Постоянно говорим об “отборе
фактов”. Этого мало!
Есть также “отбор выводов”, отбор обобщений.
Сверх этого есть и отбор живых конкретных
штрихов явления для создания образа эпохи,
исторических деятелей, истории целых народов.
М.В.Нечкина
Целью исторического образования на современном этапе должно быть воспитание истинного гражданина, ощущающего ответственность за свои поступки перед Родиной, формирование общей культуры личности, творчески использующей исторические знания для понимания того, что происходит с нами сегодня.
Для достижения этой цели важно не только изложение исторических фактов, мельчайших подробностей, дат и исторических понятий, сколько их систематизация. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю систематизации знаний в преподавании истории.
В системе знаний по истории Российского государства решающую роль играет выявление основных вех, закономерностей ее внутриполитического развития. Они позволяют увидеть осознанные деяния многих поколений людей и взаимосвязь общества и власти.
В школе любая концепция должна быть реализована на практике и требует определенных методов для своего воплощения. Об одном из них я и хочу рассказать.
В ходе приведенного ниже урока обобщение изученного по истории России ХVШ века материала выливается в схему сопоставления изменения общественно-политической ситуации в России со сменой времен года в природе. Идея данного сопоставления возникла после прочтения статьи Ларисы Васильевой “Четыре времени века” (Васильева Л.Н. Избранные произведения в 2-х т. Т.2. – М.: Худож. Лит, 1989. – С. 547 – 560).
Данный урок и схема “Четыре времени века”, заполненная в итоге, дают возможность не только обобщить и систематизировать исторический материал, но и провести интересные аналогии с использованием методов метафоричности, выявить наиболее значимые вехи внутриполитического развития России ХVШ века и представить их учащимся в виде не разрозненных фактов, а системного анализа в контексте общеисторического развития.
Возможно, со стороны серьезных историков проводимая аналогия может вызвать критику. Однако, на мой взгляд, прибегать к ней в преподавании истории в школе не только можно, но и нужно. Параллель между сменой времен года и чередой периодов реакции и периодов реформ в истории является яркой и запоминающейся, а это главное, так как позволяет привести в порядок знания, обобщить, сравнить, запомнить основные даты и суть изученного ранее материала.
Структура таблицы “Четыре времени века” позволяет обращаться к ней на протяжении всего изучения истории России, уроки с ее использованием превращаются в совместный поиск в духе педагогики сотрудничества. Учащиеся становятся авторами таблицы и в итоге могут сами сделать обобщение, а в результате у них остается представление об общем ходе исторического процесса.
В моей работе обращение к этой таблице стало традиционным. Урок “Четыре времени века: век ХVШ” и другие уроки с использованием данной схемы, такие как “От века к веку – Смутное время?”, “Что век грядущий нам готовит?” нашли широкий отклик в педагогической общественности города, области, а 13 января 2004 года и у учителей Молдовы, приезжавших на курсы учителей СНГ. Хочется верить, что этот урок поможет учителям решить проблему систематизации знаний. Ведь, как писала Мелица Васильевна Нечкина: “Наши пробелы в одностороннем увлечении созданием “понятий”!..Не только понятий! Мало иметь “понятие” - Надо знать, как они взаимодействуют! Как множество понятий сложить в систему понятий. Надо оперировать понятием! Это - не то же, что просто его иметь.
Только систематизация позволяет развить у ученика историческое мышление. А это и есть самая сложная задача истории как учебного предмета.
Обобщающий урок
Четыре времени века: век ХVШ
Цели:
- Образовательная – актуализировать, обощить, систематизировать и углубить знания материала по истории России ХVШ века, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения целостности исторических знаний, как главного условия развития интеллекта учащихся.
- Развивающая – развитие дедуктивного логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать.
- Воспитательная – пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.
Материалы и оборудование:
- Вопросы к обобщающему уроку, которые по методике проведения подобных уроков даются учащимся заранее:
- Почему Петра I С.М.Соловьев и А.И.Герцен называли революционером?
- В чем отличие внутренней политики эпохи дворцовых переворотов от правления Петра I?
- В чем заключалась политика “просвещенного абсолютизма” Екатерины П. Сравните ее правление с правлением Петра I.
- В чем значение книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”?
- Эпиграф:
- Иллюстрации с осенним, зимним, весенним и летним пейзажами, а напротив них соответственно портрет Петра I, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, портрет Екатерины П, портрет А.Н.Радищева и титульный лист книги “Путешествие из Петербурга в Москву”.
