Конспект похода "Путешествие к птичьим кормушкам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Изостудия для дошкольников “Цветик-Семицветик” работает по образовательной программе “Здравствуй, Мир, мы пришли!” В основу программы заложены принципы, разработанные Л.С.Выготским: принцип единства воспитания и обучения детей; индивидуальный подход к каждому ребенку; соответствие содержания обучения и воспитания возрастным особенностям ребенка.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, включает в себя следующие разделы: рисование, лепка, аппликация, поделки из природного материала. Особое место в программе отведено экскурсиям и походам. Дети 5–7 лет способны не только различать, но и описывать, анализировать свойства предметов и явлений, поэтому наряду со сказкой, пространством для путешествий становятся природные пространства: река, лес, луга. Ребенок должен чувствовать себя активным деятелем, постоянно открывать что-то новое, приобщаться к жизни взрослых. Современные дети все больше времени проводят у экрана телевизора или компьютера, они мало двигаются. По данным Министерства Здравоохранения России в стране 14% здоровых детей, 35% – больные дети, 50% – дети с различными отклонениями. Потребность в движении в дошкольных учреждениях удовлетворяется лишь на 20 35 %. [1] Походы и экскурсии расширяют кругозор детей, удовлетворяют детское любопытство, способствуют укреплению физического и духовного здоровья дошкольников. Мы придумываем необыкновенные путешествия, где дети становятся непосредственными участниками событий. На первый план выдвигается идея самоценности дошкольного периода детства, в течение которого ребенку необходимо обеспечить его полноценное проживание. Темы 2–3 часовых пеших походов: “ Весенний разлив на реке”, “Как нарисовать запах черемухи””, “ О чем шуршат опавшие листья?”, “В поисках клада”, “Чудо-дерево”, “Путешествие к птичьим кормушкам”. Родители являются активными помощниками в организации и проведении походов, они понимают важность этой работы, которая выражается во взаимопонимании и взаимопомощи в нестандартных ситуациях

Занятие “Путешествие к птичьим кормушкам”. 2-х часовой пеший поход в лесопарковую зону г. Йошкар-Олы.

Цель: формирование бережного, заботливого отношения к живой природе, чувства ответственности за слабых и незащищенных, гордости за свои поступки.

Задачи: формирование экологической культуры, развитие умения видеть красоту окружающего мира, эмпатийности, наблюдательности и физической выносливости; сплочение детского и родительского коллектива.

Предварительная работа:

1) Разучивание стихотворения А. Яшина “Покормите птиц” с использованием знаково-символических изображений, которые дети придумывают совместно с педагогом.
2) Знакомство с картой местности и с условными обозначениями, изображенными на ней.
3) Изготовление карт-схем с планом местности и указанием ориентиров движения на каждого ребенка.
4) Инструкции родителям.

Методические приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям проблемно-поискового характера, обследование осязательно-двигательным и обонятельно-вкусовым путем коры и игл кедра, кормление птиц с рук, сюрпризный момент, чтение стихов о зиме родителями и детьми.

Оборудование: карты-схемы, цветные ленточки, санки, лыжи, письмо Деда Мороза, мешок с подарками, зерно для кормления птиц.

Ход занятия: в назначенный день, в назначенном месте собираются дети и родители с лыжами и санками. Пока компания собирается можно покататься с горки.

Педагог: – Добрый день, уважаемые родители и дети. Сегодня мы отправляемся с вами в поход к птичьим кормушкам. Вы не забыли взять с собой корм для птиц?.. Прежде чем отправиться в путь, вам нужно получить карты-схемы. Они помогут отыскать дорогу. Цветные ленточки на ветках послужат ориентиром и не дадут вам заблудиться. Отправляемся в путь! (В пути команда сделает две остановки. Первая остановка – посадки кедра. Педагог сообщает детям, что кедры не растут в наших лесах, их посадили люди специально. Многие дети видят кедры впервые. Обратить внимание на то, что деревья достаточно молоды, им около 50 лет, в обхвате ствол 50–60 см. Длинные, зеленые иглы мягче, чем иглы сосны или ели.)

Педагог: – Ребята, давайте снимем рукавички и погладим стволы кедров, что чувствуют ваши пальчики? Кора деревьев шероховатая, она не гладкая как кожа наших рук, но выполняет такую же защитную работу, предохраняя дерево от вредителей, от перепадов температуры воздуха. Поэтому кору деревьев необходимо оберегать от травм: нельзя делать надрезы ножом, вбивать гвозди в ствол и т.д. Давайте попробуем пожевать иглы кедра. Что напоминает вам этот вкус? (Жевательная резинка, зубная паста и др.)

Педагог: – Как вы думаете, сколько лет живут деревья? Они могут жить до 600 лет – это в несколько раз больше продолжительности жизни человека. Вторая остановка – берег реки Малая Кокшага. Обратить внимание детей на то, что река скована льдом. Тихо и бело кругом, ветви деревьев склонились под тяжестью снега. Красоту русской зимы воспевали в своих произведениях поэты и художники. Педагог: уважаемые родители и дети, давайте вспомним какие картины о зиме вы знаете? Давайте послушаем стихотворение С. Есенина “Пороша” (читают родители).

Педагог: ребята, давайте посмотрим на карты, мы совсем близко от того места, где люди каждую зиму устраивают кормушки для птиц. Птицы привыкли к людям и могут брать зерна прямо с ладони, мы сейчас подойдем к этому месту тихо-тихо, чтобы не напугать птиц. Дети устраиваются поудобнее и долго стоят с протянутой ладонью, ждут. Те, кому повезет больше, ощутят у себя на ладошке холодные, цепкие лапки смелой синички. Детям приходится сдерживать свои эмоции, какое-то время они молча наблюдают за птицами. Педагог: ребята, посмотрите, на ветке дерева какое то письмо, давайте его прочитаем. На конверте надпись “Детям от Деда Мороза”. Дети вскрывают конверт, читают: “ Спасибо, добрые люди, вы позаботились о птицах. Им сейчас холодно и голодно в лесу, потому что им трудно найти корм. За то, что вы бережно относитесь к живой природе, я для вас приготовил подарки. Найдите место в лесу, где я оставил мешок. Он находится в сугробе, в десяти шагах налево от кормушек”. Дети отправляются на поиски мешка с подарками. Каждый участник похода получает из мешка сладкий подарок и открытку с изображением лесных птиц.

Педагог: ребята, давайте скажем спасибо птицам, Деду Морозу, зимнему лесу, друг другу и отправимся обратно в город. По дороге к остановке троллейбуса дети и родители делятся впечатлениями, обсуждают увиденное. Педагог: дети, что страшнее для птиц зимой, холод или голод?... Молодцы! Не забывайте, что птиц нужно подкармливать в течение всей зимы! До свидания !