Математический турнир по темам:
“Уравнения” и “Математическая - гимнастика ума”
Девиз:
1) Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.
2) Ум хорошо, а два лучше.
Цель:
- Проверить умения и навыки при решении уравнений.
- Познакомить с историческим материалом по изучаемой темам.
- Активизация работы учащихся на уроке через вовлечение в игру помочь приобрести и выработать собственную систему приёмов, которая позволяет решать незнакомые задачи.
План урока
- Разминка.
- Приветствие команд:
а) Трифонова К.
б) Калашников Ж
в) Булычева О.
3. Задание командам.
4. Конкурс капитанов.
а) Теоретический конкурс
б) Математическая эстафета
5. Домашнее задание /историческая справка/
6. Занимательная страничка.
7. Подведение итогов.
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
- Из какой посуды не едят? (Из пустой)
- Какую траву и слепые узнают? (Крапиву)
- В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? (20)
- Како месяц короче всех? (Май)
- Хорошо видит, а слепой? (Неграмотный)
- Какое целое число делится без остатка на любое целое число? (0)
- Сумма, каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2+2=2х2)
- Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Одно яйцо варится минуты. Сколько минут будут вариться 5 яиц? (4)
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
Приветствие команд:
“Умники и умницы”
Этот турнир ждали мы
По нему истосковались умы.
Дружно будем задачи решать –
Мы хотим математику знать.
Не крутите пестрый глобус
Не найдете вы на нем
Той страны, страны загадок,
Но мы живем ведь в ней.
“Смекалка”
Пусть смекалка нам поможет:
Сил прибавит, знания умножит.
Ох, полным полно болельщиков,
Негде яблоку упасть.
Помогите нам, пожалуйста, место 1 занять.
Вы похлопайте в ладоши,
Напишите лозунг нам,
И тогда команда наша, благодарна, будет Вам.
“ Крепкий орешек ”
Считать, умножать, вычитать и делить
Иначе нельзя математиком быть.
В сегодняшнем турнире
Мы участвовать хотим.
И победу просто так,
Мы не отдадим.
За каждое очко мы будем драться
Придется хорошо нам постараться.
Задание командам:
1. а)95+х=125 б)300-х=272 в)t-28=136 |
а)m-34=106 б)81-7=59 в)х+48=131 |
а)к-28=112 б)93-g=29 в)у+3=125 |
В
первый день ученик отремонтировал несколько книг, во 2 день на 22 книги больше, а в3 день 48. Всего отремонтировал 200 книг. Сколько книг отремонтировал в 1 день? |
5б
посадил несколько березок, 5а на 8 березок больше,
чем 5б, 5в на 3 березы меньше, чем 5б. (Сколько березок посадили все классы?) Вместе они посадили 450 березок. Сколько берез посадил 5а. |
Школьники отправились в поход. В 1 день они прошли несколько километров, во 2 день на 7 км меньше, чем в 1, а в 3 день на 2 км больше, чем в 1 день. Всего они прошли 34 км. Сколько прошли во 2 день? |
(х-8)-24=42 | 48-(а+5)=16 | (24-х)+37=49 |
Задание капитанам:
Капитаны получают в красивых конвертах задания командам.
Пока команды работают, капитаны участвуют в теоретическом конкурсе.
- Какое равенство называется уравнением?
- Какое число называется корнем уравнения?
- Что, значит, решить уравнение?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Как проверить, верно ли решено уравнение?
- При чтении уравнений или буквенных выражений, кА правильно произнести х=25?
- У=17
- Р=5
Мир, в котором живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира помогает геометрия.
Геометрия – это не только раздел математики, это, прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира.
Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного, чувственного мышления, по мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей. Отсюда важность изучения геометрии в возрасте 10-12 лет. Занятия геометрией в таком возрасте способствует развитию интуиции, воображения и др. важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса. В повседневной жизни ребенка окружают разнообразные по форме предметы быта. Манипулируя ими, он замечает, что мяч легко катается, а кубик – устойчив, из них можно построить башенки. Ребенок способен отличить куб и квадрат, давая оригинальное определение (кубик похож на шарик, но только у него есть углы). Уровень этих ощущений позволяет говорить об у него чутье формы, размера, объёма окружающих его предметов.
Эти наблюдения позволяют делать вывод о том, что необходимо изучать геометрию уже с 5 класса. Многие видные методисты страны считают, что целесообразно начинать изучение геометрии с 1 класса.
