Цели:
- Систематизировать, актуализировать знания по теме “Экология человека”, полученные ранее.
- Установить в ходе практической работы взаимосвязь всех компонентов экологической системы города.
- Рассмотреть возможные варианты решения экологических проблем современного города.
- Развивать мышление, речь.
- Формировать экологическое мировоззрение.
Оборудование:
- Таблички с названиями профессий: архитекторы, зоологи, растениеводы, инженеры-конструкторы, экологи.
- Модели домов, деревьев, машин, клумб, заводов.
- Магнитофонные записи шумов города.
- Схема шумов.
- Таблицы с изображением соотношения воды и суши (рис. 3, рис. 4, рис.5, рис. 6).
- Таблички с “!” и “?”.
- Иллюстрация к исторической справке.
- Макеты или изображения домов.
- Изображения лиственных деревьев.
- Объёмные игрушки зверей.
- Чистые листы бумаги и ручки на столах у детей.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Дети сидят за партами полукругом, на доске рис.3, рис.4, рис.5, рис.6, в центре класса стол для макета будущего города.
II. Основная часть урока.
УЧ. Ребята, посмотрите на схему. Если представить нашу Землю в форме яблока (рис.3), то какую часть от общей площади занимает суша?
Рис. 3
Д. ? часть
Рис.4
УЧ. Мы возьмем эту часть и разделим пополам, то только на ? части суши сможет жить человек (рис. 5) и только на ? части суши он сможет получать продукты питания (рис. 6).
Рис.5
Рис.6
А как вы думаете, человек, поселяясь на какой-то территории, изменяет мир вокруг себя? Как?
Д. Человек строит дома, прокладывает дороги, вырубает деревья.
УЧ. Все на Земле, вся живая и неживая природа составляет единую экологическую систему. Назовите компоненты этой экосистемы.
Д. Горные породы, почва, атмосфера, воды рек, озер и морей, растения, животные, человек.
УЧ. В живой и неживой природе есть свои экосистемы. Перечислите их.
Д. Муравейник, болото, луг, лес, река, болото.
УЧ. Как вы думаете, если изменится хотя бы один компонент экосистемы, изменится ли она вся?
Д. Да, она разрушится.
УЧ. Всё в природе взаимосвязано. Но человек создал свои экосистемы, самые крупные из них называются городами. Сейчас на нашей планете больше 17 тысяч городов, в них живёт почти половина всех жителей нашей планеты. А из чего состоит экосистема города?
Д. Жилые дома, дороги, заводы, зеленые насаждения, птицы.
УЧ. На нашей планете среди современных городов есть города-красавцы, города-чистюли, а есть города, где людям живётся плохо, у них много экологических проблем. Давайте обозначим эти проблемы.
Д. Шум, загрязнение окружающей среды, перенаселенность, однообразие архитектуры, отсутствие или малое количество зеленых насаждений и т.д.
УЧ. Как много проблем у современных городов! Мы сегодня проведем заседание администрации города и постараемся составить макет такого города, в котором не было бы экологических проблем. Кто входит в администрацию города?
Д. Глава администрации и специалисты разных служб города.
УЧ. Я буду выполнять роль мэра
города. Вы согласны? А вы - представители разных
служб городского хозяйства, люди разных
профессий: архитекторы и дизайнеры, зоологи,
инженеры-конструкторы, экологи, учёные, которые
занимаются озеленением городов. Каждая группа
получила задание – подумать, над тем, как
изменить наш город, чтобы в нем жилось лучше.
Сегодня мы выслушаем ваши мнения, а экологи будут
дополнять и оценивать работы групп с помощью
сигнальных карточек.
ИТАК, начинаем наше заседание. Первое слово архитекторам
и дизайнерам.
Д. (Архитекторы и дизайнеры) Для начала историческая справка. Люди всегда мечтали об идеальном городе, самом лучшем, самом счастливом. В 1904 году в Англии был создан проект “Город – сад”, где говорилось, что город должен иметь форму кольца: в центре большой сад с фонтаном, а по краям – небольшие дома. Другие архитекторы предлагали строить дома, которые бы имели форму шестиугольника (рис.2) и овала (рис.1). Наша группа предлагает, чтобы в Ирбите XXI века строились бы только невысокие дома разной формы. Ученые посчитали, что для нормальной жизни человека, улицы должны быть раскрашены в 20 цветов, каждая улица должна походить на маленькую радугу [1].
Рис. 1 |
Рис. 2 |
УЧ. Спасибо группе. А сейчас вопрос всем. Почему серые дома наших современных городов так вредны для здоровья человека?
Д. Серый цвет вызывает стресс.
УЧ. Сделаем вывод. Какими должны быть дома города будущего? Уважаемые архитекторы, выставляйте ваши модели домов на общий макет. Специалисты других служб оцените работу архитекторов. (Оценивающие высказывания детей).
УЧ. Дома есть в нашем городе, а что еще необходимо для жизни людей в городе.
Д. Зелёные насаждения.
УЧ. Слово предоставляется специалистам по озеленению городов.
Д. (Специалисты по озеленению городов) В городе будущего лучше высаживать лиственные деревья: яблони, липы, березы, клёны, потому что они поглощают в 2 раза больше пыли, чем хвойные. На каждого жителя города должно быть не меньше 6 метров парков, скверов и цветочных клумб. Хвойные деревья лучше высаживать вокруг города, сохранить те, которые были посажены ранее [2].
УЧ. Необходимо помнить правила, при которых растениям было бы хорошо так же как и людям. Назовите их. (Ответы детей).
УЧ. Вопрос всем детям. Ребята, расскажите, что такое “электрическая ночь”? Какое влияние она оказывает на растения?
Д. Свет реклам, фонарей, прожекторов создают дневное освещение ночью – это вредит растениям, они не отдыхают.
УЧ. Хорошо, ребята, размещаем деревья и клумбы в нашем городе будущего. Всех остальных я прошу оценить работу специалистов по озеленению города. Слово предоставляется зоологам.
Д (Зоологи) В каждом городе можно построить небольшой национальный парк, где люди могли бы отдохнуть. Здесь нет клеток, условия содержания животных напоминают заповедник, где создана природа того района, где живут эти животные [2].
УЧ. Какое значение для людей имеют зоопарки, кроме того, что они служат местом отдыха?
Д. В зоопарках ученые изучают разные виды животных, решают проблемы спасения редких видов.
УЧ. Да, ребята, если в каждом городе будет свой зоопарк, то постепенно не нужна будет Красная книга, а человек научится общению с животным миром. Разместите животных на макете нашего города.
Хорошо, дома мы изменим, посадим деревья, создадим экологически чистый современный зоопарк, но как человек обойдется без транспорта? Неужели будет снова ходить пешком на огромные расстояния?
Д. Нет.
УЧ. Но вы согласны, что современные машины наносят вред окружающей среде? Какой?
Д. Шум, выхлопные газы.
УЧ. Закройте глаза. Я включаю магнитофонную запись, а вы должны определить, какой звук вы услышали (шепот, тиканье часов, скрип двери, крик, падение самолета, взрыв, пение птиц). Какие звуки вы услышали? Какие звуки были неприятны? (Ответы детей). Предоставим слово экологам.
Д. (Экологи) Громкость звука измеряется в децибелах. Человек слышит звуки громкостью от 10 дБ и выше, но неприятны, вызывают боль звуки громче 100 дБ – это шум большегрузных автомобилей, гром, резкий крик (рис.7) [1].
Рис. 7
УЧ. Какой можно найти выход?
Д. (Инженеры-машиностроители) Бензин, сгорая, выделяет вредные вещества, скапливается в воздухе копоть и грязь. Поэтому ученые-конструкторы разрабатывают модели новых автомобилей, работающих на экологически чистом топливе – электричестве. Такие электромобили будут передвигаться с большей скоростью и не загрязнять окружающую среду (расставляют перекрестки, знаки дорожного движения, автомобили, автобусы), кроме того они бесшумны.
УЧ. Давайте посмотрим на макет нашего города: разноцветные яркие дома, чистые зеленые улицы, зоопарк, экологически чистый транспорт. Всё это замечательно. Но должен ли измениться сам человек? Я предлагаю задание всем группам: разработать правила поведения людей в XXI веке. (Включить магнитофон, дети самостоятельно работают в группах).
По истечении 5 - 7 минут дети зачитывают свои варианты правил поведения, дополняя друг друга, оценивая высказывания друг друга.
III. Итог урока
УЧ. ЧЕЛОВЕК СОЗДАЛ СВОЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, СВОЮ ПРИРОДУ И ВАМ, РЕБЯТА, ПРЕДСТОИТ ПРИВЕСТИ ВСЮ ЭКОСИСТЕМУ ЗЕМЛИ В РАВНОВЕСИЕ, И ТОГДА ЧЕЛОВЕК СМОЖЕТ ВСТУПИТЬ В НООСФЕРУ – СФЕРУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.
Список литературы.
- Фродо А. Вынужденное путешествие: - Учебник-сказка. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. – 160 с., ил.
- Фродо А. Эколог и Я: Книга для чтения. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1996. – 208 с.