Мультимедийный урок "Органоиды клетки"

Разделы: Биология


ПЛАН УРОКА

ТЕМА

  • Органоиды клетки. (Обучающий урок)

ЦЕЛИ

  • Повторение материала и оценка знаний учащихся по теме “Цитоплазма. Клеточная оболочка”.
  • Продолжение изучения клеточного уровня жизни и формирование знаний о строении и выполняемых функций одномембранных, двухмембранных и немембранных органоидов клетки.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер.
ЭТАПЫ ЦЕЛЬ ЭТАПА ЗАДАНИЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клеточная оболочка Организация урока   Подготовка кабинета к работе.
Проверка и оценка знаний. 1 Компьютерное тестирование и работа с карточками.
Органоиды клетки Актуализация   Опрос с демонстрацией слайдов.
Изучение и закрепление нового материала

Одномембранные

Органоиды

2 Рассказы учеников с демонстрацией слайдов.

Заполнение таблицы.

Двухмембранные органоиды 3 Рассказы учеников с демонстрацией слайдов.

Заполнение таблицы.

Немембранные органоиды 4 Рассказы учеников с демонстрацией слайдов.

Заполнение таблицы.

Взаимосвязь органоидов в клетке Заключение
1. Подведение итогов.
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.
5 Устная работа со слайдом.

 ХОД УРОКА

1. Повторение. Компьютерное тестирование.

2. Актуализация знаний.

  • Каково строение клеточной оболочки?
  • Чем отличается клеточная оболочка растительной клетки от оболочки животной клетки?
  • Каким образом различные вещества попадают в клетку?

3. Изучение нового материала.

Органоиды (органеллы) - постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.

Различают:

1. Мембранные органоиды:

А) Одномембранные.

Б) Двухмембранные.

2. Немембранные органоиды.

На этом уроке мы должны не только систематизировать уже имеющиеся у нас знания об органоидах клетки, но установить взаимосвязь между ними.

 На этом этапе урока ребята представляют свои работы об органоидах клетки, подготовленные в виде презентаций.

ОДНОМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ

1. Э.П.Р.

  • Строение:

Система мембранных цистерн и каналы, организующие пространство.

А). Шероховатый.

Б). Гладкий.

  • Функции:

Обеспечивает связь с наружной цитоплазматической мембраной и оболочкой ядерной мембраны.

Синтез белка. Синтез и расщепление углеводов и липидов.

2. Аппарат Гольджи.

  • Строение:

Стопка уплощенных цистерн с пузырьками.

  • Функции:

Выведение из клеток секретов ( ферментов, гормонов).

Синтез сложных углеводов. Созревание белков.

Образование лизосом.

3. Лизосомы.

  • Строение:

Мелкие пузырьки, содержащие ферменты, активные в слабощелочной среде.

  • Функции:

Расщепление веществ с помощью ферментов.

ДВУХМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ

1. Митохондрии.

  • Строение:

Наружная мембрана-гладкая Внутренняя мембрана-складчатая Выросты-кристы, внутри-матрикс, в нем.

Кольцевая ДНК и рибосомы.

  • Функции:

Кислородное расщепление органических веществ.

С образованием АТФ.

Синтез митохондриальных белков.

Полуавтономная структура.

2. Пластиды. (Характерны для растительных клеток)

Хлоропласты.

  • Строение:

Двояковыпуклая линза.

Наружная мембрана-гладкая,

Внутренняя-складчатая, в ней система ламелл и тилакоидов. Внутренняя среда-строма, содржит ДНК и рибосомы.

  • Функции:

Фотосинтез. На матриксе-реакции световой фазы, в строме-реакции темновой фазы.

 НЕМЕМБРАННЫЕ ОРГАНОИДЫ

1. Рибосомы.

  • Строение:

Структуры грибовидной формы. Очень мелкие.

Состоят из малой и большой субъединиц.

Субъединицы рибосом образуются в ядрышках.

  • Функции:

Синтез белка.

2. Клеточный центр.

  • Строение:

Образован центриолями и уплотненной цитоплазмой-центросферой.

  • Функции:

Образует веретено деления в клетке.

 После выступлений учащихся ребята в три этапа заполняют таблицу самостоятельно.

Название таблицы Структура Функции
1. Одномембранные
Эндоплазматический ретикулум Э.Р. Система мембран формирующих цистерны и канальца.

А) Шероховатый

Б) Гладкий

Организует пространство, осуществляет связь с наружной и ядерной мембранами.

Синтез и транспорт белка.

Синтез и расщепление углеводов и липидов.

Аппарат Гольджи Стопка уплощенных цистерн с пузырьками. Выведение из клеток секретов (ферментов, гормонов), синтез сложных углеводов, созревание белков.

Образование лизосом.

Лизосомы Сферические мембранные мешочки, заполненные ферментами.

Активны в слабощелочной среде.

Расщепление веществ с помощью ферментов.

Автолиз – саморазрушение клетки.

“Орудие самоубийств”.

2. Двухмембранные
Митохондрии Наружная мембрана – гладкая, внутренняя – складчатая. Складки – кристы, внутри – матрикс, в нем кольцевая ДНК и рибосомы.

Полуавтономные структуры.

Кислородное расщепление органических веществ с образованием АТФ.

Синтез митохондриальных белков.

Пластиды Хлоропласты.

Продолговатой формы, внутри – строма с гранами, образованными мембранными структурами тилакоидами. Имеются ДНК, РНК, рибосомы.

Полуавтономные структуры.

Фотосинтез.

На мембранах – световая фаза.

В строме – реакции темповой фазы.

3. Немембранные
Рибосомы Самые мелкие структуры грибовидной формы. Состоят из двух субъединиц (большой, малой). Образуются в ядрышке. Обеспечивают синтез белка.
Клеточный центр Состоит из двух центриолей и центросферы. Образует веретено деления в клетке. После деления удваивается.

4. Заключение. (Заполняем таблицу "Взаимосвязь органоидов клетки.")

Система Характер взаимосвязей представленных систем
Клеточная мембрана ядро обмен веществ
Ядро рибосомы производит
ЭПР цитоплазма структурирует
Митохондрии ЭПР энергообеспечение
Митохондрии белки энергообеспечение
Аппарат Гольджи лизосомы производит
Хлоропласты ядро питание

ЛИТЕРАТУРА

  1. Биология. Грин Н, Стаут У, Тейлор Д.
  2. Общая биология. А.О. Рувинский. 10,11 кл.
  3. Уроки биологии. Пименов А. В. 10, 11 кл.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА

  1. Биология. Весь школьный курс. 1С:Репетитор.
  2. Уроки биологии. Общая биология. Кирилл и Мефодий. 10, 11 кл.