Цели:
Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных глиняных игрушек;
Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого;
Развивающая: учить через образ выражать свое понимание истоков образов глиняных игрушек;
Задачи:
- Закрепить знания учащихся по лепке из куска, декорированию игрушек и семантике древних знаков.
- Создать любой образ, воплощающий космогонические представления наших предков и усилить его смысловое значение декорированием.
- Учить выявлять общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.
- Научить видеть общее в образах игрушек разных народов.
Методические приемы |
Оборудование |
|
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
||
1 . Вводный раздел. Постановка цели. Повторение пройденного. “Символика образов мироздания в народном искусстве” 2. Постановка проблемы. 3. Новая тема “Истоки образов глиняных игрушек” 4. Решение проблемы, ответы учащихся. |
Беседа по пройденному материалу, иллюстративный метод Запись на доске. Рассказ учителя; Демонстрация образцов и иллюстраций; Запись в тетради Беседа с учащимися, поиск решения проблемы, записи в тетради. |
Наглядное пособие “Древние знаки мироздания” Игрушки из м/фонда, наглядные пособия: “Трипольские богини плодородия” “Стилизованные образы птиц” Костяные амулеты “Утко-кони ” |
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Постановка практической задачи III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ выполненных работ, подведение итогов |
Объяснение, пояснение, индивидуальная работа с учащимися Самоанализ, анализ, выявление недостатков. Метод поощрения: Отбор лучших работ на выставку (в м/ф) |
Музыкальный фон.
Демонстрация работ |
План занятия
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Народное искусство упорно хранит тайну своей вечной молодости. Оно подобно сказочному Древу жизни не перестает обновлять крону свежей листвой и в толще ствола наращивать годовые кольца. Древо жизни не умирает как символ вечно обновляющейся природы. Так и народное искусство – оно живет вечно, сохраняя инерцию мышления отцов, дедов и прадедов.
Все художественное творчество в каждую эпоху отмечено устойчивыми образами и мотивами, которые одно поколение переняло у предыдущего, а то – от предшествующего. Анализу этих устойчивых образов мы посвятим сегодняшнее занятие.
Сообщается тема занятия.
Вниманию детей предлагается видеофильм, знакомящий их с абашевской, дымковской, филимоновской и жбанниковской глиняной игрушкой.
Ребята, вы посмотрели видеофильм, познакомились с некоторыми народными промыслами, какие же образы наиболее часто встречаются в глиняной игрушке?
Д: Женщины, кони, бараны, олени, птицы, Сирины, Полканы и т.д. (далее в тексте ответы детей выделены курсивом)
Вот выявление их истоков, первоначального смысла и идей, которые вкладывали в них наши предки, составляет цель нашего занятия. Но прежде чем мы перейдем к ней, давайте вспомним:
Как украшались эти игрушки? Какие символы мироздания вам известны?
(Ответы детей, по окончании демонстрация наглядного пособия “Древние символы мироздания”)
Наряду со знаковыми символами космогонии в традиционном искусстве гл. игрушки издавна выступают люди и животные Мы будем говорить о них достаточно долго, я прошу вас внимательно слушать думать и в конце разговора ответить на вопрос:
С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных образов в глиняной игрушке? (Запись на доске)
Женские образы.
Самые распространенные образы в гл. игрушке - женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц (демонстрация образцов). Причем такие фигурки характерны для искусства Ср. Востока, Балкан, Восточной Европы. На древних праславянских вещах они изображаются с VII в. до н.э. и олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай .Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала, страдала в пору засухи. Она принимала человека в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание образа Мать-земля… Мудрый наш предок соединил воедино два образа-земли и матери, два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому (обсуждение содержания нагл, пособия “Трипольские богини плодордия”). Дети отвечают на вопрос: “Почему ученые называют эти образы богинями плодородия?” – (Отпечатки зерен,знаки земли и засеяннгог поля).
Т.о. женские фигурки были тесно слиты с образами земли и женщины, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами весеннего солнца. Н-р, образ женщины с птицами в поднятых руках, трактуется как моление “матери сырой-земли” о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее плодородия (детям дается раздаточный материал, и предлагается в теч. 2-х минут знаками и символами подчеркнуть смысловое значение предложенного образа).
Конь.
Солнце для земледельца – это, прежде всего, свет, тепло, жизнь. Это и богатый урожай, а значит, и достаток, здоровье, счастье и благополучие. В народе говорили: “ Не земля хлеб родит, а солнце”. По представлению наших предков выезжало солнце на небо в колеснице, запряженной конями.
Часто в славянских преданиях эти кони - крылатые фантастические существа. Шерсть у них серебряная, хвост и грива – золотые, “из ноздрей пламя пышет, искры летят”. Скачет “выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает”. И наделен такой силой конь не случайно, ведь он – слуга жизнедающего светила и в тоже время его олицетворение. Отождествляли солнце с конем жители Ср. и Передней Азии. Так, Геродот писал о массагетах: “Быстрейшему из всех богов (солнцу) они посвящают быстрейшее животное (коней)”. В Месопотамии над скачущей лошадью всегда изображался знак солнца. Как олицетворение солнца конь может “помогать” произрастанию хлебов, травы деревьев, плодовитости животных и “ чадородию”женщин. Он – друг, помощник и советчик человека, (демонстрация образцов).
Днем служит солнцу конь, а вот ночью, когда солнцу нужно пересечь подземную реку, ему начинает служить утушка, или какая-либо другая водоплавающая птица. Вот поэтому-то утушка символизирует не только воду, но и солнце (демонстрация нагл, пособия, “Костяные амулеты “утко-кони””,с пояснением, что “утко-кони” являются круглосуточным оберегом).
