Истоки образов глиняных игрушек

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Обучающая: учить выявлять истоки образов традиционных глиняных игрушек;
Воспитательная: воспитывать в ребятах чувство бережного отношения к духовной культуре прошлого;
Развивающая: учить через образ выражать свое понимание истоков образов глиняных игрушек;

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся по лепке из куска, декорированию игрушек и семантике древних знаков.
  2. Создать любой образ, воплощающий космогонические представления наших предков и усилить его смысловое значение декорированием.
  3. Учить выявлять общую идею, связывающую воедино образы и сюжеты, запечатленные в глине.
  4. Научить видеть общее в образах игрушек разных народов.

Методические приемы

Оборудование

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1 . Вводный раздел. Постановка цели. Повторение пройденного. “Символика образов мироздания в народном искусстве”

2. Постановка проблемы.

3. Новая тема “Истоки образов глиняных игрушек”
а) объяснение учителя;
б) практическая работа по декорированию (разд. материал);

4. Решение проблемы, ответы учащихся.

Беседа по пройденному материалу, иллюстративный метод

Запись на доске.

Рассказ учителя; Демонстрация образцов и иллюстраций;

Запись в тетради

Беседа с учащимися, поиск решения проблемы, записи в тетради.

Наглядное пособие “Древние знаки мироздания”

Игрушки из м/фонда, наглядные пособия: “Трипольские богини плодородия” “Стилизованные образы птиц” Костяные амулеты “Утко-кони ”

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Постановка практической задачи
2. Практическая работа

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ выполненных работ, подведение итогов

Объяснение, пояснение, индивидуальная работа с учащимися

Самоанализ, анализ, выявление недостатков. Метод поощрения: Отбор лучших работ на выставку (в м/ф)

Музыкальный фон.

 

Демонстрация работ

 План занятия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Народное искусство упорно хранит тайну своей вечной молодости. Оно подобно сказочному Древу жизни не перестает обновлять крону свежей листвой и в толще ствола наращивать годовые кольца. Древо жизни не умирает как символ вечно обновляющейся природы. Так и народное искусство – оно живет вечно, сохраняя инерцию мышления отцов, дедов и прадедов.

Все художественное творчество в каждую эпоху отмечено устойчивыми образами и мотивами, которые одно поколение переняло у предыдущего, а то – от предшествующего. Анализу этих устойчивых образов мы посвятим сегодняшнее занятие.

Сообщается тема занятия.

Вниманию детей предлагается видеофильм, знакомящий их с абашевской, дымковской, филимоновской и жбанниковской глиняной игрушкой.

Ребята, вы посмотрели видеофильм, познакомились с некоторыми народными промыслами, какие же образы наиболее часто встречаются в глиняной игрушке?

Д: Женщины, кони, бараны, олени, птицы, Сирины, Полканы и т.д. (далее в тексте ответы детей выделены курсивом)

Вот выявление их истоков, первоначального смысла и идей, которые вкладывали в них наши предки, составляет цель нашего занятия. Но прежде чем мы перейдем к ней, давайте вспомним:

Как украшались эти игрушки? Какие символы мироздания вам известны?

(Ответы детей, по окончании демонстрация наглядного пособия  “Древние символы мироздания”)

Рисунок 1

Наряду со знаковыми символами космогонии в традиционном искусстве гл. игрушки издавна выступают люди и животные Мы будем говорить о них достаточно долго, я прошу вас внимательно слушать думать и в конце разговора ответить на вопрос:

С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных образов в глиняной игрушке? (Запись на доске)

Женские образы.

Самые распространенные образы в гл. игрушке - женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц (демонстрация образцов). Причем такие фигурки характерны для искусства Ср. Востока, Балкан, Восточной Европы. На древних праславянских вещах они изображаются с VII в. до н.э. и олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай .Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала, страдала в пору засухи. Она принимала человека в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание образа Мать-земля… Мудрый наш предок соединил воедино два образа-земли и матери, два жизнеутверждающих начала, дающих жизнь всему живому (обсуждение содержания нагл, пособия “Трипольские богини плодордия”). Дети отвечают на вопрос: “Почему ученые называют эти образы богинями плодородия?” – (Отпечатки зерен,знаки земли и засеяннгог поля).

Рисунок 2

Т.о. женские фигурки были тесно слиты с образами земли и женщины, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами весеннего солнца. Н-р, образ женщины с птицами в поднятых руках, трактуется как моление “матери сырой-земли” о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для ее плодородия (детям дается раздаточный материал, и предлагается в теч. 2-х минут знаками и символами подчеркнуть смысловое значение предложенного образа).

Рисунок 3

Конь.

Солнце для земледельца – это, прежде всего, свет, тепло, жизнь. Это и богатый урожай, а значит, и достаток, здоровье, счастье и благополучие. В народе говорили: “ Не земля хлеб родит, а солнце”. По представлению наших предков выезжало солнце на небо в колеснице, запряженной конями.

Часто в славянских преданиях эти кони - крылатые фантастические существа. Шерсть у них серебряная, хвост и грива – золотые, “из ноздрей пламя пышет, искры летят”. Скачет “выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает”. И наделен такой силой конь не случайно, ведь он – слуга жизнедающего светила и в тоже время его олицетворение. Отождествляли солнце с конем жители Ср. и Передней Азии. Так, Геродот писал о массагетах: “Быстрейшему из всех богов (солнцу) они посвящают быстрейшее животное (коней)”. В Месопотамии над скачущей лошадью всегда изображался знак солнца. Как олицетворение солнца конь может “помогать” произрастанию хлебов, травы деревьев, плодовитости животных и “ чадородию”женщин. Он – друг, помощник и советчик человека, (демонстрация образцов).

Днем служит солнцу конь, а вот ночью, когда солнцу нужно пересечь подземную реку, ему начинает служить утушка, или какая-либо другая водоплавающая птица. Вот поэтому-то утушка символизирует не только воду, но и солнце (демонстрация нагл, пособия,  “Костяные амулеты “утко-кони””,с пояснением, что “утко-кони” являются круглосуточным оберегом).

Рисунок 4

Ну, а теперь ребята, взгляните на эту игрушку (демонстрация всадника на двуглавом коне). Ребятам предлагается внимательно осмотреть игрушку и найти в ней что-либо необычное, интересное (2 головы у коня, причем, головы разные - темная и светлая). Дети делают предположения, что может означать данный образ. Обобщив их ответы, сообщаю им, что у наших предков славян образ 2-х главого коня связан с весенним и осенним солнцем, с представлением о 2-х божественных существах близнецах, детях неба. А всадник на коне - воин, освобождающий весну от зимних оков, отпирающий весеннее солнце и вешние воды. Подчеркиваю, что образ появился благодаря смыслу, содержанию. Без него игрушка безмолвная форма.

Олень, лось, баран.

Олень-олицетворение солнца, неба. Причем, культ оленя более древний. Не случайно позднее, когда его сменил культ коня, на голове коня еще часто рисовали рога. На Среднем Востоке олень – “умирающее и воскресающее” солнечное божество ранних земледельцев. У скифов олень – солнце с сияющими золотыми рогами. Родственен оленю образ сохатого и барана. Частенько на боках этих игрушек рисовали большие буро-красные круги или огненные кресты. Баранам навивали большие рога, которые символизировали бесконечный бег солнца.

Кроме того, с этими образами было связано представление о довольстве и благе, а само слово “рогато” значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Птица.

“Жавороночки, Перепелушки,
Птички-ласточки! Прилетите к нам!
Весну ясую,
Весну красную
Принесите нам!”

Так окликали парни и девушки весну в день весеннего солнечного равноденствия. Верили люди, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут “тепло-летушко”. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком.

