Цикл занятий
“Мы в ответе за тех, кого приручили”
Цель:
Сформировать представления детей о разнообразии растений на Земле, их своеобразии и использовании человеком в разных целях (питании, лечении, украшении)
Предварительная работа:
- Чтение произведений: А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; Н. Усова “Лепестки”, “Тайны цветов”; Н. Павлова “Загадки цветов”.
- Чтение легенд о лекарственных растенях.
- Заучивание: А. Толстой “Колокольчики мои”, Е. Благинина “Одуванчики”.
- Познавательные занятия.
- Экскурсии и наблюдения (участок детского сада, лес, зимний сад).
- Посадка комнатных растений.
- Рисование на тему: “Мой любимый Цветок”, “Моя планета”, “Вход в мой дом”, “Планета Маленького принца”.
- Составление коллекции лекарственных растений.
I путешествие: “Зимний сад”
Задачи:
Обобщить знания детей о коллекциях растений зимнего сада (древовидные, папоротники, лианы, суккуленты). Уточнить сведения о коллекции суккулентов, особенностях их содержания и ухода. Развивать познавательный интерес. Побуждать детей, при описании растений, использовать образные выражения (эпитеты, сравнения и т.д.).
Структура и методические приемы:
Дети находятся в зимнем саду. Входит Маленький принц:
– Как называется эта планета? (Ответ детей)
– Но я был на Земле и видел там огромную пустыню, там только песок и камни. А здесь так много зелени, что это?
Рассказы детей о Земле:
а) многообразие климатических зон;
б) растения нашего Зимнего сада.
– Маленький принц, в нашем зимнем саду собраны растения с разных уголков нашей Земли, но больше всего здесь растений из влажных тропических лесов. Здесь собраны коллекции разных растений. Дети, расскажите об этих коллекциях.
Рассказы детей о коллекциях древовидных, лиан, папоротников.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о каком – нибудь одном растении (по выбору ребенка) по его “паспорту” (алгоритм описания растения и правил ухода за ними):
- жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.),
- родина,
- отношение к свету,
- требовательность к влаге,
- особенности ухода,
- меры предосторожности,
- использование растения (с декоративными листьями, красивоцветущее, ампельное, плодовое).
Рассматривание коллекции суккулентов.
Вопросы к детям:
– Откуда родом эти растения?
– Почему вы так думаете?
– Как они выживают в условиях пустынь и полупустынь?
– Чем эти растения непохожи на растения влажных тропических лесов?
– Нужны ли суккулентам в нашем зимнем саду длинные корни?
– Чем эти растения похожи друг на друга?
– Почему растения в зимнем саду не вырастают такие большие, как в природных условиях?
Маленький принц:
-Эти растения похожи на те, что я видел в пустыне, там они росли среди песка и камней. Это очень красиво: колючки и камни. Эти растения очень удобны в уходе: их не нужно поливать как мою розу.
Воспитатель:
– Дети, а нужно ли поливать пустынные растения в нашем зимнем саду?
– Почему?
Маленький принц:
– У вас замечательно красивый зимний сад. Мне бы хотелось тоже иметь сад на своей планете, но она такая маленькая. Лианы и фикусы на ней не поместятся, к сожалению.
Воспитатель:
– Не огорчайся, Маленький принц, у нас на Земле есть такое направление в цветоводстве: создание каменистых садов. Такой садик может быть совсем маленьким – миниатюрным, а выглядеть очень эффектно.
– Давайте сделаем для Маленького принца композицию из суккулентов и камней.
Составление композиции из суккулентов и камней по алгоритму:
- положить дренаж в горшочек,
- насыпать почву,
- сделать углубление в почве,
- полить,
- посадить черенок суккулента,
- прижать землю вокруг растений,
- полить.
Дети подбирают несколько растений, камешки по цвету, размеру. В процессе работы уточняем, что камни нужны не только для красоты, но и для сохранения влаги.
– Эта композиция совсем маленькая, ее можно будет поставить на потухший вулкан.
II путешествие :
Устройство клумбы “Цветочные часы” на участке детского сада
Задачи:
Познакомить детей с суточными особенностями растений на примере “цветочных часов”. Учить устанавливать зависимость между цветением и временем суток. Закреплять навыки ориентировки на местности, определения сторон света по солнцу, пользования приборами (компас, флюгер). Упражнять в самостоятельном планировании трудовой деятельности на основе алгоритма. Закреплять умение сеять семена растений, соблюдая экологические правила. Совершенствовать речь детей, разные ее виды (монолог - описание, диалог).
Структура и методические приемы:
Вопросы к детям
– На какой планете жил Маленький принц?
– Какое правило было главным в его жизни? (Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.)
– Что росло на планете Маленького принца? (Росла только одна роза, а баобабы он вынужден был уничтожить, как сорняки.)
