Воспитываем привычку к здоровому образу жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Организационный момент: социоигра “Будем знакомы”.

II. Деление на группы (по самоопределению родителей своего отношения к жизни):

-оптимисты,

-реалисты,

-пессимисты.

III. Работа в группах над вопросами:

1) Что такое здоровье?

По данным обследования только 5-7 % детей рождаются здоровыми, 2-3 % - имеют I группу здоровья. [1]

На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но, что такое здоровье? Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: ЗДОРОВЬЕ - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. [2]

2) Факторы, влияющие на состояние здоровья.
Причины или факторы, влияющие на состояние здоровья:

20 % - наследственность,

20 % - экология,

10 % - развитие здравоохранения,

50 % - образ жизни.

Так давайте же будем бороться за эти 50 %, чтоб это были проценты здорового образа жизни.

3) Что такое ЗОЖ?
ЗОЖ:

1. Рациональное питание.

2. Соблюдение режима.

3. Оптимальный двигательный режим.

4. Полноценный сон.

5. Здоровая гигиеническая среда.

6. Благоприятная психологическая атмосфера.

7. Закаливание.

На последнем из компонентов ЗОЖ мы сегодня остановимся и поговорим немного подробнее.

4) Что такое закаливание?

Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.

IV. Анализ анкет.

Образец анкеты:[3]

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(нужное подчеркнуть)

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

  • совсем не болеет,
  • редко болеет,
  • часто болеет.

2. Причины болезни:

  • недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
  • недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
  • наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?

  • да,
  • нет,
  • частично.

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

  • соблюдение режима,
  • полноценный сон,
  • достаточное пребывание на свежем воздухе,
  • здоровая гигиеническая среда,
  • благоприятная психологическая атмосфера,
  • физические занятия,
  • закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

  • облегчённая форма одежды на прогулке,
  • облегчённая одежда в группе,
  • обливание ног водой контрастной температуры,
  • хождение босиком,
  • прогулка в любую погоду,
  • полоскание горла водой комнатной температуры.

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

  • да,
  • частично,
  • нет.

7. Нужна ли Вам помощь детского сада?

  • да,
  • частично,
  • нет.

Анализ анкет:

1.

ЧБД (часто болеющие дети) – 9,

РБД (редко болеющие дети) – 11.

2.

Этот вопрос вызвал затруднение при ответе:
7 из 20 - не ответили.

6 - недостаточное физ.воспитание в семье,

7 - наследственность, предрасположенность.

3.

2 – знают,

4 - не знают,

14 - частично знакомы.

4.

9 - на все обращать внимание,
11 – выборочно.

(6 человек исключили “закаливающие мероприятия”).

5.

Мнения разделились.

6.

3 – знают,

14 - частично знают,

3 - не знают.

7.

Единогласно – “нужна”.

V. Факторы природы и их значение. [2]

Вы уже знаете, что для закаливания организма мы используем факторы природы - это вода, солнце, воздух и земля.

а) Вода - водные процедуры (обтирание, полоскание горла, обливание, купание, “моржевание”). Температурное раздражение кожи водой оказывает тонизирующее и возбуждающее действие на нервную систему, кровообращение и дыхание.

б) Солнце - это мощный стимулирующий и закаливающий фактор. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже человека совершается ряд сложных процессов, в том числе образование витамина D. Солнечные лучи обладают бактерицидными свойствами, стимулируют деятельность нервной системы, повышают общий тонус, улучшают настроение и работоспособность. Но все это хорошо, если соблюдаются нормы и правила. (Кварцевание).

в) Самым доступным способом закаливания являются воздушные ванны, они доступны любому в любое время года. Воздушные ванны повышают обменные функции организма, укрепляют сосуды и нервы кожи, возбуждают работу нервной системы, улучшают работу сердца, повышают общий тонус организма.

г) Хождение босиком испокон веков использовалось для профилактики и лечения многих заболеваний. Современная наука подтверждают пользу босохождения. Установлено, что на стопе человека при хождении босиком включается в работу 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными органами и системами организма.

При хождении босиком идет физическое воздействие на эти системы, осуществляется их массаж и, следовательно, стимуляция органов и систем.

В такт шагам ритмично меняется температура стопы, это стимулирует кровообращение, тренируется иммунная система, повышается способность организма противостоять воздействию на него холода. Постепенность - необходимое условие (хождение по ковру и полу, хождение по росе от ранней весны до поздней осени, хождение босиком по снегу).

д) Рациональная одежда - один из факторов, влияющих на закаливание. Правильно, по погоде одетый ребенок, никогда не подвергнется перегреву или переохлаждению.

VI. Как правильно одеть ребенка? [4]

Температура Одежда детей в групповой комнате
+ 23 ° С и выше Тонкое хлопчатобумажное
белье, легкое платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки.
+ 21-22° С Хлопчатобумажное белье,
хлопчатобумажное платье или
полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы, для 3-4 -летних, гольфы для 5-7 летних.
+ 18-20° С Хлопчатобумажное белье, плотное х/б или полушерстяное платье (рубашка) с длинным рукавом, колготы для 3-4 летних, гольфы для 5-7 летних.
+ 16- 17°С Хлопчатобумажное белье, трикотажное или шерстяное платье, трикотажная кофта с
длинными рукавами, колготы, туфли (теплые тапочки).

