1. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Кто и как считает и измеряет время.
Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Материал: Игрушка Чебурашка; плетень, петушок. Макет солнечных часов, водяных, будильник, ширма. Магнитофон.
Ход:
Воспитатель (В): – Тихо-тихо, не шумите, только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?
Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт
Тик-так, тик-так?
(Звенит будильник)
– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома есть будильник? А зачем он нужен?
В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется. Кто это?
Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Раззвенелись, расшумелись, спать не дают.
В. – А за чем ты тут прячешься?
Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то крокодил Гена заставляет меня все делать по часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то заниматься.
А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда хочешь?
В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?
А какой предмет нам помогает делать все вовремя?
Без часов, как без рук. Часы – это прибор для измерения времени.
А часы, которые разбудили, называются – будильник.
Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все будильники. Раз и нету.
В. – Дети, а что будет, если исчезнут все будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные.
Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?
В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.
– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Начинаю колдовать.
Раз-два-три-четыре-пять!
Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?
Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).
– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.
А можно ли точное время определить по петушку?
А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?
– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: <<В них время течет>>.
Смотри, Чебурашка, как они устроены. (Показ макета) (Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило). Часы такие работали от воды, а значит, назывались как?
Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы, заводить их не надо, бежит и бежит водичка.
В. – А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы.
Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними пойду.
В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А как вы думаете, почему?
Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!
В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим тебя играть.
Физическая пауза:
Часы нам время измеряют. (Дети стоят)
Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)
Шагают часики все в такт.
Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)
И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)
За часом час, за годом год.
Чеб. – А как еще узнать время без часов?
В. - По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как?
А придумали такие часы в Древнем Риме.
Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой.
И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.
Как такие часы назывались?
А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?
Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?
А можно ли время остановить?
Можно остановить часы, но время было и будет всегда.
За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие.
Время идет вперед. (Звучит музыка <<Бьют часы на старой башне>>)
Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы отправимся в музей часов и обязательно возьмем Чебурашку.
А сейчас пришло время заняться другими делами.
2. Конспект занятия по познавательному развитию
Мир вокруг нас
Основы экологического воспитания.
Цель: Заложить основы экологического воспитания. Дать знания в области охраны природы. Активизировать познавательную деятельность в процессе общения с природой. Обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Формировать элементарные представления о целостности живой природы и человека.
Материалы к занятию: игрушка Старичок-лесовичок, бумажные муравьи, цветы, бабочка, иллюстрации деревьев. Изображение березок без листьев ( один лист на 4 человека.)
Иллюстрации к рассказу: пожилой человек, мальчик, цветок, экскаватор, мотоцикл дом, гусеница, клумба с цветами.
Ход.
Воспитатель (В) Ребята, я предлагаю отправиться в лес. Я заколдую нашу группу и она превратится в лесную полянку. Вы готовы? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.
Посмотрите, что за грозный старичок не пускает за порог?
Лесовичок (Лес) Я Старичок-лесовичок. Я к порядку привык. Я по лесу хожу за деревьями слежу, помогаю животным. В лес я вас не пущу.
Вы еще маленькие и порядков моих не знаете.
В. А ты, Лесовик, на нас не кричи, а о порядках своих расскажи.
Лес. Ладно, только сначала мои лесные загадки отгадайте.
1)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)
2)
Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (Муравейник)
3)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом? (Белка)
4)
Зимой спит, летом улья ворошит? (Медведь)
Если этих зверей в лесу встретите, вы их не пугайте, камнями и палками в них не кидайте. Мало их в лесу осталось.
В. Что ты, Старичок-лесовичок. Наши дети зверей обижать не будут.
Лес. Ну, ладно, идите, да под ноги смотрите!
В. А зачем под ноги смотреть?
Лес. А чтоб муравья или цветок какой-нибудь не раздавить.
В. Ребята, что- то я Лесовичка не поняла. А какая польза от муравьев?
Лес. Такая большая и не знаешь! Муравьи гусениц, тлю поедают. А не станет муравьев, гусеницы лес могут съесть.
В. Ну, а цветы, что их жалеть, вон их как много!
Лес. А ты у ребят спроси, может они знают? Запомните! Не станет цветов, Негде будет пчелкам нектар для меда собирать. Бабочкам отдохнуть будет не на чем. Пропадет красота. А без красоты сердце человека станет злым.
В. Пойдемте, ребята за Лесовичком.
Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб муравьев не испугать
И цветы нам не помять
Надо ноги поднимать.
(Дети совместно с воспитателем, ходят по ковру, перешагивая цветы, и муравьев)
Посмотрите, какая красивая лужайка, как много здесь деревьев. А какая от деревьев польза? (Дети рассматривают иллюстрации различных деревьев)
Лес. Как, какая? А вы разве не знаете, откуда стол пришел?
В. Стол? Из магазина!
Лес. А вот и нет, стол из леса пришел. И все предметы из дерева. Если вырубить все деревья, то и вещи деревянные пропадут. Посмотрите, сколько вокруг вещей из дерева. Сможете их назвать?
В. Ребята, я только стол деревянный вижу. А какие еще предметы у нас из дерева? Ой, Лесовик, а что случилось с этими березками?
(Воспитатель показывает детям изображение березы без листьев)
Лес. Ой, беда, беда! Недоглядел я старый. Глупые мальчишки птиц распугали вот гусеницы и съели листочки.
В. Ну, не плачь, Лесовик, наши дети сейчас помогут ожить березкам.
(Дети подходят к столам и рисуют листочки путем примакивания, на заготовленных листах бумаги с изображением дерева без листьев.)
В. Ребята, смотрите, цветы!
(На полу разложены цветы из бумаги, дети рассматривают их и говорят названия этих цветов: мак, одуванчик, ромашка, василек)
На лужайке у реки
Собрались в кружок цветы,
Желтые, синие, белые, красивые.
В. Лесовик, а мы знаем, как растут цветы. Сейчас мы тебе покажем.
Вырос высокий цветок на поляне. (Руки вертикально, ладони друг к другу)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы, округлить их)
Всем лепесткам красоту и питанье (Движение пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести)
(Пальчиковая игра)
Лесовик, я хочу сорвать эти цветы.
Лес. Стойте! Стойте! Вам понравилось в моем лесу гулять, красоту наблюдать?
В. Понравилось!
Лес. Ну вот, а завтра сюда другие придут, а полянка будет пустая. Лучше послушайте,
Я расскажу вам историю, как один цветок вернул радость больному человеку.
(Р ассказ сопровождается показом иллюстраций)
В городе посереди двора, рядом с улицей и большими домами вырос красивый цветок.
Когда он только пророс из земли, он не знал, какие опасности его ждут. То мотоцикл промчится, окутывая его пылью, то дети песком обсыплют, то машины горьким дымом чихнут.
– Фу, какая гадость!
Только в себя пришел, пыль стряхнул. Новая опасность. Экскаватор землю начал копать.
– Ой, упаду! Ой, пропаду!
Махал цветок зелеными листочками, но удержался, не сломался. А тут вдруг на стебелек гусеница залезла.
– Спасите! Помогите!
Но никто его не замечал, и не слышал. Но однажды шел мальчишка, увидел цветок наклонился и прогнал гусеницу.
– Сорву я этот красивый цветок и подарю старичку, который живет в этом доме. Он болен, и гулять не может. Сидит у окна, да за больное сердце держится.
– Не надо! Пожалей меня – прошелестел цветок.
– Полей меня, подсыпь земли, и я одарю тебя.
Жалко стало мальчику цветок. Помог он цветку. Окреп цветок и дал много семян.
Посадил малыш семена в землю, полил их.
Проснулся однажды старый человек, подошел к окну и улыбнулся, отошла боль от сердца. Весь двор был в цветах.
И понял малыш главное правило жизни:
Поймаешь бабочку, и она умрет на ладони.
Сорвешь цветок, и он завянет.
Красоту надо видеть сердцем.
В. Спасибо! Мы запомнили с ребятами, как нужно вести себя в лесу. Зверей не пугать, деревья не ломать, цветы не рвать.
Лес. Ну, тогда вам пора возвращаться в детский сад, а мне в лес!