Вопросы нравственного воспитания всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной и школьной педагогики и психологии. Одним из основных направлений в области нравственного воспитания является решение проблемы взаимоотношений между детьми в коллективе, выявление условий, методов и средств формирования практических умений и навыков взаимодействия. Как показали многочисленные исследования в этой области, возникновение взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3 – 4 лет через осуществление совместной деятельности. По мнению педагогов и психологов, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений. Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность, не отнимать предметов и пр.), а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т.д.). На следующих этапах начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений, которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.
Совместная деятельность позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнеров (деловое сотрудничество), разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (личностные взаимоотношения). Не последнюю роль здесь играет эмоциональная сфера ребенка.
К сожалению, современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом в детском саду и школе, так и в семье. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Развитию эмоциональной сферы ребенка и в детском саду, и в школе не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным все же остается интеллектуальное развитие. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка была выбрана совместная продуктивная деятельность, которая заключает в себе большие возможности для формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов позиции активного участника общего дела.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.
- Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.
- Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.
- Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.
Программа рассчитана на 43 занятия (одно занятие в неделю), и включает 4 основных модуля. 1 модуль - диагностический этап (3 занятия), 2 модуль – ознакомление с основными эмоциями (радость, гнев, любовь, страх, зависть и пр.), обучение детей умению пережить и почувствовать то или иное эмоциональное состояние (24 занятия); 3 модуль – обучение переносу полученных знаний на различные жизненные ситуации в условиях тренинга (8 занятий); 4 модуль - обучение воспитателей, учителей, родителей эффективным способам регулирования психоэмоционального состояния детей (8 занятий).
Условия реализации программы.
- Программа может быть реализована как в дошкольном учреждении (кабинете психолога, помещении группы, на прогулке детей, в музыкальном и спортивных залах), так и в условиях школы (в классе, кабинете психолога, в спортивном зале).
- Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в триадах (малая группа из 3 человек) и с классом (группой), но не более 12 человек в группе.
- Для реализации программы необходимо:
- Продолжительность одного занятия в условиях детского сада не должно превышать 30 мин (особенно для детей средних и старших групп детского сада); в условиях школы – продолжительность одного урока – 40–45 мин.
- В процессе занятий должны быть использованы записи классической музыки.
– набор цветных карандашей (не менее 12 цветов);
– краски и набор кисточек;
– набор фломастеров (не менее 6 цветов);
– листы бумаги формата А3, А2.
Вышеперечисленный минимальный набор канцтоваров может быть расширен за счет использования разноцветных мелков, сухих красок, пластилина и пр. Для удобства выполнения заданий могут быть использованы мольберты.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (диагностический этап программы)
Для того, чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной продуктивной деятельности, рационально использовать игру “Секрет”, разработанную группой сотрудников НИИ дошкольного воспитания под рук. Т.А.Репиной. В основу данной игры легла методика “Выбор в действии”. [6].
Методика “Корзинка с грибами”. Разработана Давидович В.Н. [1].
Трем детям психолог (воспитатель, учитель) предлагает вылепить корзинку с грибами. Инструкция для ведущего занятие: “Дети, у вас должна получиться одна корзина и много грибов. Вы будет выполнять это задание втроем”. С целью увеличения возможного возникновения в деятельности ситуаций согласования, детям предлагался один набор стек и пластилин в общей коробке. По окончании работы подчеркивалась значимость каждого участника в получении общего результата: “Каждый из вас постарался, и поэтому получилась полная корзина грибов!”.
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; изучение восприятия детьми графического изображения эмоций [5].
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Первый модуль – диагностический этап.
Тема занятий | Цель занятия | Задачи занятия | Количество занятий | |
1 | Проведение социометрии | |||
2 | Лепка в триаде “Корзинка с грибами” | Выявить умение детей согласовывать действия друг с другом | Выявить индивидуальные особенности взаимодействия | 1 занятие в триаде |
3 | Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции | Выявить индивидуальные особенности мимики и пантомимики | Диагностировать степень развития мимики и пантомимики каждого ребенка | 1 занятие в группе |
4 | Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций | Выявить индивидуальные особенности восприятия графического изображения эмоций | Диагностировать сложность восприятия графических изображений | 1 занятие в группе |
Второй модуль – ознакомление с основными эмоциями и обучение детей умению пережить и почувствовать то или иное эмоциональное состояние.
