Ток-шоу "Большая стирка" на тему: "Есть или не есть, или Экологическая безопасность продуктов питания"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Развивающие задачи.

  1. Формирование умения анализировать информацию на упаковке продовольственных товаров.
  2. Формирование умения проводить первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания и умения оценивать целесообразность использования продуктов питания.
  3. Развитие устной речи, коммуникативных способностей и умений отстаивать свою точку зрения.
  4. Расширение кругозора учащихся через самостоятельное освоение специальной литературы.

Образовательные задачи.

  1. Формирование представлений о категориях качества продовольственных товаров.
  2. Формирование и отработка понятий: экологическая безопасность, консерванты, пищевые добавки, красители, эмульгаторы, стабилизаторы, штриховой код, знак соответствия российскому стандарту, ГОСТ, технические условия (ТУ), маркировка.

Воспитательные задачи.

  1. Содействие профориентации учащихся.
  2. Формирование необходимого в современной экологической и экономической обстановке экологического мышления.
  3. Подведение учащихся к выработке нравственной позиции по вопросам производства экологически безопасных продуктов питания.
  4. Воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид урока. Ток-шоу по типу телепередачи “Большая стирка”.

Оборудование:

  1. Планшет с цитатой из экологического манифеста Реймерса:

“Мы не технофобы. Нелепо призывать к отказу от успехов любых наук. Нам по пути с новшествами. Но только с теми, что возникают не за счет горя людей. Мы за науку и технику здоровья и жизни, мы против техники и науки разрушения”.

  1. Консервные банки из-под сгущенного молока, мясных и рыбных консервов.
  2. Пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта.
  3. Сухие соки.
  4. Банки из-под кофе, какао.
  5. Шоколад.
  6. Детское питание.
  7. Жевательные резинки.
  8. Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упакованных продуктов питания.[ 2 ]
  9. Коды стран по данным Международной ассоциации ЕАN.[ 2 ]
  10. Перечень запрещенных пищевых добавок.[ 2 ]

Участники ток-шоу:

  1. Ведущий.
  2. Заботливая бабушка – Виолетта Львовна.
  3. Прогрессивная невестка Альбина.
  4. Знаток и ценитель кофе – синьор Гумерсиндо-младший.
  5. Метр теневого кофейного бизнеса – господин Инкогнито.
  6. Государственный инспектор РТ по качеству товаров.
  7. Специалист по штриховым кодам.
  8. Специалист по штампам на консервных банках.
  9. Врач-диетолог.

Методические рекомендации при проведении ток-шоу.

Ток-шоу – это ответы на вопросы, задаваемые залу (группа учащихся) учениками-экспертами, представляющими разные точки зрения на данную проблему. Роль зала при этом не сводится только к тому, чтобы задавать вопросы экспертам, зрители могут брать слово и дополнить ответы экспертов или героев ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы экспертам, направляет и стимулирует дискуссию. В роли ведущего может выступать учитель или хорошо подготовленный ученик. Ученики-эксперты и гости – участники ток-шоу предварительно знакомятся с сутью проблемы, подбирают соответствующий материал для реализации своей роли в дискуссии.

Участники ток-шоу должны верить в свою точку зрения и уметь аргументированно ее отстаивать. Ток-шоу по проблеме экологическая безопасность продуктов питания выигрышно провести по типу ток-шоу “Большая стирка”, так как эта проблема имеет множество загадочных “темных” пятен, которые “смываются” в ходе стирки.

Ведущий. Добрый день! Сегодня наша “Большая стирка” посвящена проблеме экологической безопасности продуктов питания. Мы постараемся смыть все темные пятна с этой проблемы и ответить на вопрос “есть или не есть?”
Известно, что производство продуктов питания было всегда трудоемким делом. Производители всячески старались увеличить производство, снизив при этом себестоимость. Для этого применяются удобрения, ядохимикаты, гербициды. А для увеличения сроков хранения продуктов питания применяются спецдобавки, красители, подсластители, консерванты и прочие достижения цивилизации.
На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров.

  • Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.

  • Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера. Наличие на упаковке знака РСТ означает соответствие российскому стандарту.

  • Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. К этой категории относится 80% продуктов питания, напитков и сигарет, поставляемых на мировой рынок.

Сегодня в нашей студии будут люди, столкнувшиеся с этой проблемой и специалисты в этой области. Наш первый гость – заботливая бабушка Виолетта Львовна. Она очень любит своего внука, но не любит прогрессивную невестку. Встречайте!

Виолетта Львовна. Моя невестка, мать моего внука, называет сухие соки “очевидным фактором прогресса”. Видите ли это вкусно, дешево и быстро. Да это же отрава! Я ей говорю, что сухие соки – это иллюзия, никакой пользы детскому организму, никаких витаминов, одни красители да подсластители. Я интересовалась у специалистов и узнала, что в “Зуко”, “Юпи”, 2/3 сахара заменены на искусственный подсластитель “Цикломат”, а в американском “Инвайте” вместо сахара используются сахарин и аспартам. Между прочим, в США цикломат был официально запрещен еще в 1969 году, так как было доказано, что он как сахарин и аспартам, вызывает у крыс рак мочевого пузыря. Я не хочу, чтобы на моем внуке ставили эксперименты, как на крысах.

Ведущий. Виолетта Львовна, Ваша невестка сегодня у нас в студии, и Вы можете с ней объясниться. Встречайте – Альбина! Любит своего сына, но не любит консервативную свекровь.

Альбина. Здравствуйте! Моя свекровь сильно преувеличивает. Неужели я похожа на мать, способную травить собственного ребенка? Уважаемая Виолетта Львовна видимо не знает, что в 1979 году всемирная организация здравоохранения реабилитировала цикломаты, признав их безвредными. А в России использование этих подсластителей – сахарина, цикломата и аспартама – разрешено. И если моему сыну хочется пить сухие соки, то пусть он их пьет, и я буду ему их покупать, Виолетта Львовна!

Ведущий. Что же компромисс не найден. А что думает аудитория по этому поводу? Покупать или не покупать сухие соки? Будете ли вы теперь их покупать? (Общение с аудиторией.) Покупать или нет сухие напитки – дело потребителя, но на всякий случай запомните эти индексы: Е – 954, Е – 952, Е – 951.
А сейчас мы будем гадать на кофейной гуще. Наш следующий гость – ценитель и знаток кофе – синьор Гумерсиндо-младший.

Синьор Гумерсиндо. Вы правы! Я действительно ценю и люблю этот божественный напиток. Сейчас на рынке можно найти много сортов настоящего растворимого кофе, однако встречаются и подделки. Упаковки подделок обычно изготовлены из картона, мягкой жести или полиэтилена, наклеена блеклая бумажная этикетка. На упаковке мало информации. Цифры штрих-кода, как правило, взяты с потолка. У меня уже глаз наметан, такой кофе я вижу сразу.

Ведущий. Синьор Гумерсиндо, не могли бы Вы прямо сейчас, глядя на эти банки с кофе, провести экспресс экспертизу?

Синьор Гумерсиндо. Пожалуйста! Вот этот кофе, я сразу могу сказать, подделка. На банке даже нет слова “натуральный”. Ну, а цвет и запах . . . тут и говорить не о чем.

Ведущий. Спасибо, синьор Гумерсиндо! А сейчас в студию войдет человек, тоже большой любитель кофе, но он любит кофе по-другому. Встречайте, метр теневого кофейного бизнеса – господин Инкогнито.

Господин Инкогнито. Да, я занимаюсь подделкой кофе. Занимаюсь давно и успешно. Я Вам такую банку кофе покажу, Вы в жизни не отличите от настоящего, специалист! Мой кофе самый ходовой на оптовом рынке.

Ведущий. Скажите, а почему именно кофе? Неужели это так выгодно?

Господин Инкогнито. Да сейчас без кофе никуда! Пить кофе – модно и престижно. Кофе снимает депрессию и усталость. Наш кофе дешевле настоящего, а от настоящего не отличишь. Высокий спрос, быстрый оборот средств. Что еще нужно для бизнеса?