Я проводила уроки “Наглядная геометрия” в 5 классе, продолжаю проводить и в 6 классе, поэтому могу сделать вывод. Те учащиеся, которые проявляют усидчивость, аккуратность, трудолюбие добиваются успеха, а те, кто как бы созерцают со стороны, не умеют, долгое время трудиться научились хорошо чертить, рисовать. Это пока небольшой вклад в художественное воспитание и развитие у них изобразительной культуры. Ребята просто научились восторгаться красотой окружающего мира, у них лучше развит глазомер, умеют рассуждать, доказывать.
Предлагаю Вашему вниманию один из уроков.
Тема: “Фигуры в пространстве”
Такие уроки провожу раз в месяц (6класс).
Цели.
Развивающие – расширить кругозор (историческая справка), учить грамотно, использовать математические термины в ходе рассуждений, учить делать аккуратные, “умные” чертежи, а также дополнять готовые чертежи.
Воспитательные – Учить преодолевать трудности, воспитывать стремление к совершенствованию знаний.
Тип урока. “Урок ознакомления с новым материалом”.
План
Великий итальянский ученый Галилео Галилей однажды сказал: “Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать".
В классе 28 учащихсяся, делим их на группы в зависимости от тог, какую из плоских фигур они выбрали.
В каждой группе выбирается ведущий, выбирают сами ребята.
Группы:
- Треугольник
- Прямоугольник
- Круг
- Трапеция
- Квадрат
- Ромб
- Параллелограмм
1. Проверка домашнего задания.
Ведущие групп проверяют домашнее задание (составить модель, придумать игру, сказку, историю)
Затем, после того как ребята посоветуются в группах, защищается лучший проект.
Например, команда под номером 2 представила рассказ “Полезный прямоугольник”, рассказ сопровождался рисунками.
Прямоугольник постоянно завидовал квадрату.
– Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану узким и длинным.
А если лягу набок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым – продолжал он, обращаясь к квадрату.
Квадрат от гордости нос задрал.
Но однажды случилось помочь заблудившемуся через реку перебраться, вот тут-то и пригодился прямоугольник. Квадрат в воду плюхнулся, а прямоугольник в мостик превратился.
Команда “Треугольник” предлжила показ фокусов, превращая треугольники:
в горку, колпак, палатку.
Группе победительнице выпало право отгадать пословицу (об учебе)
(на доске карточки, на обратной стороне написаны буквы)
Корень учения горек, да плод его сладок.
2. Изучение новой темы.
Вниманию ребят предлагаются модели: призмы, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, куба.
Проводится небольшая беседа.
Назовите фигуры в пространстве, которые знакомы.
Как познакомились с ними впервые.
Форму пирамиды имели гробницы фараонов в Древнем Египте. Они сохранились до наших времен. Одна из них, самая знаменитая – пирамида Хеопса, высота которой достигает – 147м. Спичечная коробка, кирпич, холодильник и многие другие окружающие нас предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Название параллелепипеда произошло от греческих слов параллелос – идущие рядом и епипедон – плоскости (грани).
3. Закрепление
1) Из каких плоских фигур состоят многогранники?
На столе приготовлены равносторонние треугольники. Разделите стороны пополам. Середины соедините отрезками. Если согнуть по отрезкам, какой многогранник получится? (Индивидуальная работа)
2) Работа в группах.
Из 6 спиц составить 4 равных треугольника.
4. Знакомство с новыми понятиями.
Учитель:
А) Сделайте 2 квадрата из спиц, теперь соедините между собой эти квадраты еще 4-мя спицами, что получилось? (соединяют шариками из пластилина)
Посчитайте шарики, которыми соединяли, сколько их получилось?
Ученики: 8
Учитель: 8 – это вершины
А сколько потребовалось спиц?
Ученики: 12
Учитель: 12 – это ребра
Посчитайте, из скольких квадратов состоит куб?
Ученики: 6
Учитель : 6 – это грани
Б) Закрепление:
Работа в парах с использованием раздаточного материала
5. Итог урока:
Закрыли глаза, мысленно вспоминаем все многогранники, которые приходили к нам в гости. Вспоминаем их название. Вот пирамида, в жизни встречается очень редко. А вдруг опять Дед Мороз принесет конфеты в “пирамидке”.
А вот этой геометрической фигурой ты играл, когда был совсем маленьким – это кубик. Все его грани квадраты. Сразу вспоминается лето, солнце, подруги. Мы все вместе играем в “классики”. И вообще, когда мы все вместе, нам под силу любая наука.
Урок окончен. Всем спасибо.
В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать различные особенности геометрических фигур, делать выводы.
Эти умения необходимо тренировать и развивать.
Дерзайте! Желаю творческих успехов!
Литература
1.Заниматика. Г Юдин
2. Наглядная геометрия И.Ф. Шарыгин
3. “Путешествие в сообразилию или как стать ребенку смышленым”. Москва, НПО и АЛТА
4. Математика – приложение к газете "Первое сентября".