Тип урока: Комбинированный.
Образовательные задачи
Главная – сформировать представление о главном свойстве непредельных углеводородов – реакции присоединения симметричных и несимметричных реагентов (на основе правила В.В. Марковникова).
Сопутствующая – продолжать формирование умений и навыков составления уравнений реакций (на примерах реакциях присоединения). Контролировать и корректировать умения составлять формулы изомеров, решать расчетные задачи, извлекать информацию при наблюдении за химическим демонстрационным опытом, конструировать модели органических соединений.
Развивающие задачи
Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать свойства алкенов, алкинов с алканами на основе их строения. Развивать абстрактное мышление, используя сведения о строении алкенов и алкинов в ходе практической работы, логически излагать свои мысли.
Развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся, используя данные о применении изучаемых явлений и веществ в отрасли народного хозяйства.
Воспитывающие задачи
Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений (показывая многообразие органических соединений).
Методы: частично-поисковый, рефлексия, фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, демонстрационный опыт.
Оборудование: таблица “Предельных углеводородов”, таблица-схема “Химические свойства алкенов, алкинов”, CD-диск “Органическая химия”, мультимедийный комплекс, пробирки, штатив, газоотводная трубка, хлоркальциевая трубка, спиртовки – 2, штатив, пластилин, спички.
Реактивы: концентрированная серная кислота, вода, этиловый спирт, CaCI2.
План урока № 1
Этапы урока |
Содержание |
I . Организационный (время 3 мин). | Приветствие. Постановка задач урока. |
II. Подготовительный (время 10 мин). | Проверка домашнего задания. Актуализация полученных ранее знаний. |
III. Основной (время 20 мин). | Изложение нового материала. 1. Общая характеристика химических свойств алкенов и алкинов. 2. Реакции окисления. 3. Присоединение симметричных реагентов. |
IV. Закрепление (время 7 мин). | 1. Рефлексия. 2. Закрепление знаний, умений и навыков в виде упражнения (незаполненная цепочка превращений). 3. Оценки. |
Ход урока № 1
I. Приветствие, постановка задач урока.
II. Проверка домашнего задания:
1. Для вещества привести формулы изомеров состава C6H12 и C6H10.
2. Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества
– по относительной плотности газообразного вещества,
– по плотности самого углеводорода.
III. Изложение нового материала.
- – Общая характеристика химических свойств алкенов и алкинов показана на плакате (таблица № 1). Углеводороды содержат ?-связь, которая непрочная (легко разрывается), значит, условия реакции мягкие, (протекание стимулируется катализаторами). Поэтому разрыв связи идет по ионному типу: А/В >А+ + В- , т.е. на атомах углерода, при кратной связи возникают частичные “+” и “– ” заряды.
Таблица № 1. Общая характеристика химических свойств алкенов и алкинов
– Из таблицы можно сделать следующий вывод: углеводороды с кратной связью вступают в реакции окисления, присоединения, полимеризации.
2. Окисление:
а) – Вспомните определение реакции горения. Самостоятельно запишите уравнение реакции горения ацетилена (демонстрационный опыт). Запишите наблюдения.
б) – Окисление с помощью окислителя KMnO4, условная запись – [О]. Качественная реакция на этилен! Розовый раствор обесцвечивается.
3. – Рассмотрим реакции присоединения симметричных реагентов. Обратите внимание на таблицу, где изображена схема реакций присоединения (таблица № 2 показывается с помощью компьютерного проектора).
Таблица № 2. Реакции присоединения к углеводородам с одной кратной связью (непредельные углеводороды)
– Почему реагенты называются симметричными?
– Посмотрите на запись первого уравнения реакции. Запишите ее в тетрадь и укажите вид этой реакции. Вы видите, что вид реакции – гидрирование. Какие реакции называются гидрированием? Слово “гидрирование” подчеркните. Сформулируйте определение реакции гидрирования. Запишите определение (присоединение водорода).
– Запишите вторую реакцию – присоединения брома. Как называется реакция?
Br2 – это галоген, значит, как в общем виде эта реакция может называться?
Она является качественной реакцией на этилен и ацетилен.
Ш: бромирование, галогенирование.
– Если проследить по схеме, мы можем увидеть генетическую связь. Алкины —> алкены—>алканы.
– А как получить из алкана —> алкен или алкин?
Ш: Реакцией дегидрирования – отщеплением молекулы водорода.
– Итак, что мы изучили?
Ш: реакции окисления, присоединение симметричных реагентов.
IV. Закрепление.
– Дана цепочка превращений:
Запишите уравнения реакций (Выборочная проверка тетрадей).
План урока №2
Этапы урока |
Содержание |
I. Подготовительный (время 2 мин). | Постановка задач урока. |
II. Основной (время 21 мин). | Изучение нового материала:
|
III. Закрепление знаний, умений и навыков (время 7 мин). |
|
IV. Итоговый (время 10 мин). |
|
Ход урока № 2
I. – Задачи урока:
1. Присоединение несимметричных реагентов.
2. Правило В.В. Марковникова.
II. – Запишите уравнение присоединения хлороводорода на примере пропена.
– Почему водород присоединяется к атому углерода с частично положительным зарядом? А хлор к атому углерода с частично отрицательным зарядом?
– Это присоединение объяснил наш русский ученый (ученик Бутлерова А.М.) В.В. Марковников, он сформулировал правило. Запишите его: “Атом водорода присоединяется к более гидрированному атому углерода при кратной связи”. По аналогии “Богатеет – богач!”. “Это правило и подтвердила в последующем электронная теория. Так как мы рассматриваем несимметричное перекрытие, из этого мы можем сделать вывод, что происходит смещение p–связи (э/о(Н) <э/о(С)) на атомах углерода которые, ее образуют. Вследствие этого на атомах углерода возникают частичные заряды – они и определяют направление присоединения.
– Посмотрим механизм этой реакции (нуклеофильное присоединение) с помощью компьютерного проектора (CD “Органическая химия 10–11 класс” учебный комплекс для средней школы. Под редакцией А.В. Соловова, Г.И. Дерябиной. СамГАУ .D:\ Chem 1\ flash\ AdE).
– А теперь проверим, как вы усвоили это правило на примере реакции гидратации пропена. Продиктуйте эту реакцию (пропанол–2).
– При помощи этой реакции (гидратации алкенов) получают этиловый спирт (этанол), который используется в народном хозяйстве.
III Практическая работа с шаростержневыми моделями из пластилина.
Методика проведения:
1. Запись уравнения реакции.
2. Конструирование модели исходного углеводорода.
3. Конструирование модели продукта реакции.
Задания:
1 ряд. Этин, реакция гидрирования.
2 ряд. Этен, реакция галогенирования.
3 ряд. Пропен, реакция дегидрирования.
IV.
– В какие реакции вступают углеводороды с кратной связью?
– Что образуется в результате реакции горения?
– Какие реакции являются качественными на алкены и алкины?
– Вступают ли углеводороды с кратной связью в реакцию замещения?
– Можно ли из алкина получить алкен, а затем алкан?
– Какое правило сформулировал В.В. Марковников?
– Как определить направление присоединения несимметричных реагентов?
Домашнее задание:
1. Теория.
2. Составить уравнения реакций гидрогалогенирования (HBr), гидратации (Н2О): бутен–1, бутен–2, (4 уравнения).
3. Dвозд(алкена)=2, 414; выведите формулу.
4. ?(алкена)=1,875 г/л (н.у.); выведите формулу.