Ведущий. А как же моральная сторона вопроса? Совесть Вас по ночам не мучает?

Господин Инкогнито. Ну, мы же люди, отравы никакой не подсыпаем, все натуральное: жареный овес, ячмень, цикорий.

Ведущий. У нас в аудитории находится специалист, государственный инспектор Республики Татарстан по качеству товаров. Часто ли Вам приходится сталкиваться с фальсификацией кофе?

Инспектор. Совсем недавно в ходе проверки специалисты Госторгинспекции по Республике Татарстан выявили ряд фальсификатов в Казани, Тетюшах, Балтасях. В этот раз забраковали кофе: “Golden Brazil”, “Golden Brazil Carnival” и “Экспресс-кофе” в жестяных банках по 100 – 200 грамм. И хотя на этикетках было указано, что напитки произведены в Бразилии и расфасованы в США, на самом деле предстоит еще выяснить их происхождение.
У подделок был нестандартный вид упаковок: некачественные полиграфическое исполнение, защитные мембраны, крышки. На банках не были указаны адреса изготовителей, а информация на русском языке приведена не полностью. В наименовании самого кофе не было слова “натуральный”.
Ознакомившись с содержанием, специалисты выявили, что по цвету, запаху и вкусу – это смесь явно отличалась от растворимого натурального кофе. Эта смесь содержала обжаренный цикорий, желуди, хлебные злаки, но только не натуральный кофе. А недавно на рынке на улице Родина инспекторы обнаружили “кофе”, представляющий собой светло-коричневую смесь с мелкими белыми крупинками. Растворили, попробовали. Оказалось, что этот напиток невозможно пить: вкус был такой, словно добавили стирального порошка. Мы вышли на оптовиков, с ними будет разбираться уже столичная Госторгинспекция.

Ведущий. Вопрос к метру кофейного бизнеса: случайно это не ваш кофе обнаружен на улице Родина?

Господин Инкогнито. Я уже говорил, мы людей не травим. Это не мой уровень.

Вопрос из зала. Хороший кофе стоит дорого, а на рынках довольно приемлемые цены. Но здесь велика вероятность купить подделку. Что делать простому покупателю?

Инспектор. Покупатель может осмотреть упаковку, открыть, понюхать, и, если не понравится, не покупать. Кроме того, вы всегда можете сообщить о сомнительном товаре в Госторгинспекцию по телефону 92-83-60.

Ведущий. Спасибо за комментарий. А теперь я хочу задать несколько вопросов нашей уважаемой аудитории. Всегда ли вы уверены в подлинности продуктов, которые покупаете? Почему?

Предполагаемые ответы: “Я всегда очень внимательно изучаю этикетки и упаковки, но, к сожалению, мало что могу понять. Действительно, на упаковках есть какие-то знаки, черточки, цифры, но что они означают, я не знаю”. “Уверенности в подлинности товара, конечно, нет, а так бы хотелось быть уверенным в безопасности продуктов. К сожалению, я даже не знаю, где найти такую информацию”.

Ведущий. Такую информацию вы найдете в нашей программе “Большая стирка”. Тема нашей стирки – “Экологическая безопасность продуктов питания”. Итак, послушаем, что говорят специалисты. У нас в гостях человек, который знает о штриховом коде все.

Гость. Штриховой код позволяет легко контролировать качество продукции и соответствие его первоначальному образцу. Штрих-код – это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь укороченный код – 8 цифр. Первые две цифры обозначают страну – изготовителя или продавца продукта, за ними 5 цифр кода предприятия-изготовителя. Следующие 5 цифр кодируют наименование товара, его свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Используются также штрих-код, в котором стране соответствуют 3 цифры, а предприятию-изготовителю 4.
Международной ассоциацией EAN каждой стране присвоены коды. В 1987 году за СССР было закреплено 10 трехзначных кодов с 460 по 469. Теперь есть свой код и у РТ – 4604. Давайте рассмотрим пример. Если вам встретится товар, имеющий код 469 12510000 10, то перед вами десертный шоколад “Люкс” московской кондитерской фабрики “Красный Октябрь” массой 100 гр. Чтобы полностью прочесть код, необходимо специальные справочники. Но главное – определить соответствие штрих-кода названию страны-изготовителя, указанному на упаковке, – его наличие служит залогом того, что товар не фальсифицирован.

