Занимательные задания в обучении математике

Разделы: Математика


Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков.

Д.Пойа

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным.

Под занимательностью на уроке понимают те компоненты урока (способы подачи учебного материала, а иногда и организации обучения), которое содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановке учения.

В дидактике и методике математике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.

Во-первых, всю занимательность обучения, следуя К.Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительней «внешней» и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

В-третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. [2]

Поскольку стаж моей педагогической работы невелик, то занимательных приемов в обучении математике у меня немного. Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, придерживаясь все время академического стиля строгих определений. Поэтому для лучшего запоминания того или иного правила, определения я на уроке использую стихи, сказки.

Урок в 5 классе

Тема: Распределительное свойство умножения.

Цели: изучить распределительное свойство умножения; научить применять распределительное свойство умножения для упрощения выражений; развить наблюдательность и память.

1. Организационный момент

Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях веселый заяц, но он не только веселый, но и умный. Зайчик вас будет проверять и оценивать. На доске висит рисунок с забавным зайцем. Рядом с этим рисунком примеры для устного счета.

2. Устный счет

Первое задание, которое приготовил вам этот заяц, быстро вычислить следующие примеры.

63 * 7 = ______;

14 * 8 = ______;

72 * 6 = ______;

44 * 3 = ______;

24 * 9 = ______;

120 * 5 = ______;

132 * 3 = ______;

Ученики считают данные примеры, при этом каждый объясняет, как он считал.

24 * 9 = 20 * 9 + 4 * 9 = 180 + 36 = 216.

Обычно еще в начальной школе ученики знакомятся с подобным способом устного счета

3. Изучение нового материала

Зайчик задает вам ребята следующий вопрос.

На доске записана задача: Насколько больше ног у 17 котят, чем у 17 цыплят?

Предложите два способа решения задачи.

Ученик: (4 - 2) * 17 = 34 или 17 * 4 - 17 * 2 = 34.

Какой вывод можно сделать?

Ученик: Ответ один и тот же.

То есть, чтобы разность умножить на число, можно это число умножить на уменьшаемое и на вычитаемое, а потом от полученного первого результата вычесть второй. Это есть распределительное свойство умножения относительно вычитания.

Затем учитель просит учеников прочитать правило по учебнику.

Найдите значение выражения.

5 * (4 + 2) = 30.

А теперь каждое слагаемое суммы умножьте на этот множитель и найдите значение полученного выражения.

5 * (4 + 2) = 4 * 5 + 2 * 5 = 20 + 10 = 30.

Какой же вывод можно сделать?

Ученик: Ответ один и тот же.

То есть, чтобы сумму умножить на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты. Это есть распределительное свойство умножения относительно сложения.

Ученики читают правило по учебнику и стараются запомнить.

Затем учитель спрашивает одного ученика. Как правило, у ученика не получается точно сформулировать данное правило. Тогда учитель предлагает послушать сказку, которую ему рассказал умный заяц.

«В домике живут бабушка и дедушка, чтобы никого не обидеть в праздники подарки надо подарить и бабушке, и дедушке».

5 * ( 4 + 2 ) = 5 * 4 + 5 * 2

Затем, учитель еще раз просит прочитать по учебнику правило и сформулировать данные правила.

Учитель возвращается к устным примерам.

Ребята, зайчик утверждает, что пример 24 * 9 = 132 * 3 = ______, можно вычислить более рациональным способом, нежели вы предложили. Предложите этот способ.

24 * 9 = 24 * (10 - 1) = 240 - 24 = 216.

4. Тренировочные упражнения

Ученики решают номера из учебник [1]  № 546 (а, б, в, г, д, е); № 547 (в, г, а);  № 548 (а, б).

5. Обучающая самостоятельная работа

Ученикам выдают два листа бумаги и копировку. На первом листе записаны задания, и его ученик затем отдает учителю на проверку, а второй, с ответами, остается для проверки самому ученику. Перед началом работы по одному ученику каждого варианта вызываются решать задание за доской. После выполнения самостоятельной работы, учитель собирает верхние листочки, открывает решение учеников, которые решали за доской. Проверяет их с объяснением всех ошибок.

Затем, «зайчик» объявляет результаты самостоятельной работы.

Нет ошибок - оценка 5.

Одна ошибка - оценка 4.

Две или три ошибки - оценка 3.

Если вы допустили больше трех ошибок, то вам нужно быть более внимательным и больше решать.

Вариант - 1.

1. Найдите значение выражения наиболее удобным способом.

а) 49 * 15 + 51 * 15;

б) 9 * 90 + 9 * 10;

в) 28 * 160 - 28 * 60;

г) 58 * 22 - 28*22.

2. Раскройте скобки.

а) (6 + а) * 7;

б) 5 * (10 - х).

Вариант - 2.

1. Найдите значение выражения наиболее удобным способом.

а) 58 * 18 + 42 * 18;

б) 8 * 80 + 8 * 20;

в) 27 * 140 - 27 * 40;

г) 56 * 28 - 36 * 28.

2. Раскройте скобки.

а) (5 + у) * 12;

б) 10 * (а - 4).

6. Итог урока

Зайчик решал примеры, но волк стер часть решения. Помогите зайчику. Опираясь на распределительное свойство умножения, запишите такие числа, чтобы равенства были верными.

1) 5 * (10 + 6) =  ______ + ______;

2) ( + 11 ) * 3 = 21 + ______;

3) 4 * ( ______ + ______) = 16 + 20;

4) (7 + 8) * ______  =  70 + ______;

5)  ______* (11 - 7) =  ______ - 21;

6) (______- 12) * 5 = 150 - ______.

7. Домашнее задание

Сочинить продолжение сказки. Почему в одном случае стоит знак плюс, а в другом минус 596; № 611(а).

Ученики предложили следующие вариант продолжения сказки.

«Когда в скобках стоит плюс мы узнаем стоимость подарков бабушки и дедушки вместе, а если минус, то мы узнаем, насколько подарки бабушки дороже подарков для дедушки. Бабушка - женщина, а для женщины подарки всегда дороже.

Литература

1. Н.Я. Виленкин. Математика 5-й класс.

2. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике.