Тип урока: обобщающий урок (урок c игровыми элементами, в уроке участвует целый класс, урок проводят два учителя).
Вид урока: урок практического применения знаний по теме “Информация” в разных видах деятельности.
Технология: групповая работа.
Место урока в учебном плане: заключительный урок по теме “Информация и информационные процессы”.
Оборудование: компьютеры, маршрутные листы каждой группы, задания для каждой группы, карточки с терминами, канцелярские принадлежности, листок для оценивания результатов.
Оформление доски:
Цели урока:
- Систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”.
- Формирование практических навыков применения информационных процессов.
- Построение структурно – логической схемы основных понятий темы “Информация и информационные процессы”.
Задачи урока:
- Учебная – обобщение и систематизация знаний.
- Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Подготовка к путешествию.
Заранее обозначены маршруты (название городов): город шифровальщиков, город мыслителей, город неразгаданных тайн, город эрудитов, город смекалистых, тестоград. Название каждого города красочно оформлено на листе ватмана. Красочное приглашение побывать в этом городе. Учащиеся добровольно разбиваются на группы по четыре - пять человек, число групп соответствует количеству городов. Каждая группа получает маршрутный лист, в котором указываются названия городов, место нахождения города (номер кабинета), порядок следования, баллы, наиболее отличившиеся учащиеся. В каждом городе предлагаются разные задания, соответствующие названию города. Время пребывания в городах устанавливается одинаковое, и смена групп учащихся происходит одновременно.
Было дано домашнее задание: "Придумать название группы, девиз группы и ее представление". Эмблему каждая группа сдавала на листе формата А4.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний учащихся (5 мин).
- Представление каждой команды (5 мин).
- Работа в командах (45 мин).
- Построение информационно-логической модели (13 мин).
- Подведение итогов (5 мин)
- Домашнее задание, награждение победителей (5 мин).
Ход урока.
- Организационный момент (сообщение учащимся темы урока, цели и задач урока).
- Актуализация знаний учащихся.
- Представление каждой команды (домашнее задание)
- Путешествие по городам информации (работа в командах).
Содержательный подход к измерению информации.
Данный подход применяется в тех случаях, когда речь идет о том, что произошло одно из конечного множества (N) возможных событий. Для вычисления количества информации, содержащейся в данном событии, применяется формула Хартли 2i=N, где N – число вариантов равновероятных событий, I – количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий.
Кибернетический (алфавитный) подход к измерению информации
Алфавитный подход — это единственный способ измерения информации, который может применяться по отношению к информации в компьютерах.
Алфавит —это конечное множество символов, используемых для представления информации. Число символов в алфавите называется мощностью алфавита. Количество информации несет в тексте каждый символ (i), вычисляется из уравнения Хартли: 2i = N, где N — мощность алфавита. Величину можно назвать информационным весом символа. Отсюда следует, что:
Количество информации во всем тексте (I), состоящем из K символов, равно произведению информационного веса символа на
К: I = i * К. Эта величина является информационным объемом текста. Такой подход к измерению информации еще называют объемным подходом.
Компьютер способен хранить только дискретную информацию. Память компьютера состоит из отдельных битов, а значит, дискретна. Преобразование естественной информации в пригодную для компьютера дискретную форму, называют дискретизацией или квантованием информации. Как реализуются эти принципы для конкретных видов информации?
Кодирование графической информации.
Графические изображения, хранящиеся в аналоговой (непрерывной) форме на бумаге, фото и кинопленке, могут быть преобразованы в цифровой компьютерный формат. Двоичное кодирование видеоинформации осуществляется с помощью разбиения на мозаичные изображения, где каждый элемент (видеопиксель) имеет фиксированные координаты и один четко определенный цвет. Таким образом проиcходит дискретизация информации. Каждый пиксель может иметь свой цвет. Поэтому, для определения информационного объема графического изображения требуется знать разрешающую способность экрана и глубину цвета пикселя. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки, тогда количество цветов, отображаемых на экране монитора, может быть вычислено по формуле N=2, где I - глубина цвета кода. Необходимый объем видеопамяти рассчитывается так: количество всех точек на экране умножается на глубину цвета одной точки.
Чтобы определить глубину цвета в графическом режиме TRUE COLOR, в котором палитра состоит более чем из 4-х миллиардов цветов ( N =4294967296 цветов), I = log2( 4294967296) = 32.
Кодирование звуковой информации.
В аналоговой форме звук представляет собой волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. При преобразовании звука в цифровую форму производится временная дискретизация, при которой в определенные моменты времени амплитуда звуковой волны измеряется и квантуется, то есть ей присваивается определенное значение из некоторого фиксированного набора. Преобразование звуковой волны в последовательность импульсов различной амплитуды производится с помощью аналого-цифрового преобразователя, размещенного на звуковой плате. Современные звуковые карты обеспечивают возможность кодирования 65536 различных уровней громкости или 16-битную глубину кодирования звука. Качество кодирования звука зависит от частоты дискретизации, которая может принимать значения от 8 кГц до 48 кГц.
Информационный объем звукового файла определяется по формуле: (глубина кодирования) * (частота дискретизации) * (время звучания) * (1, если моноаудио или на 2, если стереоаудио файл).
Команды по очереди представляют себя: название, девиз и эмблема (прикрепляется к доске в таблицу результатов).
Экспертная группа ставит баллы за задание.
Выдаются маршрутные листы.
ГОРОД МЫСЛИТЕЛЕЙ.
Дидактическая цель: закрепить правильность выбора подходов (алфавитного, содержательного, технического и вероятностного) в решении задач.
Вид деятельности: вычисления. (Для каждой группы индивидуальные карточки)
Задание: Решить задачи. В ключе выбрать правильные ответы, сопоставить им символы и получить слово.
Карточка №1
Задача 1
Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
Задача 2
На гибком магнитном диске объемом 180 Кбайт размещен текст, занимающий 10 секторов. Диск разбит на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит этот текст?
Задача 3
Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350х200, чтобы его размер не превышал 68 Кбайт?
Задача 4
При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 7 бит информации. Чему равно загаданное число?
Задача 5
Часть страниц книги является цветным изображением в 16-цветной палитре и в формате 320х640 точек: страницы, содержащие текст, имеют формат 64 строки по 48 символов в строке. Определите максимально возможное количество страниц книги, которое можно сохранить на внешнем запоминающем устройстве объемом 40 Мбайт?
Задача 6
Объем свободной памяти на диске 5,38 Мбайт. Разрядность звуковой платы – 16 бит. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?
Ключ к ответам
Ответ |
Символ |
3 Кб |
у |
128 |
н |
5120 байт |
и |
8 Кб |
Ш |
256 |
м |
8192 Кб |
а |
5120 символов |
е |
10 Кб |
т |
1584 страницы |
о |
5120 бит |
б |
1600 страниц |
з |
8192 символа |
щ |
Ответ: Шеннон
ГОРОД НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН
Дидактическая цель: повышение мотивации обучаемых, расширение интеллектуально-познавательной сферы.
Вид деятельности: анализ, сопоставление, сравнение.
Задание: разгадать кроссворд.
Кроссворд
- Информационный процесс.
- Среда для записи и хранения информации.
- Сведения, которые нас интересуют.
- Процесс преобразования одного набора знаков в другой.
- Наука, занимающаяся разработкой способов защиты информации.
- Свойство информации, отражающее истинное положение дел.
- Свойство информации, характеризующее её достаточность для понимания и принятия решения.
- Набор знаков, в котором определён их порядок.
- Материальный носитель информации.
- Вид информации, которую человек воспринимает кожей.
ГОРОД ШИФРОВАНИЯ
Дидактическая цель: развитие логического мышления, внимания, подбор алгоритма решения задачи.
Вид деятельности: анализ, сопоставление, сравнение.
Задание: расшифровать сообщение.
Задание №1
Учитель информатики Николай Александрович Иванов получил письмо в непривычной кодировке.
