Тема урока: Обзорный урок по теме “Весна” в 3-м классе.
Раздел: преподавание в начальной школе.
Предмет: природоведение.
Цели урока: обобщение знаний учащихся о характерных признаках весны в неживой и живой природе, их взаимосвязи и влияние на труд людей, формирование целостных представлений об окружающем мире и экологии, развитие познавательного интереса к предмету, речи, памяти, внимания, мышления, наблюдательности, воображения учащихся, уметь работать в коллективе, воспитание любви к природе и к Родине, умения понимать природу и её законы, чувствовать красоту, читать её язык, беречь её богатства, формирование нравственных черт характера и расширение кругозора детей.
Оборудование: 3 концентрические мишени, 3 коробки (в них горошина, усы земляники, куриное яйцо), эмблемы у детей и на мишенях, картины времен года, экологические сюжеты, комнатные растения - аспарагус, папоротник, традесканция, бегония, сансевьера, филлокактус, портрет М. Пришвина, химические стаканы, вода, спички, держатель, растворы серной кислоты, хлорида бария, спирт, магнитофон, аудиозаписи “Вальс” Е. Доги из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”, “Одинокий пастух” Дж. Ласта.
Форма урока: встреча в “Клубе эрудитов”.
Подготовка аудитории: на доске написано “Клуб эрудитов”, помещены три концентрические мишени с эмблемами команд, портрет М. Пришвина, столы стоят полукругом, остальное оборудование на столе учителя.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (звучит “Вальс” Е.Доги)
- Доброе утро, ребята! Я очень хочу, чтобы сегодняшний день был для вас действительно добрым и радостным, принес много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки и хорошее настроение.
-Наш урок по теме “Весна” будет проходить как встреча в “Клубе эрудитов”. Скажите, кого называют эрудитом? (Ответы детей). Подсчет баллов будет проводиться по правилам стрельбы в тире. В тире есть мишени, по ним стреляют из оружия. Оружием обычно бывает пистолет или винтовка. Мишенью служит фигура животного, мельница с вертящимися крыльями, или листок бумаги с концентрическими кругами. Ваш правильный ответ - это попадание в центр, в 5. Для каждой команды на доске находится своя мишень, где я буду отмечать ваши баллы. А оружием в нашем интеллектуальном тире будут смекалка, кругозор и точность ваших ответов. А что такое интеллект? (Ответы учащихся). Начинаем встречу команд “Клуба эрудитов”: первая команда “Утята”, вторая - “Котята”, третья - “Зайчата”.
2. 1-й тур “Интеллектуальный” (задаю вопросы командам)
1-й команде
1. Что такое весна?
2. Назвать весенние месяцы.
3. В каком месяце самые короткие дни, а в каком
длинные?
4. Были ли весной грозы? Когда?
5. Как изменяется небо от марта к маю?
6. Назвать главные признаки весны.
7. Что такое солнце и какова его роль?
2-й команде
1. На какие группы можно разделить все растения?
2. Какие изменения наблюдаются у растений весной?
3. Когда и на каких растениях вы заметили первые
листочки?
4. В каком месяце все деревья распустили листья?
5. Какой месяц обильно-цветущий?
6. Зачем цветам нужна окраска?
7. Назовите растения, занесенные в Красную книгу.
3-й команде
1. Назовите основные признаки животных.
2. Какие виды животных вы знаете?
3. Почему весной прилетают птицы?
4. Назовите животных, занесенных в Красную книгу.
5. Как изменилась жизнь домашних животных весной?
6. Какие работы выполняют люди весной?
7. Как нужно себя вести при посещении парка, гор,
леса?
(На мишенях отмечаю баллы).
3. 2-й тур “Следствие ведут знатоки”
1-й этап “Экологическая экспертиза”.
– Природа не любит шуток. Она правдива и серьезна. Ошибки происходят от людей. Представьте, что вы - эксперты. Вам необходимо провести экологическую экспертизу и дать заключение.
Для команды “Утята” экологический сюжет называется “Что с рекой?” (На доске рисунки, поясняющие экологическую ситуацию, такие, но поменьше, раздаются детям).
- Во время лесных каникул встретились на берегу реки Утёна и воробьишка Добряк. Наши герои подружились. Утёна плавала, а Добряк с удовольствием возился в песочке, выискивая букашек и червячков. Дружба птиц крепла. В следующие каникулы Добряк вновь появился на берегу реки. Он увидел, что вода в реке стала грязной, огромные трубы завода выливали в реку сточные воды. Но у самой воды Добряк заметил нечто непонятное, он подошел поближе и увидел… Утёну. “Что с тобой? Ну ты и раскрасилась, замаскировалась! К карнавалу готовишься? Так еще рано…”, - удивился Добряк. В ответ Утёна заплакала.