5 | “Радость” | Обучить детей вербальным и визуальным способам передачи заданного эмоционального состояния | 1. Ознакомить с заданным
эмоциональным состоянием 2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния 3. Обучить умению превращать эмоциональное состояние в образ 4. Обучить детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния. |
4 занятия |
6 | “Любовь” | 4 занятия | ||
7 | “Злость” | 4 занятия | ||
8 | “Гнев” | 4 занятия | ||
9 | “Зависть” | 4 занятия | ||
10 | “Страх” | 4 занятия |
PS. Формирование триады (группы) осуществляется с учетом желания самих детей.
Третий модуль – обучение переносу полученных знаний на различные жизненные ситуации в условиях тренинга.
11 | “Умею ли я владеть собой?” | Обучение эффективной совместной деятельности детей в условиях различных модельных ситуаций | Способность переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации – в другую. | 8 занятий |
PS.1. Моделирование различных ситуаций осуществляется психологом (воспитателем, учителем). Объединение в триады (группы) проводится на основании результатов диагностического модуля программы.
Четвертый модуль - обучение воспитателей, учителей, родителей эффективным способам регулирования психоэмоционального состояния детей.
12 | “Умение понять…” | Обучение воспитателей, учителей, родителей эффективным способам регулирования психоэмоционального состояния детей | 1. Выявить психоэмоциональный статус
родителей (учителей, воспитателей) 2.Сопоставить психоэмоциональные статусы детей и их родителей (учителей, воспитателей) 3. Выработка адекватной стратегии и тактики взаимодействия ребенок – взрослый. |
8 занятий |
ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Знакомство детей с эмоциональными состояниями начали с приятных эмоций – радости, любви. Детям предлагалось втроем на одном листе нарисовать свою радость. Психолог просил детей встать в круг и, поймав пушистый разноцветный мячик, сказать, что значит для него радость. Затем дети, закрыв глаза, пробовали, вспоминая ситуацию пережитой радости, найти радость у себя в теле. Таким образом, шло обучение ребенка углубиться вовнутрь себя и чувствовать свое тело. После этого предлагалось каждому из триады превратить свой рассказ о радости в образ и, согласовав со сверстниками, нарисовать втроем картину так, чтобы казалось, что это нарисовал один художник. В последующих занятиях перешли к более трудным эмоциональным состояниям – злости, гневу, зависти, страху.
Тема “Радость”
Подготовительная группа.
Для Ани радость – поездка в деревню, для Димы – приглашение в гости, для Жени – подарок. Образ радости у Ани – кошка, у Димы – дом, у Жени – игрушка-машинка. Аня предложила нарисовать дом, кошку и машинку. Женя внес предложение нарисовать еще мяч. Других предложений не было, дети без конфликта приняли сюжет. Психолог: “Дети, а теперь нам надо договориться, кто и что нарисует, и где мы расположим свои задумки. Какие у вас предложения?”.
В процессе работы Дима спросил у детей: “Вы не против, если я дорисую песок в машине?”. Это было большим успехом – Дима понял суть – он рисует не один, а вместе со своими друзьями, и не один отвечает за качество работы. Таким образом, дети учились договариваться, считаться со своим сверстником.
Тема “Любовь”
1-й класс.
У Роберта образ любви ассоциируется с радугой, у Анжелики это бабочка, у Кати – кошка. И Катя и Анжелика хотели рисовать кошку. Возник конфликт. Психологом им было предложено найти выход. Катя предложила рисовать одну кошку вдвоем, Анжелика не соглашалась. Роберт молчал, он не знал, что посоветовать девочкам. Пришлось вмешаться психологу: “Девочки, а если нарисовать кошку-маму и котенка?”