- Иллюстрация “Медный всадник” Э.М.Фальконе.
- Запись песни “У природы нет плохой погоды” в исполнении А.Френдлих.
“А если, допустим, что столетие не искусственная, а естественная мера, и в столетии есть свои времена, которые можно было бы назвать временами осени, зимы, весны, лета?” |(М.Т.Панченко)
Ход урока
Вводное слово учителя: Сегодня мы проводим обобщающий урок по истории России ХVШ века, цель которого обобщить и систематизировать ваши знания по этому периоду. Тема урока звучит не совсем обычно: “Четыре времени века: век ХVШ”.
Вопрос: Зная, что урок обобщающий и что у него такая тема, сделайте предположение, о чем мы будем говорить сегодня?
Ответ: Поскольку сегодня обобщающий урок по ХVШ веку, то мы будем говорить о правлении Петра, эпохе дворцовых переворотов, правлении Елизаветы Петровны и Екатерины П. Возможно, разделим век на четыре части
Учитель: Вы правы частично. Посмотрите, на улице весна. Распускаются листочки, греет солнышко. Поэтому я предлагаю вам поговорить не только о Екатерине П, Петре I, но и весне. Давайте в качестве речевой гимнастики продолжим фразу: “Я люблю весну, т.к….”, “Я не люблю зиму, т.к….”, “С одной стороны я люблю осень, т.к…., а с другой нет, т.к….”.
(В режиме речевой гимнастики, требующей продолжения фразы учитель может опросить всех учащихся. Данная форма помогает подготовить артикуляционный аппарат, оживить работу мысли, развивает умение аргументировать.)
Учитель: Вы замечательно высказали свое отношение к временам года, и уверена, что вам хватит знаний, чтобы высказать свое отношение к ХVШ веку. Однако, про времена года мы с вами тоже забывать не будем, так как эпиграфом к уроку у нас будут слова философа Михаила Тимофеевича Панченко: “А если, допустим, что столетие не искусственная, а естественная мера, и в столетии есть свои времена, которые можно было бы назвать временами осени, зимы, весны, лета?”
Интересное заявление. Давайте попробуем применить это высказывание к историческому процессу. Год делится на четыре времени: осень, зима, весна и лето. Представьте себе, что каждый век человечества существует по тем же законам, по каким происходит смена времен года в природе.
Новый год по нашему календарю начинается со второго месяца зимы, но логически это не оправдано, т.к. год подходит к концу, когда созревают семена и падают в почву.
Вопрос: Когда это происходит?
Ответ: Осенью.
Учитель: Да, и, видимо, не случайно у некоторых народов календарный год так и начинается осенью. А в России?
Вопрос: Кто своим указом приказал встречать новый год 1 января?
Ответ: Петр I. До этого новый год в России встречали 1 сентября.
Учитель: Давайте и мы представим, что начало столетия – это осень. С этого момента по ходу урока мы будем работать с таблицей. Заполнив эту таблицу, в конце урока вы должны будете ответить на следующий вопрос: Почему именно Екатерина П, не связанная с Петром I родственными узами, повелела установить посвященный ему памятник “Медный всадник”?
(Шаблоны таблиц можно размножить заранее и в этот момент раздать учащимся. Таблица заполняется постепенно. Учитель работает с таблицей на доске).
Учитель: А теперь отправимся в наше путешествие по ХVШ веку и по временам года. Что происходит с природой осенью? (Рис.1). Унылая пора, очей очарованье. Пышное увядание природы, медленное кружение листьев, дождь. Все так, но самое главное, сбрасываются плоды с деревьев, семена в землю. Осень предопределяет рождение нового. (Делается соответствующая запись в таблице).
Рис. 1
Если мы назвали первое 25-летие века осенью, то в обществе в это время должны происходить схожие процессы. Только нам нужно определить, что является двигателем в развитии общества? (В природе все начинается с семени). В развитии общества все изменения связаны с появлением новых идей.
Вопрос: С чьим правлением связано первое 25-летие ХVШ века?
Ответ: Правление Петра I (1789 – 1725). (Рис.2)
Рис. 2
Учитель: Можем ли мы сказать, что в это время возникло что-то новое? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к первому вопросу обобщающего урока.
Идет обсуждение вопроса:
Почему Петра I С.М.Соловьев и А.И.Герцен называли революционером?
Учащиеся дают подробную характеристику реформ Петра I и приходят к выводу, что во всех областях жизни при Петре произошли сильные изменения с целью - поднять престиж России на международной арене и приблизить ее по уровню развития к Западной Европе. Данные преобразования можно считать “революцией сверху”. После обсуждения делается соответствующая запись в таблице.
Учитель: Осень в природе сменяется зимой. (Рис.3) В природе происходят серьезные изменения. Холод, снег, вьюга. Реки покрываются льдом. А что происходит с семенем, которое упало в почву осенью? Ему этот холод просто необходим, чтобы быстрее откликнуться на весеннее тепло и прорасти. (Делается соответствующая запись в таблице). В обществе идеи, появившиеся осенью должны выдержать холод правительственной реакции и во всю силу дать о себе знать в следующее 25-летие – весной. (Делается соответствующая запись в таблице).
Рис. 3
Вопрос: Какой период русской истории приходится на второе 25-летие ХVШ века?
Ответ: После смерти Петра I наступает эпоха дворцовых переворотов, которая длится с 1725 по 1762 год. Для нее характерна частая смена правителей на императорском престоле, одна из них Анна Иоановна. (Рис.4)
Рис. 4
Вопрос: Можем ли мы сказать, что в эту эпоху произошло отступление от идей Петра, что они перестали развиваться? Для ответа перейдем к обсуждению второго вопроса обобщающего урока.
Идет обсуждение вопроса:
В чем отличие внутренней политики эпохи дворцовых переворотов от политики правления Петра I?
Учащиеся дают характеристику внутренней и внешней политике России, эпохи дворцовых переворотов, в частности Екатерины I, Петра П, Анны Иоановны, Анны Леопольдовны (регентше при Иване Антоновиче). Делают вывод, что в этот период происходит ослабление императорской власти, была даже попытка ограничения власти самодержца(кондиции, предложенные Анне Иоановне), национальные интересы России ущемлялись засильем иностранцев (“бироновщина”) или проавстрийской политикой в период правления Анны Леопольдовны. Петр I в отличие от них заботился об усилении абсолютной власти монарха и росте могущества России на европейской арене. После обсуждения вопроса делается соответствующая запись в таблице.
Учитель: На смену зиме обязательно приходит весна, она может прийти раньше или задержаться, но обязательно зазвенит капель, вся природа начнет оживать, и из семян появятся расточки. Сначала они будут маленькими и слабыми, но потом они наберут силу. (Рис.5). (Делается соответствующая запись в таблице). В обществе должны появиться ростки нового сознания, идеи, упавшие в почву осенью, прорастают в полную силу. (Делается соответствующая запись в таблице).
Рис. 5
Вопрос: Посмотрите на таблицу и скажите, какая идея должна прорасти?
Ответ: Идея абсолютной монархии.
Вопрос: Чье правление выпадает на весну века?
Ответ: С 1741 по 1761 год правит дочь Петра I Елизавета Петровна, потом несколько месяцев внук Петра Петр П, а с 1762 по 1796 год правит Екатерина П. (Рис. 6)
Рис. 6
Вопрос: Чем правление Елизаветы Петровны отличается от правления других императоров эпохи дворцовых переворотов?
Ответ: Елизавета – дочь Петра. Она издает указ, согласно которому правление в России должно было осуществляться согласно указам Петра I. Вновь усиливалось единоначалие.
Учитель: Таким образом, мы видим, что Елизавета Петровна попыталась продолжить реформы своего отца. Но на Елизавете весна века только начиналась. Большая ее часть падает на правление Екатерины П.
Идет обсуждение вопроса:
В чем заключалась политика “просвещенного абсолютизма” Екатерины П? Сравните ее с правлением Петра I.
Учащиеся отмечают, что в годы правления Екатерины П абсолютизм достиг своего апогея, но это был уже просвещенный абсолютизм. Императрица как и философы рационалисты того времени, считала, что по велению разума можно переделать государственный и общественный строй. Учащиеся характеризуют политику Екатерины по отношению к крестьянству и дворянству и делают вывод, что она продолжала политику Петра I.
Учитель: Таким образом, при Екатерине П реформы Петра I получили свое логическое завершение. Но вот, на смену весне приходит лето. Именно в это жаркое, знойное время природа переживает период своего расцвета. (Рис.7) В это время только зарождаются новые семена, которые упадут в землю осенью. (Делается соответствующая запись в таблице).
