Урок химии в 10-м классе: "Химические свойства алкенов и алкинов"

Разделы: Химия


Тип урока: Комбинированный.

Образовательные задачи

Главная – сформировать представление о главном свойстве непредельных углеводородов – реакции присоединения симметричных и несимметричных реагентов (на основе правила В.В. Марковникова).

Сопутствующая – продолжать формирование умений и навыков составления уравнений реакций (на примерах реакциях присоединения). Контролировать и корректировать умения составлять формулы изомеров, решать расчетные задачи, извлекать информацию при наблюдении за химическим демонстрационным опытом, конструировать модели органических соединений.

Развивающие задачи

Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать свойства алкенов, алкинов с алканами на основе их строения. Развивать абстрактное мышление, используя сведения о строении алкенов и алкинов в ходе практической работы, логически излагать свои мысли.

Развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся, используя данные о применении изучаемых явлений и веществ в отрасли народного хозяйства.

Воспитывающие задачи

Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений (показывая многообразие органических соединений).

Методы: частично-поисковый, рефлексия, фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, демонстрационный опыт.

Оборудование: таблица “Предельных углеводородов”, таблица-схема “Химические свойства алкенов, алкинов”, CD-диск “Органическая химия”, мультимедийный комплекс, пробирки, штатив, газоотводная трубка, хлоркальциевая трубка, спиртовки – 2, штатив, пластилин, спички.

Реактивы: концентрированная серная кислота, вода, этиловый спирт, CaCI2.

План урока № 1

Этапы урока

Содержание

I . Организационный (время 3 мин). Приветствие. Постановка задач урока.
II. Подготовительный (время 10 мин). Проверка домашнего задания. Актуализация полученных ранее знаний.
III. Основной (время 20 мин). Изложение нового материала.

1. Общая характеристика химических свойств алкенов и алкинов.

2. Реакции окисления.

3. Присоединение симметричных реагентов.

IV. Закрепление (время 7 мин). 1. Рефлексия.

2. Закрепление знаний, умений и навыков в виде упражнения (незаполненная цепочка превращений).

3. Оценки.

Ход урока № 1

I. Приветствие, постановка задач урока.

II. Проверка домашнего задания:

1. Для вещества привести формулы изомеров состава C6H12 и C6H10.

2. Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества

– по относительной плотности газообразного вещества,
– по плотности самого углеводорода.

III. Изложение нового материала.

  1. – Общая характеристика химических свойств алкенов и алкинов показана на плакате (таблица № 1). Углеводороды содержат ?-связь, которая непрочная (легко разрывается), значит, условия реакции мягкие, (протекание стимулируется катализаторами). Поэтому разрыв связи идет по ионному типу: А/В >А+ + В- , т.е. на атомах углерода, при кратной связи возникают частичные “+” и “– ” заряды.

Таблица № 1. Общая характеристика химических свойств алкенов и алкинов

Таблица 1

– Из таблицы можно сделать следующий вывод: углеводороды с кратной связью вступают в реакции окисления, присоединения, полимеризации.

2. Окисление:

а) – Вспомните определение реакции горения. Самостоятельно запишите уравнение реакции горения ацетилена (демонстрационный опыт). Запишите наблюдения.

б) – Окисление с помощью окислителя KMnO4, условная запись – [О]. Качественная реакция на этилен! Розовый раствор обесцвечивается.

Формула

3. – Рассмотрим реакции присоединения симметричных реагентов. Обратите внимание на таблицу, где изображена схема реакций присоединения (таблица № 2 показывается с помощью компьютерного проектора).

Таблица № 2. Реакции присоединения к углеводородам с одной кратной связью (непредельные углеводороды)

Таблица 2

– Почему реагенты называются симметричными?

– Посмотрите на запись первого уравнения реакции. Запишите ее в тетрадь и укажите вид этой реакции. Вы видите, что вид реакции – гидрирование. Какие реакции называются гидрированием? Слово “гидрирование” подчеркните. Сформулируйте определение реакции гидрирования. Запишите определение (присоединение водорода).

