Тема: Памятные места Москвы.
Цель: Обобщить знания, полученные на уроках, развивать умение связно и выразительно передавать полученную информацию, развивать речь, воспитывать уважение, чувство гордости за свой город, развивать интерес к истории родного края.
Оформление доски: Плакат с фотографиями памятных мест города (фотографии старой Москвы, Красная площадь, Царь-колокол, Царь-пушка, Соборная площадь, Вечный огонь)
Ход урока:
1. Сообщение темы урока, постановка цели.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по памятным местам нашего родного города.
Путешествие откроет нам ученик, стихотворением, которое он прочтет наизусть.
2. Повторение и обобщение.
Чтение стихотворения А.Мей. Москва
Далеко в глубь веков уходит корнями древняя история Москвы. Что означает само слово “Москва”?
Как город получил своё название? (Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй – город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. “Москва” переводится “река-кормилица”, “река-медведица”, “коровья река”. Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности.
“Мо” – мокрость “ва” – вода “Моска” – болото.)
(В старой былине название города связывают с последними словами богатыря русского, Ильи Муромца.Смерть настигла его под холмом на берегу реки. И слова богатыря дали имя той реке. “Надо мощь ковать” – будто гул прошёл. Второй раз дошёл только “Мощь кова”. А на третий “Мос кова” И стали звать то место и ту реку – Москва.)
На доске надпись:
Начинается земля, как известно, от Кремля…
Кто может объяснить слово “Кремль”?
Ответы учеников:
1.Слово “Кремль” происходит от древнерусского “Кром” – так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом высоком месте.
2. Московский Кремль был расположен на очень удобном месте – Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву. Из какого материала был первый кремль? (Из дерева) Но у дерева есть опасный враг – огонь. И Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее.
3. Я хочу прочитать отрывок из Произведения Н.Кончаловской “Наша древняя столица”.
На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снуёт:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену,
Строит башни и мосты
Внук Ивана Калиты.
Н. Кончаловская
Учитель: И был построен Кремль из белого камня. Москву стали называть белокаменной. Намного позже Кремль построили из кирпича в том виде, какой он сейчас. Стены у Кремля длиной 2км, возвышается 20 башен, 5 из них – проездные с воротами.
Кто знает, какая башня считается главной? (Спасская)
Чем она отличается от других башен? (Куранты )
Отгадайте загадку:
Дети, закрывайте ушки,
Сейчас будет выстрел … (пушки)
Какая пушка никогда не стреляла? (Царь-пушка)
Эта пушка раньше стояла на Красной площади для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки, декоративные, их не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое. Пушка предназначалась для стрельбы мелким каменным дробом.
Длина - 5м 34см
Наружный диаметр ствола – 120см
Калибр - 890мм
Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, оригинальными поясами, надписями. Может быть кто-то из вас был в Кремле и видел ещё какой-то памятник? (Выслушать ответы детей)
Посмотри, подружка!
Рядом с Царём-пушкой
Недалеко, ну около
Другой царь, но …(колокол)
Ученик рассказывает о памятнике, показывает фотографии.
История этого колокола началась с того, что задумала однажды российская империатрица Анна Иоановна отлить самый большой колокол, чтобы не было ему равного во всём мире. Вызвались отлить колокол два русских мастера – отец и сын, Иван и Михаил Моторины. Целых три года готовились они к отливке и работали с ними сто помощников: плотников, чеканщиков, литейщиков. Наконец, колокол был готов и лежал в литейной яме. И в это время случился в Кремле сильнейший пожар. Горело всё вокруг. В страшном огне гибли кремлёвские постройки. Вот огонь подобрался к деревянным конструкциям, окружившим колокол. Испугались мастера, что от высокой температуры колокол может расплавиться, и стали заливать его холодной водой. И тут произошло непоправимое: от разницы температур колокол треснул и от него откололся “кусочек” весом 11,5 тонн. Долго ещё пролежал колокол в земле, пока его с помощью специальных подъемных машин не извлекли из ямы и не установили на постаменте.
Учитель: Кроме этих памятников в Кремле много других – это соборы, в которых находятся музеи, гранатовитая палата, колокольня Ивана Великого .Но и у стен Кремля есть свои достопримечательности – это всем известная Красная площадь.
Почему она так называется?
А ещё какие достопримечательности вы знаете? (Ответы учеников)
А о каком месте написаны эти строки?
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, –
Навек запомни, здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг
М. Исаковский
На этом памятнике написаны слова:
“Имя твоё неизвестно
Подвиг твой бессмертен”.
