Цель:
Познакомить детей с названием новой,
неизвестной им мерой длины – километр.
Дать представление об использование её на
практике, о соотношении с другими мерами длины;
Развивать умения логически анализировать
условие задачи и решать её;
Закреплять знания устной нумерации в
пределах 1000.
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к
окружающему миру. Стремиться идти вперёд,
развивая у себя внимание, честность, воображение,
наблюдательность и справедливость.
Оборудование: таблица мер длины; метр, сантиметр, миллиметр у каждого ученика на столе; наглядные пособия; таблицы №1 и 2.
Ход.
- Организационный момент:
- Программа действий (тема и цель урока)
Поздоровались с гостями;
Показали свою готовность к уроку, (дети
показывают ручку, резинку, карандаш, линейку)
Аккуратно и правильно сели, улыбнулись друг
другу.
Хором: “Давайте понимать друг друга с полуслова . Чтоб ошибившись раз не ошибаться снова”.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем строить дом. Разделимся на две команды. У каждого из вас на карте кирпичики – это поощрение за правильный ответ. Чья команда их больше наберёт – следовательно, она победит, т.е. построила дом добротный, красивый, уютный.
На доске пословицы и поговорки
“Дело мастера боится”.
“Под лежачий камень вода не течёт “.
Учитель: Какая из них нам больше всего подходит?
Дети: Обе!
Учитель: И какую из них мы возьмём с собой?
Дети: Первую!
Учитель: А построить дом нам поможет что?
Дети: Знание математики!
Учитель: Знание чего?
Дети: Единиц длины.
Задание №1. С чего начинается любое строительство?
Дети: Расчищаем площадку. Убираем мусор. Рисунок №1.
Учитель: На какие группы можно разбить эти фигурки?
Дети: По форме, по размеру, по построению
(Таблицу закрыть)
Учитель: Внимание! Вопрос. Сколько больших квадратов на таблице?
Дети: Один.
Учитель: Сколько треугольников?
Дети: Пять.
Учитель: Сколько грустных лиц?
Дети: Два
Учитель: Площадка готова.
(Вывешивает чистый лист)
Учитель: Следующий этап?
Дети: Вырыть траншею и заложить фундамент.
Учитель: А из чего делают фундамент?
Дети: Из бетона.
Учитель: Мы бетонщики.
Задание №2
Учитель: Вы сказали, что при строительстве дома нам очень понадобятся меры длины. Назовите их, начиная с самой маленькой.
Дети: Миллиметры, сантиметры, дециметры, метры.
(Учитель напоминает детям, что за правильный ответ необходимо положить в свой конверт кирпичик)
Учитель: Фундамент заложен.
(Вывешивается рисунок фундамента)
Учитель: Следующий этап?
Дети: Возводим стены.
А как называются люди, которые возводят стены?
Дети: Каменщики.
Задание №3
Учитель: Найдите на карте 1 мм и покажите.
(Нитки, дети должны догадаться, что её толщина составляет 1 мм)
Учитель: Что измеряют в миллиметрах?
Дети: Мелкие предметы, мелких животных: муравья, бабочку, божью коровку, паучка и т.д. На часовом заводе-детали.
Учитель: У вас на столе линейка. Покажите это расстояние на линейке.
Дети: Это расстояние от одного маленького штриха до другого.
Учитель: А где вы можете встретиться с миллиметрами?
Дети: Ширина ногтя. Кончик ручки и т.д.
Учитель: Найдите на парте 1см и покажите, что измеряют в сантиметрах?
Дети: Более крупные предметы: тетрадь, книга, стол…
Учитель: На линейке это?
Дети: Расстояние от 0 до 1; от числа до числа.
Разделяем крупный штрих.
Учитель: А в природе, где можно встретить сантиметры.
Дети: Это ширина фаланги пальца; это ширина ручки и т.д.
Учитель: Нашли 1 м и показали. Что можно измерять в метрах?
Дети: Крупные предметы. Длину, ширину доски, класса, окна, коридора, нашего дома и т.д.
Учитель: Где встречается?
Дети: Расстояние от кончиков пальцев до сгиба в локте.
Учитель: А какая единица измерения нам больше всего подойдёт при строительстве нашего дома?
Дети: Метр!
Учитель: Стены возведены. Вывешивается рисунок стен.
Практическая работа.
Дети измеряют рост друг друга.
III. Работа в тетради.
Учитель: Решим задачу устно. Миша прошёл от дома до школы 300 м, а Лёша на 700 м больше. Какое расстояние прошёл Лёша?
Учитель открывает таблицу №2
(На доске запись 1000 м = 1 км)
Учитель: Что измеряется в километрах?
Дети: Большие расстояния, расстояния между городами, странами и т.д.
Учитель: Готов ли наш дом? Чего не хватает?
Дети: Крыши.
Учитель: Чтобы установить, надо выполнить № 203.
Дети: А как называются люди, которые возводят крышу?
Учитель: Кровельщики.
Дети: Крыша готова (Вывешивают рисунок крыши)
Учитель: Задание было трудным. Вы хорошо поработали, теперь можно отдохнуть.
Физминутка “Радуга”.
На доске рисунок радуги. Дети выбирают цвет. На счет 1,2,3 забираются на вершину; 4,5,6 сидят на ней; 7,8,9,10 скатываются вниз.
Учитель: Что же еще предстоит сделать?
Дети: Поставить окна и рамы.
Задание №4 (№201 на доске).
Дети I и II бригады по очереди заполняют пропуски в примерах.
Учитель: №203(2)
Д/З Разбор домашнего задания
Учитель: Окна и двери вставили. Следующий этап.
Дети: Отделочные работы.
Задание №5. Самостоятельная работа.
1м…1см
2м 50см…2м 05см
1дм…1см
3м 02см…3м 2дм
Учитель: Много труда вложили строители, но не зря – дом получился красивый, добротный, уютный.
Учитель: Что нового узнали?
Дети: Новую единицу измерения – км.
Подсчитываются кирпичики в каждой бригаде. Выявляется бригада-победительница. Ей вручают цветы.
Учитель: Как вы украсили наш дом?
Посадили цветы, деревья. Будем за ним ухаживать. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Учитель: Пожелаем нашему дому.
(Дети держат руки над головой шалашиком).
И всем нашим гостям.
(Дети показывают в сторону гостей)
Много света в доме.
(Руки скрещены на груди)
Мир дому!
(Глаза вверх)
Покой дому!
(Глаза вниз)
Добро дому!
(Глаза вправо)
Любовь дому!
(Глаза влево)
Счастье дому!
(Глаза прямо)
Спасибо за урок!