторических источников (археологические находки);
- Помочь ребятам выявить особенности жизненного уклада древнегреческой колонии;
- Формировать умение осуществлять сплошной анализ источника и на основании полученных фактов делать выводы либо выдвигать гипотезы.
Работа организована следующим образом. Учащиеся делятся на несколько групп по 4-5 человек. Каждая группа получает комплект источников, состоящий из “живых” находок (фрагменты керамики, кости животных, позвонки рыб, зерно и т.д.), фотографий с видами города и цветных открыток “Сокровища Древнего Танаиса”. Желательно, чтобы раздаточный материал в группах был однотипным, но не дублировался. Например, каждая группа получает:
зерно: | фрагменты амфор: |
1 группа – пшеницу, | 1 группа – ручку, |
2 группа – рожь, | 2 группа – стенку от тулова, |
3 группа – ячмень; | 3 группа – венчик; |
фото с погребениями: | фото общего вида города: |
1 группа – погребальный стол, | 1 группа – усадьба, |
2 группа – погребение с посудой, | 2 группа - цистерны, |
3 группа – погребение с драгоценными камнями; и т. д. | 3 группа – четкая планировка улиц |
Затем целесообразно рассказать учащимся о самом памятнике, используя как современные исследования, так и работы античных авторов.
Танаис был самой северной греческой колонией на территории нашей страны. Этот город, основанный боспорскими греками в первой трети III века до н.э., упоминается в “Географии” Страбона (желательно, зачитать из источника фрагмент, посвященный Танаису и все упомянутые в тексте географические объекты – Танаис, Меотида, Боспорское царство, Пантикапей – показать на карте “Греческие колонии”). Первоначально город существовал как торговое поселение. На рубеже эр он был разрушен боспорским царем Полемоном за неповиновение, долгое время лежал в развалинах, затем был восстановлен и просуществовал до V в. н.э. Раскопки Танаиса начались ещё в первой четверти XIX века, но впоследствии они были прерваны, и в первой половине ХХ века местные жители превратили бывшую греческую колонию в каменоломню. С 1955 года по настоящее время в Танаисе ежегодно работает Нижне-Донская археологическая экспедиция Института археологии Российской Академии наук. Благодаря многочисленным находкам, удалось воссоздать жизненный уклад древнего Танаиса.
Далее можно кратко упомянуть основные этапы работы археолога – разведку, проведение раскопок, обработку находок, их описание и составление археологического отчета. После вступительного слова ребята вместе с учителем определяют цель и задачи работы - внимательно изучить материалы и сделать все возможные выводы об особенностях жизненного уклада Танаиса.
План характеристики города аналогичен общепринятому плану характеристики государства. Ребята самостоятельно называют основные пункты плана и записывают их в левый столбик. При заполнении правого столбика, как правило, требуется помощь учителя для уточнения некоторых формулировок.
План характеристики государства |
План характеристики Танаиса (вопросы для анализа) |
1. Особенности географического положения и природных условий. |
1. Местоположение города. |
2. Социально-экономическое развитие. |
2. Основные занятия жителей. |
3. Общественно-политическое развитие. Культура. |
3. Общественная жизнь танаитов. Культура |
4. Внешняя политика. |
4. Взаимоотношения с метрополией и местными племенами. |
После 8-10–минутного самостоятельного изучения находок, фотографий и открыток каждая группа знакомит одноклассников с результатами своего мини-исследования. Порядок фиксирования источников определяет учитель. Работа идет по кругу, то есть сначала первая группа излагает свои выводы по одному источнику (например, фотографиям), затем – вторая, третья и так далее. Анализ следующего типа источников начнется уже со второй группы. По ходу работы заполняется таблица: в левой колонке фиксируются находки (в том числе изображенные на фотографиях и открытках), а в правой записываются выводы и/или предположения – о чём данный факт может свидетельствовать.
Факты |
Выводы и предположения |
|
Из групповой работа постепенно превращается в коллективную. В процессе совместного обсуждения выводы, сделанные группами, уточняются и дополняются. Например, разные группы получили разные фотографии с общим видом города, и сделали, соответственно, различные выводы. У всех в таблице слева, в графе “Факты”, фиксируется: “Общий вид города (фото)”, а справа поочередно записываются выводы, предлагаемые группами:
- каменное строительство;
- грубая техника обработки камня;
- наличие цистерн (сразу же можно сделать вывод о нехватке воды);
- близость реки (сразу можно высказать предположение о развитии рыболовства);
- четкая планировка улиц;
- нечеткая планировка улиц и т.п.
Мы видим, что по одному и тому же источнику можно делать несколько выводов, которые будут относиться к разным пунктам плана. Еще один пример – фотография мраморной плиты с текстом о восстановлении одним горожанином на собственные средства городских ворот. Возможные выводы:
- ворота разрушены, затем восстановлены, значит, за ними следят – а почему это было так важно для танаитов?
- “на собственные средства” – наличие богатых горожан;
- это было сделано “городу и купцам” – развитие торговли и т. д.