- Внимание! Слушайте мой вопрос: в чем проявилась жестокость людей и почему плачет Утёна? Составьте заключение экологической экспертизы для администрации завода.
Для команды “Котята” экологический сюжет называется “Беспокойство пчёлок”.
- Однажды в солнечный денёк на очень красивой полянке встретились две пчелы. Они радостно летали от цветка к цветку и собирали нектар. Говорит одна другой: “Посмотри, как много цветов! Мы сможем набрать здесь много вкусного нектара”. Вторая пчёлка ей отвечала: “Да, подружка, ты права. Это чудная полянка. Но меня одно беспокоит, мы не успеем”. Из автобуса высыпала группа ребят.
- Знатоки не могут не ответить на мой вопрос: “Почему, увидев ребят, пчелки загрустили? Какие рекомендации вы можете дать родителям и учителям этих ребят”?
Для команды “Зайчата” предлагаю экологический сюжет “Заботы Гоши и Маши”.
- Наступила весна. Вернулись из дальних стран старые знакомые грачи - Гоша и Маша. Маша увидела красивое большое дерево с широко идущими ветками. “Вот здесь будет наша уютная квартира”, - воскликнула она. Пока Гоша летал в поисках стройматериала для гнезда, ветер изменился. И дым от возвышающейся заводской трубы повернул в сторону дерева. Загрустила Маша. Слушаем внимательно вопрос: “Почему загрустила Маша и что может произойти с этой местностью из-за халатного отношения людей к природе?”
(На музыкальном фоне команды совещаются и готовят ответы. Каждая команда дает свое экспертное заключение. На мишенях выставляются баллы).
2-й этап исследовательской работы называется “Установите истину”.
- Для 1-й команды показываю закрытую коробку (в ней лежит яйцо). Здесь находится то, что называют началом всех начал. Появилось после горьких слез стариков и блеска драгоценного металла. Что здесь? Полминуты на размышление. (После ответа детей открываю коробку).
Знатоки, вам необходимо установить, почему весной запрещен отстрел птиц и зверей?
Слушаю ваш ответ
- Для 2-й команды. Вспомните, как размножаются растения? (Ответ детей). У меня в коробке то, что есть на лице казаков, граждан мужского пола кавказской национальности и есть на травянистых ягодных растениях. Установите истину. (После ответа детей открываю коробку, в ней лежит коробка поменьше, в которой лежат усы земляники).
- Для 3-й команды показываю закрытую коробку. Здесь находится простой, но довольно точный прибор для определения на королевскую кровь. Вызывает такую аллергию, что его чувствуют даже через 20 тюфяков и 20 перин. Знатоки должны определить, что в этой коробке? Полминуты на обсуждение и ваш вариант ответа (После ответа детей показываю горошину в коробке). Я даю вам это семя и вы должны ответить, как оно развивается? (После ответов на мишенях выставляются баллы).
3-й этап исследовательской работы “Назови комнатное растение”.
На столы каждой команде ставлю комнатные растения.
-Знатокам необходимо определить названия растений и их родину. Вам даётся полминуты на обсуждение. (После ответов детей выставляются баллы на мишенях).
4. Музыкальная пауза (физминутка).
5. 3-й тур “Школа фенологов”
– Скажите, кто такие фенологи? (Ответ детей).
–Вам задание: вспомнить народные приметы о
весне, прогноз погоды и урожая. (Отвечают по
одному участнику от команды).
– Какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?
(Ответы детей, выставление баллов).
6. 4-й тур “В гостях у фразеологизмов”.
– Я говорю фразу, а вы заменяете её одним словом, сохраняя смысл.
1-й команде “Утята”
Яблоку негде упасть (тесно).
Комар носа не подточит (безупречно).
Кот наплакал (мало).
2-й команде “Котята”
Идти черепашьим шагом (медленно).
Зарубить себе на носу (запомнить).
Как с гуся вода (все равно).
3-й команде “Зайчата”
Как сельдей в бочке (много).
Вертится как белка в колесе (быстро).
Слышно как муха пролетит (тихо).
(После ответов детей баллы выставляются на мишенях).
7. 5-й тур “Природа в художественной литературе”.
1-й команде “Утята”
1. Кто родился на лепестках цветка?
2. Кто спасал зайцев?
3. “Ну, не обессудь, кума! Больше потчевать нечем”
- (назвать произведение.)
4. В каких книгах живут эти волшебные герои:
медведь Балу, жар-птица?
2-й команде “Котята”
1. Кто летал на прутике?
2. На какой улице жил Незнайка?
3. Кому принадлежат слова: “Чего тебе надобно,
старче?”
4. “И никто даже с места не сдвинется, погибай,
пропадай, именинница”, - указать автора и
название произведения.
3-й команде “Зайчата”
1. Что пела коза своим козляткам?
