I. Организационный момент: социоигра “Будем знакомы”.
II. Деление на группы (по самоопределению родителей своего отношения к жизни):
-оптимисты,
-реалисты,
-пессимисты.
III. Работа в группах над вопросами:
1) Что такое здоровье?
По данным обследования только 5-7 % детей рождаются здоровыми, 2-3 % - имеют I группу здоровья. [1]
На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но, что такое здоровье? Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: ЗДОРОВЬЕ - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. [2]
2) Факторы, влияющие на состояние здоровья.
Причины или факторы, влияющие на состояние
здоровья:
20 % - наследственность,
20 % - экология,
10 % - развитие здравоохранения,
50 % - образ жизни.
Так давайте же будем бороться за эти 50 %, чтоб это были проценты здорового образа жизни.
3) Что такое ЗОЖ?
ЗОЖ:
1. Рациональное питание.
2. Соблюдение режима.
3. Оптимальный двигательный режим.
4. Полноценный сон.
5. Здоровая гигиеническая среда.
6. Благоприятная психологическая атмосфера.
7. Закаливание.
На последнем из компонентов ЗОЖ мы сегодня остановимся и поговорим немного подробнее.
4) Что такое закаливание?
Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.
В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.
IV. Анализ анкет.
Образец анкеты:[3]
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(нужное подчеркнуть)
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
- совсем не болеет,
- редко болеет,
- часто болеет.
2. Причины болезни:
- недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
- недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
- наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?
- да,
- нет,
- частично.
4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
- соблюдение режима,
- полноценный сон,
- достаточное пребывание на свежем воздухе,
- здоровая гигиеническая среда,
- благоприятная психологическая атмосфера,
- физические занятия,
- закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
- облегчённая форма одежды на прогулке,
- облегчённая одежда в группе,
- обливание ног водой контрастной температуры,
- хождение босиком,
- прогулка в любую погоду,
- полоскание горла водой комнатной температуры.
6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
- да,
- частично,
- нет.
7. Нужна ли Вам помощь детского сада?
- да,
- частично,
- нет.
Анализ анкет:
1.
ЧБД (часто болеющие дети) – 9,
РБД (редко болеющие дети) – 11.
2.
Этот вопрос вызвал затруднение при ответе:
7 из 20 - не ответили.
6 - недостаточное физ.воспитание в семье,
7 - наследственность, предрасположенность.
3.
2 – знают,
4 - не знают,
14 - частично знакомы.
4.
9 - на все обращать внимание,
11 – выборочно.
(6 человек исключили “закаливающие мероприятия”).
5.
Мнения разделились.
6.
3 – знают,
14 - частично знают,
3 - не знают.
7.
Единогласно – “нужна”.
V. Факторы природы и их значение. [2]
Вы уже знаете, что для закаливания организма мы используем факторы природы - это вода, солнце, воздух и земля.
а) Вода - водные процедуры (обтирание, полоскание горла, обливание, купание, “моржевание”). Температурное раздражение кожи водой оказывает тонизирующее и возбуждающее действие на нервную систему, кровообращение и дыхание.
б) Солнце - это мощный стимулирующий и закаливающий фактор. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже человека совершается ряд сложных процессов, в том числе образование витамина D. Солнечные лучи обладают бактерицидными свойствами, стимулируют деятельность нервной системы, повышают общий тонус, улучшают настроение и работоспособность. Но все это хорошо, если соблюдаются нормы и правила. (Кварцевание).
в) Самым доступным способом закаливания являются воздушные ванны, они доступны любому в любое время года. Воздушные ванны повышают обменные функции организма, укрепляют сосуды и нервы кожи, возбуждают работу нервной системы, улучшают работу сердца, повышают общий тонус организма.
г) Хождение босиком испокон веков использовалось для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждают пользу босохождения. Установлено, что на стопе человека при хождении босиком включается в работу 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными органами и системами организма.
При хождении босиком идет физическое воздействие на эти системы, осуществляется их массаж и, следовательно, стимуляция органов и систем.
В такт шагам ритмично меняется температура стопы, это стимулирует кровообращение, тренируется иммунная система, повышается способность организма противостоять воздействию на него холода. Постепенность - необходимое условие (хождение по ковру и полу, хождение по росе от ранней весны до поздней осени, хождение босиком по снегу).
д) Рациональная одежда - один из факторов, влияющих на закаливание. Правильно, по погоде одетый ребенок, никогда не подвергнется перегреву или переохлаждению.
