“Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя”
Н.М.Амосов
Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Громом среди ясного неба звучат результаты научных исследований во всем мире, которые свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья младших школьников и дошкольников.
Очень многие факторы агрессивно действуют на здоровье нашего дошкольника (рис.1).
Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это наиважнейшее время для формирования здорового образа жизни – не упустить бы ни дня!
Изучая литературу, имеющуюся на тот период, и из своего практического опыта я выделила ряд существующих в этой области противоречий:
- Между необходимостью сохранять и укреплять здоровье детей и отсутствием условий для решения этого вопроса (спортивные залы, спортивное оборудование, бассейны).
- Между необходимостью формирования ценности здорового образа жизни и отсутствием программ, методических пособий по данному вопросу.
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине в настоящее время не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, и на здоровый образ жизни), как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Подробнее я хочу остановиться на решении такой задачи, как “Воспитание потребности детей дошкольного возраста в здоровом образе жизни”. Необходимость поиска новых подходов в вопросах формирования здоровья послужила мне толчком для разработки методического пособия “Помоги себе сам” (1997 г.). При создании этого пособия, я учла природно-климатические условия, характерные для севера, а также интересы детей и родителей нашего детского сада. Вот уже семь лет дети от четырех до семи лет и педагоги детского сада путешествуют по стране, которая зовется Здоровье, пытаются понять законы этой страны; узнают, как нужно и можно видеть и понимать, осознавать себя; познают азы азбуки здоровья (здорового образа жизни).
Опыт работы позволил мне утвердиться во мнении о необходимости и нужности таких целенаправленных занятий с детьми. Об этом говорят педагоги, родители, а самое главное – дети. Им интересно, им это нужно, значит идеи, взгляды, позиции моей разработки отражают потребность в ней.
Курс методического пособия “Помоги себе сам” включает информацию по анатомии, физиологии, психологии, гигиене и многим другим предметам (рис.2). Знания, полученные детьми на занятиях, дают им представление о строении собственного тела, о том, что полезно и вредно для организма человека, элементарные представления об окружающей среде, искусстве человеческих отношений. Дети обучаются уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, умению определять свое состояние и ощущение, основам безопасного поведения в экстремальных ситуациях, они приобретают стойкие гигиенические навыки. Вся информация адаптирована к детям дошкольного возраста.
Работа по данной теме организуется во втором блоке, т.е. в совместной деятельности детей и педагогов.
Структура пособия “Помоги себе сам”:
- Практический курс для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).
- Учебный план программы (рис. 3).
Оценка эффективности использования программы. - Методическое руководство по обучению детей.
Методическое пособие “Помоги себе сам” является частью комплексной программы “Здоровье”, разработанной творческой группой (руководителем которой была я) специалистов нашего ДОУ и охватывающей все стороны жизни и деятельности детей (рис.4).
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
“МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ”
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашей безопасности и нашем здоровье.
Ребенок 1.
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
Ребенок 2.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем.
Ведущий.
Кто из вас, ребята, знает,
Что закалке помогает
И полезно нам всегда?
ВСЕ. Солнце, воздух и вода!!!
Ведущий. А сейчас мы с вами споем песню “Физкульт-ура”.
Песня “Физкульт-ура!”
Спортивная эстафета:
- Прыжки через “Кузнечик”, пролезание через тоннель, бег.
- Прыжки на хопе, пролезание через обруч.
За дверью слышится шум, плач.
Ведущий. Что за шум? Что случилось?
В зал входят АХ и ОХ. АХ тащит ОХа. Он упирается, не хочет идти.
АХ. Мой брат ОХ всего боится. Он боится выходить на улицу, т.к. там много незнакомых людей. Боится сидеть один дома, потому что ему кажется, что кругом опасности и т.п. Помогите моему брату понять, что действительно опасно, а чего не следует бояться.
Ведущий.
Истории, которые мы вам сейчас
расскажем…
Истории, которые мы вам сейчас покажем…
Истории, которые сейчас произойдут…
Пусть вам наукой будут и радость принесут.
Сценки.
АХ. Спасибо, дети (обращается к Оху). Ну что, ты теперь понял, какие могут быть опасные ситуации?
Игра “Съедобное – несъедобное”
ОХ. Ох! А мне не все понятно. Хотя я теперь знаю, как надо вести себя, чтобы не заболеть. Но я еще пока боюсь оставаться один дома.
Ведущий. А наши дети могут тебе помочь. Пожалуйста, Руслан, расскажи.
На стене развешены плакаты серии “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста” Р.Б. Стеркиной
Ребенок 1.
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
“01” звони скорей.
Ребенок 2
Не пройдет пяти минут,
Как воришку заберут.
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался,
Я тогда “02” набрал
И милицию позвал.
Ребенок 3
Если мама заболеет,
Не волнуйся и не плачь.
Набери “03” скорее,
И приедет к маме врач.
Ведущий.
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо
ВСЕ. НЕТ!
Ведущий.
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо:
ВСЕ. НЕТ!
Ведущий.
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне...
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен:
ВСЕ. НЕТ!
ОХ. Ох, ну ладно, уговорили, так и быть, я постараюсь. И если я еще что-нибудь буду бояться, то сразу приду к вам.
АХ. Спасибо вам, ребята. А сейчас давайте поиграем все вместе в веселую, музыкальную игру “Ходим кругом друг за другом”.