В процессе совместного рисования детям трудно видеть сверстника, но постепенно они учатся обращать внимание на партнеров с помощью взрослого, который задает наводящие вопросы: “Роберт, а что ты хочешь посоветовать Кате, может, котенка лучше раскрасить не черным, а как-то радостнее?”. Этим детям еще не удается согласование действий с учетом интересов каждого из участников, но свои эмоции любви они с радостью прорисовали.
Подготовительная группа.
Для Димы любовь – это отдых летом вместе с мамой. Дима любит маму и лето. Аня любит животных, особенно черепах. Маша любит цветы и грибы. Дети также, вспоминая приятные ситуации, находили, где именно в теле находится любовь. У Димы – в руке, у Ани – в душе, а у Маши – в сердце. Дима предложил нарисовать летнюю поляну с цветами, грибами и птицей. Аня добавила: “Дима, а где же моя черепаха? Ты забыл о ней! Пусть она ползет по поляне”. Детям легко удалось договориться – кто, что и где нарисует.
В процессе работы Дима, кроме птицы на траве, нарисовал еще одну, летящую в небе. Девочки не обращают на это внимания. В таких ситуациях приходится вмешиваться психологу: “Дети, а вы обратили внимание, что Дима нарисовал еще одну птицу, не спросив вашего согласия? Когда мы втроем рисуем на одном листе, мы всегда все вместе отвечаем за результат, не так ли? Возможно, вторая птица, да еще в полете, украсит вашу картину, но все-таки надо было согласовать эту инициативу с девочками. Как ты считаешь, Дима? Объясни девочкам свою задумку”.
- Девочки, я подумал, что это не обычная птица, а как жар-птица из сказки, и это будет интересно.
Аня: “Хорошо, Дима, у тебя получилась красивая птица. Только в другой раз советуйся с нами”.
Постепенно дети учились согласовывать свои действия со своими партнерами по деятельности, учились свои чувства радости, любви превращать в образы и прорисовывать втроем на одном полотне.
Тема “Злость”
3-й класс.
Детям предлагалось вспомнить ситуацию, когда они испытывали злость. Затем дети садились удобно, закрывали глаза, расслабляли тело и пытались в теле найти место, где гнездится злость.
Владик: “У меня в мозгу и в руках, так как руками хочется врезать”.
Яна: “Моя злость находится в трех местах – голове, руках и ногах. Когда я злюсь, мне хочется биться головой о стенку и бить ногами”.
Саша: “Мой гнев в сердце и руках. Когда машина переехала моего кота, в моем сердце кипела злость, я бы поджег эту машину. А в руках, - потому что хочется ударить”.
- Дети! Это хорошо, что вам удалось найти в теле свою злость. А теперь давайте попробуем вытащить ее на поверхность, превратить в любовь и отправить в Космос. Пусть там гуляет уже не злостью, а любовью. А чтобы окончательно избавиться от этого плохого чувства, давайте его превратим в образы и прорисуем втроем на одном листе бумаги, чтобы получился интересный сюжет с учетом образа каждого из вас”.
У Яны образ злости – электрический ток, у Саши – молния, а Владик увидел злость в лице человека в гневе.
Яна предложила такую картинку: лицо злого человека, электрический ток и молния. Саша: “Так не интересно, тогда давайте еще нарисуем машину, а на нее идет электроток и молния”. Владик удивился: “А ток-то откуда идет, с неба, что ли? Давайте еще и розетку нарисуем, а уж из нее идет ток”. Возражений не было.
Детям удалось согласовать свои действия и договориться друг с другом. Выплескивая свои негативные эмоции на бумагу, дети освобождают себя от их груза. Их поведение в быту становится более корректным по отношению к сверстникам.
4-й класс.
Илья свою злость увидел в области щек, красного цвета. У Карины злость красного цвета нашла свое место в животе. Лева ощутил свою злость в руке, черного и красного цветов. Иногда дети поясняли: “У меня в руке, потому что так и хочется кому-нибудь врезать. Ну, я и злюсь, когда вспоминаю, как мама погнала меня спать, даже не дав мне сказать, что я хочу! Мне было обидно, ведь это было несправедливо”. Илья вспомнил ситуацию своего гнева, когда его любимая кошка разбила вазу (“А я очень не люблю, когда портятся вещи”). Карину обидела близкая подруга, и девочка очень переживала. Дети этой триады были очень активны: каждый из них вносил свои предложения с учетом образа злости других участников. Решено было прорисовать стихию в лесу – горящий огонь, молния, деревья гнутся от ветра, некоторые с вывороченными корнями лежат на земле. Заяц и гусеницы бегут, спасаясь от огня, по пригнувшейся от бушующей стихии траве мимо горящих и уже обуглившихся деревьев. Илья прорисовал свой гнев в виде сильного бурана, поднимающего горячий песок столбом вверх, к небу.