Вспхпфыкш Ьчщэъпш Пъфщапьуяэсчж !
О юэъвжчъ Спзф ючалыэ. Аюпачрэ цп юячтъпзфьчф.
О юячфув щ Спы псбэрваэы,
щэбэякш юячркспфб ьп ыэащэсащчш
псбэсэщцпъ с авррэбв с юэъуфьл.
А вспхфьчфы, Щэяэьэс Чспь Афятффсчж.
Единственное, в чём он был уверен: письмо пришло ему, коль скоро он прочитал его в почтовом ящике на своём компьютере. А это уже давало ключ к разгадке: второе и третье слова в этом тексте означали
“Николай Александрович”.
Очень быстро Николай Александрович прочитал письмо. А вы?
Задание №2
Зашифровано русское слово @$&
Расшифруй это слово, если известно что:
- @/16 =z
- x+x=z
- @+x=&
- z*6=k
- k+x=$
- z/2=1
ГОРОД ТЕСТОГРАД.
Дидактическая цель: сконцентрировать внимание учащихся на основных вопросах темы, оценить уровень знаний.
Вид деятельности: индивидуальное тестирование на компьютере с выводом результатов.
Задание:
Тест №1 по теме ”Информация и информационные процессы”
- Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
- информационным процессом передачи информации;
- информационным процессом обработки информации;
- информационным процессом хранения информации;
- информационным процессом поиска информации;
- В системе “Человек - телевизор” носителем информации является:
- гравитационное поле;
- звуковые и световые волны;
- электромагнитные волны;
- вакуум;
- Какое из утверждений ЛОЖНО:
- хранение информации можно осуществлять без компьютера;
- хранение информации можно осуществлять в библиотеке, видеотеке, архиве и пр.;
- хранение информации можно осуществить в памяти компьютера;
- хранение информации можно осуществить без материального носителя.
- Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:
- достоверной;
- актуальной;
- объективной;
- понятной.
- Какое из высказываний ЛОЖНО:
- дискета может являться носителем графической информации;
- грампластинка может являться носителем графической информации;
- холст может являться носителем графической информации;
- видеопленка может являться носителем графической информации.
- Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:
- полной;
- полезной;
- понятной;
- достоверной.
- В уравнении AA+B=BCC разные цифры кодируются разными буквами. Чему равно значение выражения 2A+3B+4C:
- 18;
- 21;
- 22;
- 19.
- Какое из пяти приведенных ниже слов нельзя закодировать с помощью четырех символов (число символов кода должно быть равно число букв слова):
- елка;
- лапка;
- капот;
- процесс преобразования дискретного сигнала в непрерывный.
- 9. В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы (“0”и ”1”). Каждое слово этого языка состоит из трех букв. Какое максимальное число возможно в этом языке:
- 8;
- 10;
- 16;
- 6.
- Пиксель- это:
- двоичный код одного символа в памяти компьютера;
- код одного алфавита естественного языка;
- двоичный код графической информации;
- один символ в памяти компьютера.
Компьютерный тест по теме: "Информация. Информационные процессы”. Оценка "5" – 10 вопросов; "4" - 9, 8 правильных ответов; 7, 6 - оценка "3"; 5 и менее правильно отвеченных вопросов - оценка "2".
ГОРОД ЭРУДИТОВ
Дидактическая цель: проверка терминологии по теме, развитие логического мышления, внимания, памяти.
Вид деятельности: сравнение, сопоставление.
Задание: разгадать ребус.
Рисунки:
- Построение информационно-логической модели.
- Подведение итогов.
Учащимся выдаются карточки с названиями терминов по теме “Информация. Свойства и виды информации. Информационные процессы”. Из этих карточек формируют структурно-логическую схему.
Литература:
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Бином, 2001.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. Лаборатория базовых знаний.
- Семакин И., Залогова А., Русаков С., Шестакова Л. Информатика: Учебник по базовому курсу. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998.
- Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика: 7-9 Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998.
- Газета Информатика, приложение к 1 Сентября.
- Материалы Роботландского университета.
- Информатика в уроках и задачах.