Ну, а теперь ребята, взгляните на эту игрушку (демонстрация всадника на двуглавом коне). Ребятам предлагается внимательно осмотреть игрушку и найти в ней что-либо необычное, интересное (2 головы у коня, причем, головы разные - темная и светлая). Дети делают предположения, что может означать данный образ. Обобщив их ответы, сообщаю им, что у наших предков славян образ 2-х главого коня связан с весенним и осенним солнцем, с представлением о 2-х божественных существах близнецах, детях неба. А всадник на коне - воин, освобождающий весну от зимних оков, отпирающий весеннее солнце и вешние воды. Подчеркиваю, что образ появился благодаря смыслу, содержанию. Без него игрушка безмолвная форма.
Олень, лось, баран.
Олень-олицетворение солнца, неба. Причем, культ оленя более древний. Не случайно позднее, когда его сменил культ коня, на голове коня еще часто рисовали рога. На Среднем Востоке олень – “умирающее и воскресающее” солнечное божество ранних земледельцев. У скифов олень – солнце с сияющими золотыми рогами. Родственен оленю образ сохатого и барана. Частенько на боках этих игрушек рисовали большие буро-красные круги или огненные кресты. Баранам навивали большие рога, которые символизировали бесконечный бег солнца.
Кроме того, с этими образами было связано представление о довольстве и благе, а само слово “рогато” значило на севере жить в изобилии и богатстве.
Птица.
“Жавороночки, Перепелушки,
Птички-ласточки! Прилетите к нам!
Весну ясую,
Весну красную
Принесите нам!”
Так окликали парни и девушки весну в день весеннего солнечного равноденствия. Верили люди, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут “тепло-летушко”. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком.
Часто у славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Солнце представлялось птицей у др. германцев, индейцев Америки. Ученые считают, что крест в солярных знаках происходит от схематического изображения летящей птицы (демонстрация нагл. пособия, “Стилизованные образы птиц”, с пояснением). С появлением христианства образы птицы-солнца и утушки были заменены на Сирина, и Алконоста. Птицы радости и печали чаще всего составляют композицию с древом жизни, причем древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – символ добра и семейного счастья. А вся композиция в целом означала жизненное благополучие. Но птица Сирин встречается у славян гораздо чаще чем Алконост (показ образцов). Согласно легенде эта птица с головой девы обитала в райских садах и своим сладкоголосым пением усыпляла всех, кто попадал в этот сад. Даря Сирина, человек как бы желает такой же сладостной жизни как в раю. Т.о. в игрушке, птицы – посланцы солнца, обогревающие природу и передающие ей плодородящее начало солнца.
Полкан.
Интересный и загадочный персонаж в глиняной игрушке – Полкан. На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему “невоображаемую резвость и быстроту”. Про него говорилось как про огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди – Ярилы-летнего.
Т.о. Полкан олицетворяет, возможно Солнце и его производительную силу, дающую урожай крестьянским нивам, но это еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Это – выразительный и емкий образ тихой несокрушимой силы народной.
Мы с вами познакомились с наиболее распространенными образами глиняных игрушек. Теперь давайте попробуем четко и кратко выделить, что они олицетворяют.
После небольшой беседы составляется таблица (запись на лоске и в тетрадях):
- Женщина – олицетворение земли, плодородия, урожая
- Конь – светило, солнце, плодородие
- Олень, лось , баран – небо и солнце, довольство и благо
- Птица – солнце, небо, воздух
- Утушка – вода и влага небесная
- Полкан – солнце и силы добра
- Сирин – добро и благополучие
Ну а теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: “С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных глиняных игрушек?” После обсуждения в тетрадях записывается вывод: Все игрушки, тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека, с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего “рода - племени”, его благополучии и довольстве.
Помимо этого ребятам предлагается ответить на вопрос: “Чем объясняется, что люди разных стран даже не подозревающие о существовании друг друга представляют мироздание в почти одинаковых символах и образах?”. (Сходство процессов отражения природы в сознании людей).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Ребятам предлагается представить себя в роли мастера-игрушечника, живущего в начале XX-го века и:
1. Создать любой образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.
2. Усилить смысловое значение образа декорированием.
Дети готовятся к занятию. Во время
подготовки глины к работе (проминка) ставится
несколько вопросов, уточняющих задание:
а) какие способы декорирования могут быть
использованы при выполнении задания (процарапывание,
налепы, художественная роспись, роспись ангобами);
б) поскольку работа должна быть представлена в
законченном виде ребята определяют какой способ
декорирования им следует исключить? (Худож.
роспись, т.к. ею можно воспользоваться только
после обжига);
в) какой способ лепки является наиболее
подходящим для выполнения этого задания? (Лепка
из куска).
Ребята работают на фоне легкой народной музыки. Педагог работает индивидуально с каждым ребенком, консультирует и, при необходимости, помогает.
По окончании рассматриваются все работы. Каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, что задумал, как подчеркнул смысловое звучание. Ребята анализируют ее, дают оценку тому, что и как удалось в работе.
В заключение они совместно с педагогом отбирают лучшие работы на выставку в мастерской. Педагог дает оценку работы группы.
Оборудование для педагога:
Видеофильм, образцы игрушек, наглядные пособия, раздаточный материал, магнитофон.
Оборудование для детей:
Альбомы (тетради), карандаши, ручки.
Стеки, ангобы, кисти, доски для глины, глина, тряпки, турнетки.
Список литературы:
- Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка . Л., 1986 г.
- Некрасова М. А.. Народное искусство как часть культуры. N1,1983 г.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М, 1988 г.
- Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.