Проверка обученности, т.е. определение уровня реально усвоенных знаний, умений и навыков учащимися – важнейшая составная часть учебного процесса. Но зачастую встает вопрос: а способен ли ученик на более высокий результат, что именно ожидать от него в перспективе? Для этого необходимо проводить не только диагностику обученности – одного из показателей уровня актуального развития учащегося, а необходимо начинать с определения показателя зоны ближайшего развития его, а именно. с диагностики обучаемости.
Проводя диагностику обучаемости, мы проверяем у учащихся способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи других; активность ориентировки в новых условиях; перенос в новые условия; переключаемость с одного способа учебной работы на другой; быстрота образовательных новых понятий и способов действия. То есть, обучаемость – это потенциал, который может развернуться в реальности, превратиться в обученность только с помощью взрослого, а именно, учителя.
Методика определения уровня обучаемости по Третьякову Б.И.
1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.
2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.
3. Учитель объясняет новый материал.
4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
5. Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
1. Напишите, что вы узнали общего.
2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
3. Выполните задания по образцу.
4. Выполните задания в измененной ситуации.
5. Примените полученные знания в новой ситуации.
Ключ к определению уровня обучаемости.
Как только 3-4 ученика из класса выполнят задание – собрать рабочие записи у всех. Если выполнены все задания, то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с четырьмя заданиями – второй, также высокий уровень обучаемости. Если выполнены три и менее задания – первый уровень.
Определение обучаемости учащихся на уроке алгебры в 8-м классе
Тема урока: Графический способ решения уравнений.
Цели и задачи урока:
1. Образовательная: отработка графического способа решения уравнений.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через самостоятельную, практическую деятельность; наблюдательность, внимание; формировать потребность приобретения знаний.
3. Воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство уважения к науке, чувство товарищества.
4. Провести диагностику обучаемости.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к изучению новой темы.
Ученики на доске, в тетради, и в устной форме восстанавливают следующую картину.
1) Графики известных функций.
2) Расположение их в системе координат.
3) Области определения каждой функции.
II. Изучение новой темы.
а) Решить уравнения:
1) х3 + 2х – 4=0
2)
Тема урока ученикам неизвестна, он и пытаются решить уравнение аналитическим путем, приходят к затруднению. Возникает проблемная ситуация. Как решить задачу? Учитель приводит учеников к необходимости нахождения другого способа решения уравнений, а именно, к графическому. Далее идет совместный разбор решения уравнений с помощью разбиения уравнение на 2 части и рассмотрение графиков обеих частей уравнения. Находят абсциссу точки перемещения, проверяют, не является она табличным значением, если да, то ответ записывают как точное значения, если нет, то ответ является приближенным.
б) Рассматривается зависимость корней уравнения от а и b.
1) .
2)
3)
в) Исследование решения уравнения ах = М, если
1)
2)
3)
III. Закрепление.
1) Решить уравнение:
2) Решить с проверкой: х2 = 0,5х + 3
IV. Проверка обучаемости.
Самостоятельная работа.
1) Напишите, что вы узнали нового.
2) Дать понятие графического способа решения уравнений с одной переменной.
3) Решить уравнение графически: .
4) С помощью графиков выясните, сколько корней может иметь уравнение , где а и b некоторые числа.
5) При каких значениях р уравнение х2+2х+3=р не имеет корней.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
1) Исследовать уравнение и решить его графически:
а)
б)
2) Решить уравнение аналитическим способом: