Приобщение старших дошкольников к искусству урало-сибирской росписи через нетрадиционную технику рисования

Разделы: Технология, Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Введение.

Наше дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для соматически ослабленных и часто болеющих простудными заболеваниями детей. Представленная технология связана с реализацией содержательной линии “Культура здоровья”, в частности, через развитие мелкой моторики пальцев рук.

Одним из вариантов системы ускоренного развития воображения дошкольников являются занятия по освоению техники рисования уральской росписи нетрадиционным методом - рисование пальцем.

Как в произведениях народного творчества, так и в творчестве детей все радостно и красочно. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей старшего дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более увлекательным и интересным.

Для успешного освоения детьми техники рисования узоров уральской росписи очень важен, особенно в дошкольном возрасте, подготовительный этап. В этот период дети раннего и среднего дошкольного возраста учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой), правильную постановку пальца при наборе краски, споласкивания пальца в воде после краски и осушение его о салфетку.

Дети старшего дошкольного возраста проходят основной этап обучения на котором непосредственно овладевают техникой рисования двухцветной краской передают отличительную особенность уральской росписи – разбел, учатся правильно держать палец при наборе краски, рисовать подушечкой пальца за один прием, знакомятся с правилами построения композиции, историей росписи.

Такой подход позволяет решить задачу раннего приобщения детей к народному искусству родного края.

Нетрадиционная техника рисования пальцем воспитывает тактильные и термические чувства. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшой площади поверхности кожи на пальцах соответствуют определенные участки коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.

Велико и познавательное значение. Дети узнают, что тагильские “писари” применяют и поныне в качестве животворного инструмента пальцы, что это древний обычай, который широко бытовал в крестьянских росписях много лет назад у ряда народов.

Техника пальцеграфии позволяет снять и остро стоящую в настоящее время проблему материально-технического обеспечения образовательного процесса – отказ от дорогостоящих художественных кистей.

Таким образом, используя на практике методические рекомендации по приобщению детей к искусству уральской росписи, знакомя с техникой рисования пальцем через упражнения и пальчиковую гимнастику, через произведения декоративно-прикладного искусства, беседы чтение и рассказы, практическую работу с детьми дошкольного возраста возможно получить хорошие результаты. Дети в своих рисунках способны передавать поэтическую выразительность народного искусства Урала. Дети научились располагать узоры на листе бумаги различной формы, выбирать различное цветовое сочетание. Дети не испытывают затруднения в нахождении и отличии росписей: хохломской, городецкой, дымковской, уральской.

Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования пальцем. Неоднократно наблюдались попытки и желание детей рисовать сразу сложные элементы: фантастические цветы, различной величины ягоды и листья. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся нравственно чище и благороднее. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, дает возможность сделать прекрасное своими руками, да еще с помощью такой совершенно нетрадиционной и привлекательной техники, суметь удивить всех.

Цели и задачи работы.

Цель:

Развитие воображения дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования узоров Урало-Сибирской росписи – пальчиком.

Задачи:

– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;
– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;
– воспитание эстетического вкуса;
– воспитание у детей чувства гордости за родной край;
– обучение мастерству композиции;
– развитие творчества и воображения.

Технология проектирования.

Изучение уральской росписи проводится в два этапа.

Для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста техники рисования узоров уральской росписи требуется предварительная подготовка, так как роспись выполняется пальчиком. Очень важен, особенно в самом раннем возрасте, подготовительный этап, на котором дети знакомятся с формой, ритмом, пространственным положением, учатся не бояться краски. Детей радуют различные цвета красок и их сочетания.

Дети раннего дошкольного возраста уверенно рисуют пальчиком, ритмично нанося мазки на лист бумаги, учатся при этом держать палец вертикально и горизонтально.

Темы для рисования:

“Зажигаем огоньки в окнах домов”.

“Снег кружится”.

“Следы зверей”.

“Украсим нашу елочку огоньками”.

В младшей группе дети рисуют кончиком пальца и подушечкой, ритмично нанося мазки на лист бумаги. Учатся промывать и осушать о салфетку пальчик.

Темы для рисования:

“Разноцветный дождик”.

“Топ – топ – топ, наша Танечка идет”.

“Рассыпались мамины бусы”.

В средней группе ребята рисуют кончиком пальчика и подушечкой одновременно. Отрабатывается прием набора краски на палец, положение пальца при написании узора. В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Дети упражняются в украшении различных форм.

Темы для рисования:

“Украшение коврика весенними цветами”.

“Украшение чайного блюдца”.

“Дорожка для дымковской барышни”.

На этом подготовительный этап заканчивается.

В старшей группе начинается основной этап обучения. Дети пробуют рисовать двухцветной краской, набирая на указательный палец правой (левой) руки сразу две краски – на кончик пальчика белую краску (моделирующую), а на подушечку – цветную (красную, синюю, зеленую), и за один прием рисуют основной элемент – ягодку. После 3 – 4 раз написания элемента палец промывают в баночке с водой и осушают о салфетку. Для чего это делается? А для того, чтобы, во-первых, краска не накапливалась на пальце и не перемешивалась с другими красками, а во-вторых, постоянно закрепляется навык работать аккуратно и чисто, без помарок.