Народ чтит память погибших во время Великой Отечественной войны. Когда вы будете там проходить, то тоже остановитесь и почтите память погибших минутой молчания.
3. Итог урока.
Мы побывали в центре Москвы – в Кремле и на Красной площади. Но в Москве очень много интересных мест. На плакате много фотографий, может кто-то увидит знакомое место, может кто-то здесь уже был.
А теперь давайте попробуем отгадать кроссворд.
- Река, на которой стоит наш город.
- Основатель Москвы.
- Что со всех сторон окружало Москву?
- Приток Москвы-реки?
- Холм, на котором построили Кремль?
- Как называют главный город страны?
Ответы:
- Москва
- Долгорукий
- Лес
- Неглинка
- Боровицкий
- Столица
Прочитайте слова, записанные на доске.
“Мы судьбу свою только начали
Просто девочки, просто мальчики,
И уже – Москвичи”
Сегодня мы говорили о памятных местах Москвы. Мы любим свой город, ведь это наш дом. И наша задача сделать так, чтобы наш дом был ещё лучше, красивее, уютнее.
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Цель: обобщить знания о глаголе, развивать умения различать их, воспитывать любовь к родному языку, родному городу, расширять кругозор.
Оборудование: карточки со словарными словами, рисунки домов, карточки с глаголами, листы с текстом, репродукция картины Ф.Алексеева “Красная площадь”
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение цели урока
- Чистописание
- Словарная работа.
- Выборочный диктант.
- Я прочитаю ещё раз, а вы выпишите глаголы, определите время записанных глаголов. Один ученик работает на индивидуальной доске.
- В каком времени стоят глаголы?
- Как изменяются глаголы в настоящем времени?
- В каком времени могут стоять глаголы?
- Как называется начальная форма глагола?
- Замена фразеологизмов – глаголами в неопределённой форме.
- Что является сердцем Москвы? (Кремль)
- Сколько башен в Кремле? (20)
- Какая башня самая главная? (Спасская)
- Чем она знаменита? (Курантами)
- Давайте запишем предложение и разберём его по членам предложения.
- Изменение глаголов по лицам и числам.
- Признак глагола, который указывает на то, что действие произошло до момента речи, происходит в момент речи или произойдет после момента речи.
- Начальная форма глагола.
- Время глагола, имеющего в своём составе суффикс –л–
- Время глагола, отвечающее на вопрос что делает?
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Непостоянный признак глагола, который обнаруживается в любой форме глагола. Этот признак есть у имен существительных и прилагательных.
- Время глагола, отвечающее на вопросы что сделает? Что будет делать?
- То, что обозначает глагол.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.
Сегодня мы отправимся в путешествие вместе со словами, обозначающими действие предметов. Что это за слова? (глаголы) а путешествие наше будет проходить в старинном городе. А каком, вы узнаете позже.
Какие окончания имеют глаголы в неопределенной форме? (чаще всего ть) Есть глаголы с возвратной частицей СЯ, иногда перед СЯ пишется Ь.
Сегодня мы повторим написание буквы мягкий знак. На конце слова мягкий знак пишется так: Ь (Показ учеником у доски с объяснением) В середине слова мягкий знак имеет два соединения с другими буквами: нижнее соединение и среднеплавное. (Показ на доске)
Допишите строчку до конца.
Учитель показывает карточку с пропуском букв, а ученики записывают слово в тетрадь. Один ученик пишет слова на доске.
Словарные слова: город, столица, Красная площадь, Кремль.
Каким одним словом можно объединить эти слова? О каком городе идёт речь? (Москва)
Давайте на мгновение перенесёмся в XV век. Что за место изображено на репродукции? (Красная площадь) Это место сейчас называется Красной площадью, а раньше она называлась совсем по-другому. Как? (Торг, Пожар, Троицкая) Почему площадь называлась “Торг”? (Там стояли торговые ряды) На репродукции изображен как раз этот момент.
Послушайте как об этом сказал великий писатель, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов:
“Кипит грязная толпа, блещут ряды лавок, кричат разносчики, суетятся булочники у пьедестала монумента, воздвигнутого Минину; гремят модные кареты, лепечут модные барыни… всё так шумно, живо, неспокойно”.
В русском языке есть такие устойчивые сочетания, которые возникли давно, но и сейчас мы их употребляем в речи. Называются они – фразеологизмы. Замените такие словосочетания глаголами в неопределённой форме.