VI. Как правильно одеть ребенка? [4]
Температура | Одежда детей в групповой комнате |
+ 23 ° С и выше | Тонкое хлопчатобумажное белье, легкое платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки. |
+ 21-22° С | Хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное платье или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы, для 3-4 -летних, гольфы для 5-7 летних. |
+ 18-20° С | Хлопчатобумажное белье, плотное х/б или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для 3-4 летних, гольфы для 5-7 летних. |
+ 16- 17°С | Хлопчатобумажное белье,
трикотажное или шерстяное платье, трикотажная
кофта с длинными рукавами, колготы, туфли (теплые тапочки). |
Температура | Одежда во время прогулки |
От + 6 ° С до - 2 ° С | Белье, платье (с рукавами), трикотажная кофта, колготы, рейтузы или комбинезон на тонком утеплителе, куртка или д/с пальто, легкие сапожки с носками или утепленные без носков. |
- 3-8°С | Белье, платье (с рукавами), трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто или утепленный комбинезон, носки, утепленные сапоги. |
-9-15°С | Белье, платье (с рукавами), трикотажная кофта (свитер), колготы, 2 пары рейтуз, зимнее пальто, утепленные сапоги с шерстяными носками. |
VII. “Справочное бюро здоровья”.
Допустим, что все вышесказанное используется и соблюдается, но наши дети все равно болеют. Так что же делать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы открываем “Справочное бюро здоровья”.
Вопросы мы будем выуживать из “проруби здоровья”:
1. Ваш ребенок кашляет. Какими народными средствами Вы пользуетесь? Поделитесь с нами рецептами.
2. Какие народные средства используете, если у Вашего ребенка насморк?
3. Ребенок жалуется на боль в горле. Мы готовы выслушать Ваши рецепты.
4. Ваш ребенок поранился, какими народными средствами Вы воспользуетесь?
5. Ваш ребенок промочил ноги. Ваши действия и методы профилактики?
6. У Вашего ребенка поднялась температура. Чем Вы пользуетесь, чтобы снизить температуру?
VIII. Музыкальная пауза - “Куда уходит детство”.
Перейдем к практической части нашего “круглого стола”:
1. Ходьба по “тропинкам здоровья”. “фото 1”
2. Растирание рукавичкой. “фото 2”
Авторский комплекс закаливающих упражнений
“Мы и котик закаляемся”
1.
Любит котик умываться,
Вместе с нами закаляться:
Лапку правую вперёд
Растирание рук
Он немножечко потрёт,
А потом наоборот -
Лапку левую потрёт.
2.
Грудку тоже моет чисто,
Быстро-быстро, быстро-быстро.
Растирание груди
Будет грудка чистой-чистой,
А не как у трубочиста.
3.
Котик грудку помыл,
К шее котик приступил:
Растирание шеи
Тёр он шею лапками,
Лапками-царапками.
4.
Котик шею вымыл тоже.
Ну, а уши - не похоже...
Растирание ушей
Уши тоже надо мыть,
А не с грязными ходить.
5.
Котик, котик, всё помыл?
Носик вымыть не забыл?
Растирание носа
Носик мой, носик мой -
Будет чистым носик твой!
6.
Лобик тоже не забудь.
Мой его ни как-нибудь:
Растирание лба
Потри его немножко
Ты — лапкой, мы - ладошкой.
7.
К ножкам будем приступать,
Будем ножки растирать.
Растирание ног
Моем ножки чисто, чисто -
Будут бегать ножки быстро.
8.
Повернёмся друг за другом -
В поезд превратимся мы.
Растирание спины
Спиночки потрём друг другу,
Потому что мы дружны.
9.
Котик с нами умывается,
Котик с нами закаляется,
Мы не будем болеть,
Будем вместе песни петь.
3. Бодрящая гимнастика.
4. Точечный массаж.
IX. Физические показатели правильного развития ребенка 4-5 лет.
Ребенку исполнилось 4 года, в нем многое изменилось. Изменились и его физические показатели.
В возрасте от 4 до 5 лет темпы роста немного
замедляются; ребенок за год в среднем вырастает
на 4-6 см, прибавка в весе до 2 кг.
Определять эти показатели нужно не реже 2 раз в
год.
Частота дыхания в минуту - 26 раз, к 5 годам - 25.
Средняя величина АД 93-110/48-63 мм рт. ст.
Частота пульса в минуту 91-100 ударов, к 5 годам - 86-98.
К 4 годам - 20 молочных зубов, в 5 лет - прорезывание первых постоянных зубов.
X. Чаепитие. Педагог рассказывает о пользе чая. [5]
XI. Анализ собрания:
Конверты с символами эмоционального состояния (рефлексия) как результат семинара практикума “рис. 1”:
веселое - 5 баллов,
адекватное ситуации - 4 балла,
хмурое - 3 балла.
Список литературы:
- Лекционные материалы курсов повышения квалификации по теме “Валеология в ДОУ”. – ИПК РО г. Архангельска, январь 2001 г.
- Смирнов А. Закаляйся, как сталь! – ж. “ОБЖ”, 2000, № 9.
- Белая К. Педагогический совет в дошкольном учреждении. – ж. “Дошк.воспитание”, 1991, № 12, с.29-30.
- Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. – ж. “Дошк. воспитание”, 1993, № 2, с.7-8.
- Синяков А. Пейте чай на здоровье! (рубрика “Это полезно знать”). – ж. “Дошк. воспитание”, 1993, № 9, с.95.