Аналогично приведенным примерам проводились занятия в рамках этой программы и по другим эмоциям. Дети очень любят этот вид занятий. Общаясь друг с другом, они постепенно усваивают, что остальные люди могут чувствовать и думать по-другому. В процессе совместной деятельности ребенок начинает осознавать, что его собственные действия могут так или иначе повлиять на окружающих. Он учится согласовывать свои действия с другими детьми, высказывать свое мнение, говорить о чувствах. Освобождение через рисование – хорошая поддержка для детей. После прорисовывания им становится легче. Этот вид занятий хорош в индивидуальной работе или триаде. Чаще всего злость и ярость дети находят в животе и руках, красного или черного цвета. Дети описывают словами свою ярость, показывают в движении, говорят, что им хочется делать в этот момент. Они знают, что ярость, злость, гнев – нормальные человеческие чувства и все люди испытывают эти эмоции. Главное – как мы умеем с ними справляться. Посредством рисования дети избавляются от своих негативных ощущений, не вытесняя их в подсознание и не выплескивая на кого-то другого. При прорисовывании каждый из детей берет свой “цвет ярости”. Кроме того, я широко использую всевозможные упражнения, где присутствуют звук – крик, шипение. Например, упражнение, очень любимое детьми, “Трюк Тарзана”. Дети сжимают пальчики в кулачки, бьют ими себя в грудь и громко кричат. Когда дети рисуют, тихо звучит классическая музыка, специально подобранная в зависимости от характера изучаемой эмоции. Иногда дети сами просят включить какое-либо произведение, запомнившееся им в предыдущих занятиях. Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к своим маме или папе. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя, своих близких вот такими, какие они есть в тот момент – сердитыми, злыми. Умение принять себя очень важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать многие взрослые. Поэтому целесообразно начинать обучать принятию уже с дошкольного возраста. В этой деятельности большую роль играет педагог, работающий с детьми. Он может выступать в двух лицах: как педагог, обучающий детей навыкам сотрудничества, и как партнер по деятельности. Такая позиция позволяет близко общаться с детьми, стать для них значимым взрослым. Общение “на равных” (на правах партнера по совместной деятельности), как показывает опыт, делает детей открытыми как для воздействий, так и для получения информации об их затруднениях, замыслах переживаниях. Очень важна предвосхищающая оценка: “Я уверена, что ты сумеешь”, “Я надеюсь, что ты теперь научишь других детей”, “Я рада за тебя!”, “Я верю в тебя!”. Такая поддержка способствует эмоциональному комфорту каждого ребенка в сообществе сверстников.
Подобная работа с детьми принесет несомненную пользу и даст положительный результат только тогда, когда проводится не эпизодически, а планомерно, на протяжении длительного времени. Переборщить в ней невозможно, поскольку реальная жизнь богата на самые разнообразные эмоции, и конечно, не лишним будет готовить детей к встрече с ними заранее.
Список литературы
- Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности. Дис. …канд.пед.наук - М., 1994. – 166 с.
- Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под редакцией Р.С. Буре. М., 1997.
- Жанна Ван ден Брук. Руководство для детей, у которых трудные родители. СПб. Светлячок, изд. Речь 2001, 160 с.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.// Эмоциональное развитие дошкольника. М. Просвещение, 1985, 120 с.
- Минаева В.М. Развитие змоций дошкольников. Занятия. Игры. Москва, АРКТИ, 1999, 48 с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада, под ред. Т.А.Репиной. М.: Педагогика, с. 151
- Прекоп И. Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями. СПб. 2002, 192 с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников М. ТЦ Сфера, 2002, 80 с.