 

Температура Одежда во время прогулки
От + 6 ° С до - 2 ° С Белье, платье (с рукавами), трикотажная кофта, колготы, рейтузы или комбинезон на тонком утеплителе, куртка или д/с пальто, легкие сапожки с носками или утепленные без носков.
- 3-8°С Белье, платье (с рукавами), трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто или утепленный комбинезон, носки, утепленные сапоги.
-9-15°С Белье, платье (с рукавами), трикотажная кофта (свитер), колготы, 2 пары рейтуз, зимнее пальто, утепленные сапоги с шерстяными носками.

 

VII. “Справочное бюро здоровья”.

Допустим, что все вышесказанное используется и соблюдается, но наши дети все равно болеют. Так что же делать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы открываем “Справочное бюро здоровья”.

Вопросы мы будем выуживать из “проруби здоровья”:

1. Ваш ребенок кашляет. Какими народными средствами Вы пользуетесь? Поделитесь с нами рецептами.

2. Какие народные средства используете, если у Вашего ребенка насморк?

3. Ребенок жалуется на боль в горле. Мы готовы выслушать Ваши рецепты.

4. Ваш ребенок поранился, какими народными средствами Вы воспользуетесь?

5. Ваш ребенок промочил ноги. Ваши действия и методы профилактики?

6. У Вашего ребенка поднялась температура. Чем Вы пользуетесь, чтобы снизить температуру?

VIII. Музыкальная пауза - “Куда уходит детство”.

Перейдем к практической части нашего “круглого стола”:

1. Ходьба по “тропинкам здоровья”. “фото 1”

2. Растирание рукавичкой. “фото 2”

 

Авторский комплекс закаливающих упражнений

“Мы и котик закаляемся”

1.
Любит котик умываться,
Вместе с нами закаляться:
Лапку правую вперёд                                           Растирание рук
Он немножечко потрёт,
А потом наоборот -
Лапку левую потрёт.

2.
Грудку тоже моет чисто,
Быстро-быстро, быстро-быстро.
Растирание груди
Будет грудка чистой-чистой,
А не как у трубочиста.

3.
Котик грудку помыл,
К шее котик приступил:                                  Растирание шеи
Тёр он шею лапками,
Лапками-царапками.

4.
Котик шею вымыл тоже.
Ну, а уши - не похоже...
Растирание ушей
Уши тоже надо мыть,
А не с грязными ходить.

5.
Котик, котик, всё помыл?
Носик вымыть не забыл?                               Растирание носа
Носик мой, носик мой -
Будет чистым носик твой!

6.
Лобик тоже не забудь.
Мой его ни как-нибудь:                                    Растирание лба
Потри его немножко
Ты — лапкой, мы - ладошкой.

7.
К ножкам будем приступать,
Будем ножки растирать.                               Растирание ног
Моем ножки чисто, чисто -
Будут бегать ножки быстро.

8.
Повернёмся друг за другом -
В поезд превратимся мы.                                 Растирание спины
Спиночки потрём друг другу,
Потому что мы дружны.

9.
Котик с нами умывается,
Котик с нами закаляется,
Мы не будем болеть,
Будем вместе песни петь.

3. Бодрящая гимнастика.

4. Точечный массаж.

IX. Физические показатели правильного развития ребенка 4-5 лет.

Ребенку исполнилось 4 года, в нем многое изменилось. Изменились и его физические показатели.

В возрасте от 4 до 5 лет темпы роста немного замедляются; ребенок за год в среднем вырастает на 4-6 см, прибавка в весе до 2 кг.
Определять эти показатели нужно не реже 2 раз в год.
Частота дыхания в минуту - 26 раз, к 5 годам - 25.

Средняя величина АД 93-110/48-63 мм рт. ст.
Частота пульса в минуту 91-100 ударов, к 5 годам - 86-98.

К 4 годам - 20 молочных зубов, в 5 лет - прорезывание первых постоянных зубов.

X. Чаепитие. Педагог рассказывает о пользе чая. [5]

XI. Анализ собрания:

Конверты с символами эмоционального состояния (рефлексия) как результат семинара практикума “рис. 1”:

веселое - 5 баллов,

адекватное ситуации - 4 балла,

хмурое - 3 балла.

Список литературы:

  1. Лекционные материалы курсов повышения квалификации по теме “Валеология в ДОУ”. – ИПК РО г. Архангельска, январь 2001 г.
  2. Смирнов А. Закаляйся, как сталь! – ж. “ОБЖ”, 2000, № 9.
  3. Белая К. Педагогический совет в дошкольном учреждении. – ж. “Дошк.воспитание”, 1991, № 12, с.29-30.
  4. Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. – ж. “Дошк. воспитание”, 1993, № 2, с.7-8.
  5. Синяков А. Пейте чай на здоровье! (рубрика “Это полезно знать”). – ж. “Дошк. воспитание”, 1993, № 9, с.95.