– Запишите вторую реакцию – присоединения брома. Как называется реакция?

Br2 – это галоген, значит, как в общем виде эта реакция может называться?

Она является качественной реакцией на этилен и ацетилен.

Ш: бромирование, галогенирование.

– Если проследить по схеме, мы можем увидеть генетическую связь. Алкины —> алкены—>алканы.

– А как получить из алкана —> алкен или алкин?

Ш: Реакцией дегидрирования – отщеплением молекулы водорода.

– Итак, что мы изучили?

Ш: реакции окисления, присоединение симметричных реагентов.

IV. Закрепление.

– Дана цепочка превращений:

Рисунок 1

Запишите уравнения реакций (Выборочная проверка тетрадей).

План урока №2

Этапы урока

Содержание

I. Подготовительный (время 2 мин). Постановка задач урока.
II. Основной (время 21 мин). Изучение нового материала:
  1. Реакции присоединения несимметричных реагентов.
  2. Правило В.В. Марковникова.
III. Закрепление знаний, умений и навыков (время 7 мин).

Практическая работа с шаростержневыми моделями.

IV. Итоговый (время 10 мин).

1.Обобщение знаний.

2. Оценки.

3. Домашнее задание.

Ход урока № 2

I. – Задачи урока:

1. Присоединение несимметричных реагентов.
2. Правило В.В. Марковникова.

II. – Запишите уравнение присоединения хлороводорода на примере пропена.

Рисунок 2

– Почему водород присоединяется к атому углерода с частично положительным зарядом? А хлор к атому углерода с частично отрицательным зарядом?

– Это присоединение объяснил наш русский ученый (ученик Бутлерова А.М.) В.В. Марковников, он сформулировал правило. Запишите его: “Атом водорода присоединяется к более гидрированному атому углерода при кратной связи”. По аналогии “Богатеет – богач!”. “Это правило и подтвердила в последующем электронная теория. Так как мы рассматриваем несимметричное перекрытие, из этого мы можем сделать вывод, что происходит смещение p–связи (э/о(Н) <э/о(С)) на атомах углерода которые, ее образуют. Вследствие этого на атомах углерода возникают частичные заряды – они и определяют направление присоединения.

– Посмотрим механизм этой реакции (нуклеофильное присоединение) с помощью компьютерного проектора (CD “Органическая химия 10–11 класс” учебный комплекс для средней школы. Под редакцией А.В. Соловова, Г.И. Дерябиной. СамГАУ .D:\ Chem 1\ flash\ AdE).

– А теперь проверим, как вы усвоили это правило на примере реакции гидратации пропена. Продиктуйте эту реакцию (пропанол–2).

– При помощи этой реакции (гидратации алкенов) получают этиловый спирт (этанол), который используется в народном хозяйстве.

III  Практическая работа с шаростержневыми моделями из пластилина.

Методика проведения:

1. Запись уравнения реакции.
2. Конструирование модели исходного углеводорода.
3. Конструирование модели продукта реакции.

Задания:

1 ряд. Этин, реакция гидрирования.
2 ряд. Этен, реакция галогенирования.
3 ряд. Пропен, реакция дегидрирования.

IV.

– В какие реакции вступают углеводороды с кратной связью?
– Что образуется в результате реакции горения?
– Какие реакции являются качественными на алкены и алкины?
– Вступают ли углеводороды с кратной связью в реакцию замещения?
– Можно ли из алкина получить алкен, а затем алкан?
– Какое правило сформулировал В.В. Марковников?
– Как определить направление присоединения несимметричных реагентов?

Домашнее задание:

1. Теория.

2. Составить уравнения реакций гидрогалогенирования (HBr), гидратации (Н2О): бутен–1, бутен–2, (4 уравнения).

3. Dвозд(алкена)=2, 414; выведите формулу.

4. ?(алкена)=1,875 г/л (н.у.); выведите формулу.