Ведущий. Спасибо! Со штрих-кодами вроде разобрались, а как же быть с металлическими консервными банками? У них на донышке тоже есть ряд цифр. Что они обозначают, мы узнаем от нашего специалиста по штампам на консервных банках.

Специалист. Действительно, на донышке банок, часто выбито 2 или 3 ряда цифр.
Трёхрядная маркировка характерна для мясных, рыбных и овощных консервов. В первом ряду указана дата изготовления, во втором ряду – номер смены. Третий ряд – тип консервов и номер предприятия.

“Р” - рыбные.
“ДКП”, “ПС”, “МС”, “ОХ” - мясные.

Например, лососевая икра маркируется в три ряда: первый ряд – дата изготовления, второй – знак “икра”, третий – номер завода, номер смены и буква “Р” - индекс продукта рыбной промышленности.
Маркировка сгущенного молока – двухрядная. В первом ряду – буква “М” - индекс молочных продуктов, во втором ряду – номер смены (до трех цифр), месяц (две цифры) и год изготовителя (две цифры).
Осетровая икра имеет также двухрядную маркировку.
Первый ряд – декада (цифра), цифра и год (по две цифры) изготовления, второй ряд – номер мастера (одна-две цифры).

Ведущий. Это очень полезная информация. Есть ли у аудитории вопросы к нашим гостям?

Вопрос из зала. На мировом рынке существуют три категории продовольственных товаров. Но как узнать, к какой категории качества относится товар? На этикетках таких сведений нет. Не может ли кто-либо из вас ответить на этот вопрос?

Специалист по штрих-кодам. Совершенно верно, категория качества товара не указывается, но обычно указано, какие спецдобавки он содержит. Спецдобавки обозначены буквенно-цифровым кодом. В соответствии с международным шифром обозначается они буквой “Е” с тремя цифрами. Многие из добавок небезопасны для здоровья. Я могу представить список наиболее вредных добавок с их характеристиками. (Ассистенты раздают списки.) Кроме того, в 1996 году в Санкт-Петербурге вышел справочник-классификатор Булдакова “Пищевые добавки. Справочник”, в котором вы найдете исчерпывающую информацию о добавках.

Ведущий. Свое отношение к нашей теме хочет высказать и врач-диетолог.

Врач-диетолог. Абсолютно вредных или полезных веществ не бывает. Обычная поваренная соль NaCL, которую кладут в большинство блюд, способна при неумеренном употреблении (несколько не запитых водой сушенных рыбок) особенно в жару, вызвать потерю сознания, а кому и достаточно быструю смерть. Густая манная каша, съеденная взрослым человеком в объеме полуведерной кастрюли, вызывает запор кишок и смерть. Нельзя забывать и об индивидуальной реакции людей на разные вещества, об аллергии, т.е. вопрос о вредности продуктов питания не однозначен.

Ведущий. Это было мнение врача-диетолога. Итак, что есть и пить и в каких количествах, есть или не есть – решать вам самим. Напоследок приведем список именно запрещенных и не разрешенных к применению и продаже в России добавок по указанному справочнику Булдакова.[1] Мы не утверждаем, что он является истинной в последней инстанции. Исследования продолжаются. Но основной вывод напрашивается однозначно: при выборе товаров и продуктов питания, если возникает сомнение в их качестве, лучше советоваться со специалистами. Приятного вам аппетита! Спасибо всем, кто принимал участие в этой “Большой стирке”.

Список литературы:

1. Булдаков А. С. “Пищевые добавки. Справочник.” Санкт-Петербург : “Ut”,1996.

2. Шашурина А. Т. “Экологическая безопасность и продукты питания”, газета Биология,  №10, 2000.