Дети на данном этапе учатся распознавать отличительную особенность уральской росписи – разбел. Рисуют простой березовый лист, 3-х – 5-ти лепестковый цветок шиповника. Учатся составлять узоры на различных формах и шаблонах. Впервые знакомятся с историей возникновения уральской росписи, обычаями и промыслами народных умельцев.

Темы для рисования:

“В лес по ягоды”.

“Украшение закладки для книги”.

“Украшение сундучка уральским узором”.

“Открытка в подарок маме”.

В подготовительной группе дети вновь отрабатывают и совершенствуют приемы рисования основного элемента – ягодки, рисуют простой березовый лист и 3-х – 5-ти лепестковый цветок шиповника, многолепестковый розан. Учатся оживлять узор приписками. Закрепляют навык рисования двухцветной краской, набор краски на палец, повороты пальчика в любых направлениях, передают своеобразие цветового колорита. Составляют различные композиции на различных шаблонах и различных формах. Продолжают знакомство с примерами Уральской росписи по дереву и бересте, с промыслами и народными обычаями.

Темы для рисования:

“Гроздья спелой рябины”.

“Роспись бляшки (женского украшения)”.

“Роспись туесков”.

“Украсим русскую избушку”.

“Роспись прялки”.

Технология управления.

На подготовительном этапе применяются следующие методы обучения:

– пальчиковая гимнастика со словесным сопровождением;
– показ способов и приемов рисования пальцем в сочетании с практической деятельностью детей;
– пассивные движения;
– чтение стихов, пение песен;
– сотворчество педагога и детей;

Основной вывод, который можно сделать из полученных результатов это – хорошая подготовленность детей для основного этапа изобразительной деятельности. Здесь и освоение технических приемов, и освоение общих принципов гигиены, восприятие произведений народного творчества.

На основном этапе обучения творчеству использовались следующие методы работы:

– беседы на темы об уральской росписи;
– показ способов и приемов рисования пальчиком с практической деятельностью на каждом занятии;
– пальчиковая гимнастика;
– индивидуальная работа с детьми, в том числе в свободное от занятий время;
– организация выставок.

По результатам проделанной работы было проведено обследование, которое включало опрос – беседу с детьми, зачетное занятие по декоративному рисованию, анализ выполненных работ. Данные опроса – беседы показали, что у детей значительно расширились знания о народном искусстве Урала. В своих рисунках дети смогли передать поэтическую выразительность искусства Урала. Научились располагать узор на различных формах и шаблонах, правильно сочетать краски между собой, получать отличительную особенность росписи – разбел.

Большинство работ выполняется с хорошей техникой рисования пальчиком. Наблюдались попытки и желание детей рисовать более сложные элементы, составлять сложные композиции.

Примеры работ показаны на рис.1…9.

Рисунок 2 Рисунок 1 Рисунок 9

Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5

Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8

Технология внедрения.

Для успешной работы и получения требуемых результатов организуются необходимые условия, а именно: приобщение детей к искусству России и Урала, составной частью которой он является.

Сбор вещественного материала по Урало-Сибирской росписи: книги, образцы росписи (бумажные шаблоны различной формы с набором элементов на каждого ребенка, иллюстрации, фланелеграф с набором элементов для демонстрационного показа).

Наглядные пособия:

– схемы для составления узоров;
– наличие иллюстративного материала, предметов декоративно-прикладного искусства;
– образцы элементов (рис.10).
Рисунок 10

– схемы написания элементов росписи (рис.11);
Рисунок 11

Дидактический материал. Игры: “Составь узор”, “Составь роспись по схемам”.

Оборудованная изостудия, где дети пробуют себя в различных видах деятельности.

Наблюдая за окружающей средой, рассматривая образцы, рисунки с уральской росписью, предметы быта, в самостоятельной деятельности дети подражают мастерам, расписывая шаблоны “избушек”, “туесков”, “прялок”. Рассматривая книги об уральской росписи, копируют образцы народных художественных промыслов, а это способствует формированию твердости их выполнения и выработке навыков письма.

Дидактические игры служат для закрепления полученных знаний.

Используя фланелеграф, дети экспериментируют, придумывают узоры, помогают друг другу в их составлении.

Методические пособия помогают в работе для получения необходимых результатов художественной деятельности, в частности, имеется видеозапись по теме.

Такое сочетание средств обучения создает условия для, казалось бы, полного восприятия детьми народного искусства и освоения приемов нетрадиционной техники уральской росписи.

Известно, что творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно воздействует на психику человека, на его физическое здоровье. Использование нетрадиционной техники (пальцеграфии) помогает раскрыть и развивать в детях способность к воображению и творчеству. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок в творческом процессе, тем больше возможностей у ребенка преодолеть технические трудности рисования.

Дети чувствуют радость творчества, радость от встречи с прекрасным, удовлетворение от творческой деятельности.

У них значительно обогащается внутренний мир, укрепляется здоровье: физическое, психическое, нравственное.

Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. В детских дошкольных учреждениях еще недостаточно уделяется внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.