2. Где вы встретите осла, кота, петуха и собаку?
3. Порода птиц, выведенных специально Бабой Ягой
для доставки ей на ужин непослушных маленьких
детей.
4. Кто помог Емеле осуществить его желания?
(После ответов командам выставляются баллы на мишенях).
8. Музыкальная пауза “Весеннее настроение” (физминутка)
9. 6-й тур “Блиц” - конкурс капитанов.
Я приглашаю к доске капитанов команд. Помощь команды можно взять только один раз.
Капитану 1-й команды
1. Назвать детский экологический журнал.
2. Кто из животных больше всех спит?
3. Кто самый медленный в животном мире?
4. Кто самый большой из млекопитающих?
5. Кто мороза не боится?
Капитану 2-й команды
1. Назвать самое крупное семя.
2. Назвать многочисленный класс животных.
3. Какое самое высокое дерево?
4. Кто носит детенышей в сумке?
5. Назвать самую крупную ягоду.
Капитану 3-й команды
1. Почему кукушка не выкармливает своих птенцов?
2. У кого самый большой язык?
3. Какой самый большой цветок?
4. Кто долгожитель в мире животных?
5. У каких деревьев есть иголки?
(Выставляются баллы на мишенях)
10.7-й тур “Музыка в природе”
- А вы слышали, как звезды поют? Наверное, слышали. И мне довелось. Однажды в ночном небе пели они. Одни - громко и торжественно, другие - тихо и задумчиво. Голоса их доносились со всех сторон нашего полушария, вливаясь в единый хор, хор звезд различной величины. А внизу лежала земля, разбуженная той песнью и очарованная ею. Наши дети утверждают, что в природе можно услышать музыку.
1-я команда - музыка весны (показывают картины весны).
У каждого времени года своя музыка. Первые мартовские проталины не могут похвастаться яркими, сочными красками, зато как стремительно своими невидимыми смычками начинает весна удивительную симфонию цветения. Каждый день доносит до нас новые, светлые звуки. И, повинуясь дирижёрской палочке весны, музыка природы становится радостной, солнечной, разноцветной.
2-я команда - музыка лета (показывают картины лета).
Наступает лето. В его щедрую, тёплую песню вливаются соловьиные трели, звон луговых колокольчиков. А золотые летние лучи на лепестках ромашек, как на клавишах рояля, не устают повторять свои солнечные ритмы. Никто из нас не слышал, как разговаривают, а тем более поют пескари, окуньки, форели. А если прислушаться, как плещутся они в голубых глазах речушек, как рассыпают своими хвостиками серебристые брызги по глади озёр, сразу станет ясно, что в природе все музыканты.
3-я команда - музыка осени (показывают картины осени).
А осень радует нас спелыми сочными плодами и яркими багряными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но пролетают дни за днями, и щедрый гимн урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, опадают на остывающую землю позолочённые осенью наряды каштанов и клёнов, небо распахнуто для журавлиного полёта. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой золотой красотой.
- Искренне благодарю за ваши музыкальные приветы из времен года. Выставляю баллы.
11. Итог урока.
- На уроках чтения мы знакомились с рассказами Михаила Пришвина. Певцом русской природы называют писателя. И патриотом своей Родины. Давайте вспомним отрывок из рассказа “Моя Родина”.
Дети читают хором: “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – степь, лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять свою Родину”.
- Знатоки нашего клуба изучают природу, любят и понимают, бережно относятся к ней. И я уверена, что каждый из вас станет патриотом нашей России.
А сейчас я вместе с капитанами команд, подсчитываю количество баллов на мишенях и определяю команду-победительницу сегодняшней встречи в “Клубе эрудитов”. (Объявление команды-победительницы, поздравление).
Для всех участников нашей встречи – сюрприз “Волшебные превращения”.
В средней школе вы будете изучать химию. И станете волшебниками. Некоторые чудеса я покажу вам сейчас. Могу ли я на несколько минут попросить у вас носовой платок? (Дети дают платок)
а) Несгораемый платок (платок смочить водой, отжать, затем смочить спиртом, закрепить в держателе и поджечь. Спирт сгорает, а платок остается целым и сухим).
– Возвращаю ваш платок, спасибо.
б) Получение “молока” из воды (из колбы в стакан наливаю раствор серной кислоты, имитируя воду, переливаю в другой стакан, на дне которого находятся несколько капель хлорида бария, получаю “молоко” - раствор белого цвета).
12. Заключительное слово учителя.
Подошла к концу наша встреча в “Клубе эрудитов”. Вы подарили мне вашими успешными ответами тепло и радость. Таинственный и чудесный мир природы ждет вас. Впереди много интересных и увлекательных уроков. Всем за урок спасибо! Кому урок понравился?
- Мне, и мне, и мне!