– Теперь понятно, почему Маленький принц так восхищался нашим Зимнем садом. Но если бы он попал на участок нашего детского сада, я думаю, что ему и здесь очень понравилось бы.
– Какие растения растут на участке нашего детского сада? (Рассказы детей о деревьях, кустарниках, цветах).
– Что можно сделать, чтобы наш участок стал еще красивее? (Посадить цветы, поставить скамейки и т.п.)
– Какие цветы растут на нашем участке? (Многолетние, однолетние, первоцветы, лекарственные и др.)
Устройство клумбы “Цветочные часы”
– Оказывается, в природе есть немало растений, которые открывают и закрывают свои цветы в определенное время. Давайте сделаем с вами необыкновенную клумбу, по которой летом можно будет узнавать время.
– Выберем место для клумбы: оно должно быть солнечное, защищенное от холодных северных ветров. Для этого
а) определите стороны горизонта (по солнцу и компасу);
б) направление ветра (по флюгеру; если нет ветра – вспоминаем результаты предыдущих наблюдений за погодой);
в) готовим почву ( вскапываем, разравниваем).
Демонстрация модели “цветочные часы” (“рис. 1”).
– Какие растения мы посеем на клумбе? (Воспитатель предлагает посеять на клумбе семена календулы (ноготков) и льна – растения, по которым можно определить время, т.к. они приспособились открывать свои венчики в зависимости от положения солнца на небе, т.е. времени суток.)
Сравнение семян ноготков и льна, рассматривание иллюстраций цветущих растений, чтение рекомендаций по посеву и уходу.
Определение на клумбе места для каждого растения. Уточнение сочетания цвета растений во время цветения (голубой–желтый).
Посев семян по алгоритму: сделать бороздки, полить, посеять семена, заровнять бороздки.
Дети, Маленький принц говорил, что мы в ответе за тех, кого приручили. Что это значит? (Нам теперь необходимо ухаживать за своей клумбой.)
III путешествие: “Аптекарский огород”
Задачи:
Расширить знание и представления детей о применении растений в человеком. Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений. Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог). Воспитывать бережное отношение к растениям.
Структура и методические приемы:
Воспитатель:
– Дети, сегодня у нас снова в гостях Маленький принц.
– С какими свойствами растений мы познакомили Маленького принца? (Растения украшают помещение, участок. С помощью растений можно узнать время. Растениями питаются люди и животные.)
– У нас на участке есть растения, которые лечат.
Дети показывают Маленькому принцу аптекарский огород. Воспитатель загадывает загадку:
Что за чудо- цветок:
Желтый яркий лепесток,
От болезней помогает
И зверей в лесу пугает?
(зверобой)
Дети находят зверобой, рассказывают о его лекарственных свойствах.
– Зверобоем можно лечить многие заболевания. Зверобой в переводе с казахского языка означает “целитель ран”. На Руси зверобой считали травой от 99 болезней.
– Найдите на аптекарском огороде календулу. Ее народное название – ноготки.
– Почему ее так называют?
– Русское название ноготок объясняет сказка.
Давным-давно в одной бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморышем, потому что он был слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился за тридевять земель уму – разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Люди стали лечиться у Заморыша, ведь это был он, а к старой ворожее никто не шел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей, и завещал закопать после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Вырос на том месте золотистый цветок, который люди назвали ноготком. И лечит цветок – ноготок людей от многих болезней, и слава о чудесном цветке – ноготке по всему миру идет.
– Каким интересным свойством обладают цветы этого растения? (Цветок - часы)
Дидактическое упражнение “Душистые коробочки”:
– Многие лекарственные растения обладают чудесным запахом. Но у каждого растения он свой.
Предлагаю детям коробочки с душистыми травами (душица, чабрец, герань, монарда, мята перечная, календула).
– Найдите растение с таким же запахом на аптекарском огороде.
Воспитатель:
– Все растения аптекарского огорода лекарственные, а чем они отличаются. Давайте рассмотрим и сравним душицу и мяту перечную. (Дети рассматривают и сравнивают 2 растения: стебель, листья, цветы, запах)
Рассказы детей.
Воспитатель предлагает детям показать на огороде растение, которое им нравится больше всего, и рассказать о нем.
- жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.),
- родина,
- отношение к свету,
- требовательность к влаге,
- лечебные свойства,
- используемые части растения и время сбора,
- способы размножения и особенности ухода.
Рассказ медсестры о лечебных свойствах растений.
– На нашем аптекарском огороде растет много замечательных растений, и об их лекарственных свойствах нам сейчас расскажет наша медсестра.
Приготовление настоя из трав.
Дети готовят лекарственные сборы:
- Для лечения желудка: календула (цветы), зверобой (трава), мята перечная (листья), одуванчик (корни). По одной части заранее приготовленного сушеного сырья.
- Для лечения органов дыхания: чабрец, мята перечная, календула - по одной части.
Дегустация витаминного чая.
Подарок Маленькому принцу коллекции лекарственных трав.