Часто у славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Солнце представлялось птицей у др. германцев, индейцев Америки. Ученые считают, что крест в солярных знаках происходит от схематического изображения летящей птицы (демонстрация нагл. пособия,   “Стилизованные образы птиц”, с пояснением). С появлением христианства образы птицы-солнца и утушки были заменены на Сирина, и Алконоста. Птицы радости и печали чаще всего составляют композицию с древом жизни, причем древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – символ добра и семейного счастья. А вся композиция в целом означала жизненное благополучие. Но птица Сирин встречается у славян гораздо чаще чем Алконост (показ образцов). Согласно легенде эта птица с головой девы обитала в райских садах и своим сладкоголосым пением усыпляла всех, кто попадал в этот сад. Даря Сирина, человек как бы желает такой же сладостной жизни как в раю. Т.о. в игрушке, птицы – посланцы солнца, обогревающие природу и передающие ей плодородящее начало солнца.

Рисунок 5

Полкан.

Интересный и загадочный персонаж в глиняной игрушке – Полкан. На груди его часто рисовалось лучистое солнышко. Полкан родственен древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. Славяне почитали Полкана полубогом и приписывали ему “невоображаемую резвость и быстроту”. Про него говорилось как про огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла. В народе образ Полкана – образ богатыря, одерживающего верх над силами стужи и тьмы и освобождающего от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца. Различают образ молодого Полкана-Ярилы-весеннего, и бородатого пожилого с лучистым солнцем на груди – Ярилы-летнего.

Т.о. Полкан олицетворяет, возможно Солнце и его производительную силу, дающую урожай крестьянским нивам, но это еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Это – выразительный и емкий образ тихой несокрушимой силы народной.

Мы с вами познакомились с наиболее распространенными образами глиняных игрушек. Теперь давайте попробуем четко и кратко выделить, что они олицетворяют.

После небольшой беседы составляется таблица (запись на лоске и в тетрадях):

  • Женщина олицетворение земли, плодородия, урожая
  • Конь светило, солнце, плодородие
  • Олень, лось , баран небо и солнце, довольство и благо
  • Птица солнце, небо, воздух
  • Утушка вода и влага небесная
  • Полкан солнце и силы добра
  • Сирин добро и благополучие

Ну а теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: “С чем, с какими явлениями жизни человека связано появление традиционных глиняных игрушек?” После обсуждения в тетрадях записывается вывод: Все игрушки, тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека, с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего “рода - племени”, его благополучии и довольстве.

Помимо этого ребятам предлагается ответить на вопрос: “Чем объясняется, что люди разных стран даже не подозревающие о существовании друг друга представляют мироздание в почти одинаковых символах и образах?”. (Сходство процессов отражения природы в сознании людей).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 Ребятам предлагается представить себя в роли мастера-игрушечника, живущего в начале XX-го века и:

1. Создать любой образ народной игрушки, отвечающий представлениям наших предков о мироздании.

2. Усилить смысловое значение образа декорированием.

Дети готовятся к занятию. Во время подготовки глины к работе (проминка) ставится несколько вопросов, уточняющих задание:
а) какие способы декорирования могут быть использованы при выполнении задания (процарапывание, налепы, художественная роспись, роспись ангобами);
б) поскольку работа должна быть представлена в законченном виде ребята определяют какой способ декорирования им следует исключить? (Худож. роспись, т.к. ею можно воспользоваться только после обжига);
в) какой способ лепки является наиболее подходящим для выполнения этого задания? (Лепка из куска).

Ребята работают на фоне легкой народной музыки. Педагог работает индивидуально с каждым ребенком, консультирует и, при необходимости, помогает.

По окончании рассматриваются все работы. Каждый ребенок рассказывает о своей игрушке, что задумал, как подчеркнул смысловое звучание. Ребята анализируют ее, дают оценку тому, что и как удалось в работе.

В заключение они совместно с педагогом отбирают лучшие работы на выставку в мастерской. Педагог дает оценку работы группы.

Оборудование для педагога:

Видеофильм, образцы игрушек, наглядные пособия, раздаточный материал, магнитофон.

Оборудование для детей:

Альбомы (тетради), карандаши, ручки.
Стеки, ангобы, кисти, доски для глины, глина, тряпки, турнетки.

Список литературы:

  1. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка . Л., 1986 г.
  2. Некрасова М. А.. Народное искусство как часть культуры. N1,1983 г.
  3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М, 1988 г.
  4. Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.