Рис. 7
В обществе созревают новые идеи, которые станут основой нового столетия. (Делается соответствующая запись в таблице). Давайте посмотрим, какая новая идея созрела в конце ХVШ века?
Идет обсуждение вопроса:
В чем значение книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву?”
Учащиеся отмечают, что книга Радищева вышла в свет в 1790 году.(Рис.8.) В ней автор впервые дал правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.
Рис. 8
Учитель: Идея необходимости отмены крепостного права и ограничения самодержавия станет основной в ХIХ веке, но зародилась она летом ХVШ века.
Вот и получились у нас с вами четыре времени века. А теперь посмотрите еще раз на двух великих правителей ХVШ века – Петра Великого и Екатерину Великую и ответьте на основной вопрос нашего урока: Почему именно Екатерина П, не связанная с Петром I родственными узами, повелела установить посвященный ему памятник “Медный всадник”? (Рис. 9)
Рис. 9
Ответы: Екатерина П продолжила дело Петра I, сама чувствовала эту преемственность, а если отталкиваться от таблицы, то наступила весна века, идеи Петра I должны были прорасти и они проросли в правление Екатерины П.
Учитель, обобщая ответы: Петр говорил: “Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”. И все это свершилось в правление Екатерины П. Она была продолжателем идей Петра, чувствовала это и в память о нем приказала поставить “Медный всадник”. Идеи проросли, ведь век переживал весну.
А теперь посмотрите на таблицу и ответьте, в какое время века живем мы с вами? Осень! Нам придется жить в эпоху больших перемен.
Звучат первые аккорды песни “У природы нет плохой погоды” и на фоне музыки учитель говорит:
Учитель: Как бы вам ни нравились весна и лето, осень и зима обязательно наступят. Этот процесс необратим, так как дан природе свыше. Поэтому давайте благословим осень ХХI века. Ведь у природы нет плохой погоды.
Звучит песня:
У природы нет плохой погоды -
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег - любое время года
Надо благодарно принимать,
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Смерть желаний, годы и невзгоды -
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
00 – 25 годы Осень |
25 – 50 годы Зима |
50 – 75 годы Весна |
75 – 00 годы Лето |
|
Особенность времени в природе |
Сбрасывание плодов и семян в почву. | Семена должны выдержать отрицательную температуру, чтобы быстрее прорасти весной | Прорастание семян, упавших в почву осенью | Появление новых семян |
Особенность времени в истории |
Новые идеи падают в почву общества | Идеи должны выдержать холод реакции | Появляются ростки нового сознания – “оттепель” | Появление новых идей |
События ХVП века |
“Смутное время”: 1613 зарождение новой династии Романовых, пробуждение национального самосознания народа. |
Правление Михаила до 1645 года – “удобнейший, а не способнейший царь”. |
Алексей Михайлович (Тишайший) (1645-1675) – укрепление самодержавной власти в борьбе с церковью. “Бунташный век”. | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны – первые попытки реформ. Начало деятельности Петра Великого. |
События ХVШ века |
Реформы Петра I – введение новых западно-европейских порядков на русской почве. |
Эпоха дворцовых переворотов. Отступление от петровских реформ. | Продолжение реформ Петра Елизаветой Петровной. Расцвет абсолютизма в годы правления Екатерины П | Появление идеи отмены крепостного права (Радищев). Робкие попытки реформ Павла I. |
События ХIХ века |
Движение декабристов 1825 (впервые подняты вопросы отмены крепостного права и ограничения самодержавия) |
Период реакции в правление Николая I (1825-1855) |
Период либеральных реформ Александра П (1855 – 1881). Отмена крепостного права 1861, попытка ограничить самодержавие. |
Период контрреформ Александра Ш. (1881 –1894) Распространение марксизма в России (появление новой идеологии). |
События ХХ века |
Свержение самодержавия; 7 ноября 1917 - начало построения нового социалистического общества. Эпоха Ленина (до 1924) |
Становление тоталитарного режима в СССР (культ личности, террор). Эпоха Сталина (1924-1953) |
Попытка обновления советского общества. Хрущевскоя “оттепель”. Реформы Брежнева. |
Эпоха Брежнева (“застой”) до 1982 года. Зарождение правозащитного движения, появление новых демократических тенденций. |