Таким образом, на первом этапе работы идет сплошной анализ источника. Задача учащихся – проанализировать все факты и сделать все возможные, в том числе и косвенные, опосредованные выводы.
После того, как собран весь фактологический материал (то есть заполнена таблица “Факты – Выводы”), он группируется в соответствии с вопросами, записанными на доске. Для отработки методики анализа источника желательно сначала делать эти записи подробно:
- Местоположение города : в степи, на реке;
- Основные занятия населения :
- строительство,
- гончарство,
- земледелие,
- рыболовство,
- скотоводство,
- стеклоделие,
- металлообработка,
- ткачество,
- ювелирное дело,
- торговля.
- Общественная жизнь :
- неравенство,
- социальная дифференциация,
- религиозные воззрения и т. д.;
- Взаимоотношения с метрополией и местными племенами :
- необходимость защиты от врагов,
- торговля с материковой Грецией,
- торговля с Боспором, подчинение боспорским царям,
- торговля с местными скифскими племенами.
Возможен ещё один вариант группировки фактов – добавить в таблицу (при помощи которой осуществлялся анализ источников) третью колонку “План характеристики города”, вписать туда в столбик основные пункты плана, а затем соединить их с соответствующими выводами.
В процессе работы учителю предоставляется возможность подвести учащихся к косвенным выводам или предположениям. Это можно проиллюстрировать следующими примерами.
- Среди предложенных материалов отсутствуют конкретные находки, свидетельствующие о гибели города, однако обгоревшее зерно позволяет предположить, что, возможно, в городе был пожар; кроме того, на городище не найдено скелетов, зато в подвалах обнаружено много целых, брошенных вещей – это свидетельствует о том, что, возможно, жители внезапно покинули город или были угнаны.
- Одна из находок – фрагмент черепицы. Ребята, выяснив, что город находился в степи и у реки, могут предположить, что жители Танаиса могли также крыть крыши соломой и камышом.
- Учащимся предлагается подумать – каким образом по археологическим находкам можно установить время существования города? (Свидетельство Страбона, монеты с изображениями боспорских царей, надписи).
Используя сгруппированные записи в качестве тезисов, учащиеся составляют связный рассказ по теме “Жизнь Танаиса” в соответствии с предложенным планом. Имеет смысл показать ребятам различные способы изложения материала (дедуктивный, индуктивный). Например:
- “В городе было развито рыболовство. Об этом свидетельствуют следующие факты: …” или “Мы делаем этот вывод на основании …”. В этом случае сначала, в качестве тезисов, называются выводы, а затем они подтверждаются фактами.
- “В результате раскопок были обнаружены…, среди находок есть…. Все это свидетельствует о развитии торговли”.
Вначале рассказ составляется устно (возможно, даже коллективно), а затем, для закрепления, письменно. Если на уроке не хватает времени на письменное изложение, то можно предложить (уже в качестве домашнего задания) написать “археологический отчет”.
Таким образом, в практической части урока четко просматриваются четыре этапа:
- целеполагание;
- анализ находок, формулирование выводов;
- синтез – группировка выводов в соответствии с пунктами плана;
- обобщение – составление связного рассказа по данной теме.
На наш взгляд, данный тип урока позволяет успешно решать все стоящие перед учителем задачи – обучающую, развивающую и воспитательную. Во-первых, использование находок – это великолепная возможность “почувствовать” эпоху через вещественные источники. В процессе работы с ними у учащихся формируются общеучебные умения и навыки, такие, как анализ и синтез; умения делать вывод и аргументировать ответ; развивается монологическая речь. Во-вторых, ребята учатся самостоятельно добывать знания, а затем их структурировать; одновременно отрабатываются навыки конкретно-исторического и логического мышления. В-третьих, подобная форма урока способствует становлению коммуникативных умений учащихся. Ребята приучаются работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, уважать точку зрения, отличную от своей. При грамотной организации работы учителю не надо беспокоиться о способах концентрации внимания и поддержания интереса к теме урока. Да и сама роль учителя на уроке существенно меняется – он становится не источником информации, а организатором и консультантом.
Обычно данная форма работы вызывает большой интерес как у младших школьников, так и у старшеклассников. Описанный выше урок можно проводить и в 5-м классе (курс истории древнего мира, тема “Греческие колонии”), и в старших классах при изучении соответствующего раздела в курсах “История мировых цивилизаций” и “Мировая художественная культура”. При этом необходимо корректировать отдельные моменты работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Может возникнуть вопрос: где взять материал для подобного урока? В любой археологической экспедиции есть так называемый “керамический мусор”, то есть несущественные находки, которые учитываются статистически, но описи не подлежат и, следовательно, просто выбрасываются за ненадобностью. При отсутствии археологических находок в качестве источников можно использовать открытки и фотографии, посвященные тому или иному археологическому памятнику.
Использованная литература
- Словарь античности. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994.
- Страбон. География. М.: “Ладомир”, 1994.
- Шелов Д.Б. Танаис – потерянный и найденный город. М.: Наука, 1967.