Игра “Ходим кругом друг за другом”
Ведущий. Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и гостями. Все вместе скажем: “Физкульт –…”
ВСЕ: УРА! УРА! УРА!
Все вместе уходят в группу.
Рекомендации воспитателям.
План (примерный) работы на неделю.
Тема “Безопасность на дорогах”.
1-й день. Беседа на тему “Наша улица”. Уточнить знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить в речи слова: шоссе, тротуар, пешеходный переход.
2-й день. Лепка “Перекрёсток и светофор”. Закрепить знания детей о движении транспорта и пешехода на перекрёстке. Малоподвижная игра “Красный свет – прохода нет”.
3-й день. “Говорящие знаки” - упорядочить знания детей о дорожных знаках – классификация знаков.
4-й день. Аппликация “Наша улица”. (Наклеить дома, дорогу на лист ватмана). Закрепить знания детей о правилах поведения на дороге.
5-й день. Конструирование “Наша улица”.
6-й день. Обобщающее занятие о правилах дорожного движения, о поведении на дороге, о дорожных знаках.
Эти темы предложены для утренних бесед, для индивидуальной работы, для закрепления навыков и умений детей.
1-е занятие – экскурсия к светофору.
2-е занятие в группе.
Конспект занятия.
Как вести себя на улице.
Ход занятия.
Предложить детям вспомнить, что нового они узнали о правилах дорожного движения на экскурсии; за чем они наблюдали (за движением транспорта, за работой светофора).
Воспитатель. – Кем становятся все люди: и большие, и маленькие, когда выходят на дорогу?
Дети – пешеходами.
Воспитатель – что нужно выполнять и знать, чтобы нас считали культурными (хорошими) пешеходами?
Дети – правила дорожного движения.
Воспитатель – А какие правила дорожного движения знают наши ребятки?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель – в пешеходном деле самое главное и трудное - перейти дорогу. Мы с вами уже многое знаем и умеем. И вот … машина едет за машиной. Конца не видно. Такая вот улица, что никак не перейти. Будешь стоять до самого вечера. А вот есть один помощник, который может регулировать движение.
Загадка.
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу детям (людям) перейти.Светофор.
- Разобрать с детьми фразу “чучело трёхглазое”. Какие цвета у светофора?
Воспитатель. Такие цвета выбраны не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет. Например, цвет аварийной машины – красный. Это цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидев красную машину, все останавливаются, уступая ей дорогу. Так и с красным сигналом светофора. Увидев его, остановись, не переходи дорогу. А вот машины, которые работают прямо на дороге, выкрашены в желтый цвет. Это цвет предупреждения: будь внимателен. Дорожные рабочие тоже надевают желтые куртки. Водители издалека видят жёлтый цвет, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И вы, когда увидите желтый цвет светофора, не спешите, подождите. Наконец, зажигается зелёный цвет – теперь спокойно переходи дорогу. Зелёный цвет – спокойный, приятный – это цвет листьев и травы.
Итак, красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – иди. Вот и вся наука, но её нужно запомнить на всю жизнь. А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили все то, о чём мы с вами беседовали.
Детям:
Задание №1. “Оживи улицу” (на столе стоит макет города: улицы, дома, сделанные детьми предварительно). Что нужно сделать, чтобы эта улица была похожа на настоящую? Чего на ней не хватает? (Дорожные знаки, светофор, человечки, разные машины). Какому-нибудь ребенку предлагается быть регулировщиком на той улице, где нет светофора. Можно выбрать регулировщика при помощи считалочки.
Задание №2. Рассмотреть с детьми серию картинок из набора о правилах дорожного движения (побеседовать о поступках героев).
Задание №3. Дидактическая игра со словами: “Это я, это я, это все мои друзья”.
а) “ Кто из вас в автобусе тесном уступает старикам место?”
Дети отвечают: “Это я, это я, это все мои друзья”.
б) “ Кто из вас идет вперёд только там, где переход?”
Дети отвечают: “Это я, это я, это все мои друзья”.
в) “Знает кто, что красный свет означает, хода нет”.
Дети отвечают: “Это я, это я, это все мои друзья”.
г) “Знает кто, что свет зелёный – путь открыт, жёлтый свет – внимание?”
Дети отвечают: “Это я, это я, это все мои друзья”.
д) “А кто из вас, идя домой, гуляет на проезжей мостовой?”
Дети отвечают: “Это я, это я, это все мои друзья”.
Задание №4. Дидактическое упражнение “Разложи и назови знаки”.
Дорожные знаки бывают:
предупреждающие (треугольники красного цвета);
запрещающие (круги красного цвета);
информационно-указательные (прямоугольники синего цвета).
Задание №5. “ Придумай свой знак”. (Опасно – тонкий лёд. Кататься на санках – запрещено.)
Задание №6. Выставка работ “Мы едем, едем, едем”.
Задание №7. Стихотворение, которым можно закончить занятие:
Правил дорожных на свете не мало
Все бы их выучить вам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если здоровым ты хочешь остаться!
Перечисленные мною задания, естественно, не должны быть все на одном занятии. Я подбирала задания, учитывая то, что дети уже знают, какое у них сегодня настроение, и какими знаниями они хотели бы поделиться с друзьями. Обычно, занятие у нас плавно переходило в игру. Ребята подключали и работу скорой помощи, и походы в магазин по просьбе мамы или папы, и работу службы спасения и даже кошку на дороге… Но заканчивали мы занятие всегда стихотворением и ребята знают его наизусть.