Держать язык за зубами
(молчать)
Повесить голову (грустить)
Зарубить на носу (запомнить )
Бить баклуши (бездельничать) Что такое
баклуши?
Задирать нос (воображать)
Бить челом (кланяться)
VII. Физкультминутка под музыку О.Газманова “Москва”
VIII.Запись и разбор предложения.
Мелодичный звон курантов облетает всю землю.
Один ученик работает у доски)
Индивидуально по карточкам работают сильные ученики. (Подписать части речи, определить род, число, падеж и время)
IX. Игра “Курьеры”
Первый почтовый ящик в Москве появился в начале XVIII в. До этого всю корреспонденцию разносили, как вы думаете, кто? (Курьеры или слуги) Вот и мы с вами поработаем курьерами. Вот письма, которые надо доставить по адресам. Работают две команды. Чья команда быстрее и правильно доставит письма.
Стоят дома с надписью “настоящее время”, “прошедшее время”, будущее время” и “неопределённая форма” . На карточках написаны глаголы. Выходят по 2 человека от каждой команды и читают глаголы, определяя время. После того как письма разнесли по адресам, проверяем правильность доставки корреспонденции.
X. Работа с текстом. Замена глаголов глаголами-синонимами.
Всю корреспонденцию доставили по адресу. И вы тоже получили письма. У вас на партах лежит текст. Прочитайте его. Найдите глаголы и замените их на глаголы, сходные по смыслу. Как они называются? (Синонимы) А как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
Учащиеся работают индивидуально. После окончания работы осуществляется взаимопроверка.
Мы с вами очень много путешествовали по Москве и взирали на витрины магазинов. Нам было весело, и мы улыбались прохожим, беседовали со знакомыми. Но к концу путешествия мы утомились, дети начали капризничать.
XI. Итог урока.
Урок наш подходит к концу. Давайте подведём итог, а для этого решим кроссворд.
На бумаге начерчен кроссворд. Учитель диктует вопрос, коллективно дают ответ, один ученик записывает.
Ответы: 1. Спряжение 2. Время 3. Неопределённая 4. Прошедшее
5. Настоящее 6. Сказуемое 7. Число 8. Будущее 9. Действие
Тема урока: Взаимосвязь компонентов при сложении вычитании.
Задачи урока: Повторить названия компонентов при сложении и вычитании, закрепить взаимосвязь их, закреплять сложение и вычитание двузначных чисел, прививать любовь и уважение к родному городу.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу –
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
2. Введение в тему урока.
Сегодня мы будем закреплять сложение и вычитание и вспомним некоторые цифры, связанные с нашим городом.
3. Устный счет.
Задание записано на магнитофоне. Ученики слушают задание и ответы записывают в тетрадь.
30 – 29 = 1
45 – 44 = 1
24 – 20 = 4
59 – 52 = 7
Прочитайте полученное число. (1147 ) О чем вам говорит эта дата? (Год основания Москвы)
Пропишите это число всю строчку.
4. Решение уравнения.
Известно, что Москва лежит на холмах. А сколько их, мы узнаем, решив это уравнение и найдя неизвестный компонент.
48 – Х = 41
Х =48 – 41
Х = 7
Какой компонент неизвестен? Как найти неизвестное уменьшаемое?
…Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!...(Ф.Н.Глинка “Москва”)
Центр столицы – это Кремль.
Если к числу, которое обозначает количество башен прибавить 80, то получим 100.
? + 80 = 100 Сколько же башен в Кремле?
Как найти неизвестное слагаемое?
5. Закрепление письменного сложения и вычитания.
Мы сможем определить высоту некоторых башен, если сделаем письменные вычисления. Все данные даны в метрах.
Назовите самую высокую башню, самую низкую.
Некоторые башни украшены рубиновыми звёздами. Сколько башен украшают звёзды? 38 – 33 = 5
Закончи фразу: “Если к разности прибавить вычитаемое, то получим…”
6. Решение задач.
Две башни Кремля Троицкая и Кутафья соединены мостом. Первоначально мост имел 9 арок, а сейчас их на 4 меньше. Сколько арок у моста сейчас?
Кремль был защищен рвом и деревянными стенами. Глубина рва составляла 9 м, что на 29м меньше его ширины. Чему была равна ширина рва?
Что нам известно в задаче?
Что надо найти?
Каким действием решим задачу?
Что больше : глубина рва или его ширина?
7. Итог урока.
Сегодня мы вспомнили не только математические выражения и взаимосвязь между компонентами, но и некоторые данные из истории нашего города.