Тема: “Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?”
Цели урока:
- Дать понятие о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета.
- Развивать орфографическую зоркость, умение сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы.
- Воспитывать отношения делового сотрудничества.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Внимание! Тема нашего урока: “Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?”. Ваша задача: определить, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?
- Ребята, у каждого из вас есть рисунок солнышка. Скажите, какое настроение у солнышка? (рис.1)
Рис. 1
- Сегодня на уроке вы должны определить своё рабочее настроение. Как вы понимаете, что значит рабочее настроение?
- В конце урока мы посмотрим, какое рабочее настроение получится у каждого из вас, а также у всего класса.
II. Чистописание.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. Что это? (Лес)
Лес, лесок, лесной, лесник – слова записаны на доске.
- Что объединяет данные слова?
- Какое слово является проверочным для слов лесок, лесной, лесник? Докажите.
– Назовите лишнее слово.
– Назовите первый звук, который слышится в слове лес.
- Дайте характеристику звуку [ л,]
- Как на письме обозначить звук [ л,]
запись: л лл ллл ле лес л лл ллл ле лес
III. Словарная работа (на вертушках, по технологии Базарного)
За*ц
В*рона
Л*сица
М*дведь
В*р*бей
В*р*нёнок
- Прочитайте слова. Что общего у данной группы слов?
- На какие группы можно разбить эти слова?
- Какое слово может быть лишним, и по какому признаку?
- Спишите слова по вариантам, вставьте пропущенные буквы. 1 вариант – слова, которые обозначают зверей. 2 вариант – слова, обозначающие птиц. Слова записывайте в столбик.
IV. Зарядка для глаз, по технологии Базарного.
V. Введение в новый раздел.
Работа по учебнику “Русский язык 2 класс. Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина” страница 52.
-Внимательно рассмотрите новый кадр фотоплёнки. Что делают дети?
- Кто из них уже сделал стул?
- Кто ещё делает стул?
- А что же Вова Колесников?
- Какое слово вы употребили во всех только что составленных предложениях?
- Ребята, а как вы думаете, что обозначают слова делает, сделал, ещё делает?
VI. Открытие нового.
– Интересно, а может ли действие “жить” отдельно от предмета?
- Ребята, встаньте, пожалуйста, внимательно прочитайте слова, найдите слова – предметы и слова – действия. (На стенах класса находятся карточки со словами мальчик, красивый, бежит, хорошо, прыгает, весело, облако, плывёт, дружная, большие, могучие, лягушка).
- На какие вопросы отвечают слова первого столбика? второго?
- Соедините слова первого и второго столбика по смыслу. Ребята, я предлагаю вам провести исследование и пронаблюдать: может ли действие существовать отдельно от предмета, или это невозможно.
- Прочитайте предложение: "Мальчик бежит". Давайте попробуем “увидеть” действие "бежит" отдельно от "мальчика". Закройте глаза, представьте, какое оно – это бежит? Маленькое или большое, с помощью чего бежит?
- Скажите, а что ещё может делать мальчик?
- А нельзя ли другие действия увидеть отдельно от мальчика?
- Давайте проверим. Сейчас я приглашу к доске мальчика Диму и попрошу его выполнить какие-нибудь действия. А вы понаблюдаете, не возникнут ли рядом с мальчиком сами действия. (Вызванный ученик у доски читает, рисует).
- Посмотрите ребята, сейчас наш мальчик читает. Не появилось ли рядом с ним живое существо в образе “читает”?
- А теперь наш мальчик рисует. Не пытается ли “рисует” делать это за мальчика?
Вывод: - Может ли действие совершаться без предмета? (Это невозможно. Если нет предмета, то нет и действия.)
- Какой вывод можно сделать о словах, которые отвечают на вопрос "что делает?" (Слова, которые отвечают на вопрос "что делает?" обозначают действия предмета, совершающееся в настоящем).
- Такие слова мы будем называть глаголами. (Составляется схема по ходу урока)
Запись под диктовку слов зимует, жалеет, жал.
- Назовите лишнее слово. Докажите.
Работа по учебнику на странице 53, упражнение 82.
-Что обозначает слово, которое отвечает на вопрос что делал?
- Когда происходили действия?
- Какой вывод можно сделать? (О действиях, которые уже произошли, мы будем спрашивать "что делал?")
– Подберите (придумайте) подходящие слова, отвечающие на вопрос, "что сделает?" к словарным словам, которые вы записывали в столбик. Что обозначают эти слова?
- Когда произойдут эти действия?
- Какой вывод можно сделать? (О действиях, которые ещё произойдут, мы будем спрашивать, "что сделает?")
- Скажите, а сколько действий обозначают предметы, которые отвечают на вопрос что делает?, что делал?, что сделает?
VII. Итог урока.
Работа в группах, решение кроссворда.
- Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо вставить пропущенные рифмы в кроссворд. При правильном решении кроссворда получится слово в выделенном столбце.
Кроссворд
1. Быстро … зарядку,
Ест на завтрак яйца всмятку.
2. Скворец дослушал двух чирков
И взвился выше облаков.
Вот через море, наконец,
… весны гонец.
3. Буква, которая обозначает согласный, непарный звонкий, всегда мягкий звук.
4. А за ними пирожок:
“Ну-ка, … меня, дружок!”
5. А за ними вдоль забора
… бабушка Федора.
6. Воробей … в окно
Воровать у нас пшено.
7. …мышонок Мурке:
“Ну, тогда сыграем в жмурки.”
8. В сени … царь-отец.
(Проверка проводится фронтально).
– Итак, что обозначают слова, отвечающие на вопросы "что делает?" "что делал?" "что сделает?"
- Как они называются?
Домашнее задание
Упражнение 70, страница 34.
Проверка рабочего настроения
– Давайте посмотрим, какое рабочее настроение получилось у каждого из вас. Покажите свои солнышки.
- Сегодня хорошо работали…
- Давайте посмотрим, какое рабочее настроение у всего класса. Я считаю, что вы с хорошим рабочим настроением сегодня работали на уроке. Урок окончен. Спасибо вам, ребята, за урок.