Что духовная жизнь ребенка
полна лишь тогда, когда он
живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без
них он “засушенный цветок”.
В. Сухомлинский
Ребенок с момента своего рождения наделен правами. Но так ли это на самом деле?
Проблемой прав детей практически годами серьезно никто не занимался и, наверное, поэтому на современном этапе обновляющегося общества проблема эта приняла своеобразные формы. Ломка старых жизненных стереотипов вызывает чувство страха и не секрет, что многие из нас, взрослых, срывают свою злобу на детях. Мы, взрослые, законом наделены правами и обязанностями в отношении несовершеннолетних детей, должны оберегать и укреплять здоровье ребенка, охранять его нервную систему от преждевременных травм, переутомления и расстройства. На деле получается, что ребенок не защищен от нападок взрослого человека. Он слишком мал, чтобы понять и оценить поступки, не понимает, почему не довольны им взрослые, чем он заслужил такое к себе отношение. Но модель поведения взрослого он принимает и применяет в своей жизни в отношениях со сверстниками. И я, имеющая уже достаточный опыт работы воспитателем, все больше убеждаюсь, что с годами становится все труднее работать с детьми (дети нервозны, непослушны, любая просьба требует неоднократного повторения, зачастую грубы и недоверчивы).
Передо мной встала задача - познакомить детей с их правами, чтобы они почувствовали себя защищенными и не были ущемлены взрослыми.
Эти проблемы и подтолкнули меня к поиску новых форм работы. Решение я увидела в сказке - материалу близкому и хорошо знакомому детям. В результате было разработано и апробировано методическое пособие “Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста”, в котором
я использовала не традиционный подход к сказке (чтение, рассказывание), а ее графическое изображение, инсценировку эпизодов; дети становились героями-участниками этой сказки. Мое обращение к тексту было ненавязчивым. Не следует открыто призывать ребенка поступать так, как поступает положительный герой произведения, вести себя так, как ведет себя он.
Важнейшим и необходимым условием при отборе произведений считала их нравственную наполненность. Ведь именно сказка дает возможность детям уяснить, что "хорошо", а что - "плохо"; развивает такие качества как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку; т.е. те качества, которые проявляются у ребенка при общении со сверстниками и другими людьми
Календарно-тематический план
Дата |
Права детей |
Литературное произведение |
Нравственная задача |
октябрь |
"Ребёнок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь" (ст. 7). |
“Три медведя”
“Гадкий утёнок” |
Отец и мать - священные слова. Без матери беда. Одна сирота. |
ноябрь |
Сказка о глупом и умном мышонке |
Птица рада весне, а дитя - матери. |
|
"Ребёнок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание" (ст. 24) |
“Айболит” |
Добро сотворить - себя увеселить. |
|
Декабрь |
"Дети имеют право собираться вместе и обсуждать свои дела на мирных собраниях" (ст. 15). |
“А что у вас” |
Дружно не грузно, а врозь хоть брось. |
"Ребёнок имеет право на творчество" (ст. 31) |
“Серебряное копытце” |
За всякое дело берись умело. |
|
Январь |
“Колосок” |
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. |
|
Февраль |
"Все дети имеют равные права, независимо от национальности, пола, религии" (ст. 30). |
“Зимовье зверей”
“Бременские музыканты” |
Друг познаётся в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь. |
Март |
"Ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения" (ст. 19). |
“Мороз Иванович” “Золушка” |
При солнышке тепло, а при матери добро. Не смейся чужой беде, своя на гряде. |
Апрель |
"Ребёнок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему учителей" (ст. 28). "Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь и свои тайны" (ст.16) |
“Два жадных медвежонка”
“Царевна – лягушка” |
Мудрым никто не родился, а научился. Правда всего дороже. |
Май |
Оформление альбома по правам ребенка (детьми; два занятия). |
Таким образом, нравственное развитие, в данном случае, понимается мною как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать.
В ходе своей работы я следовала принципам: “Не переборщить”. Пришло время сказать и о результатах. Результат работы превзошел все мои ожидания. Дети стали более доброжелательны, умеют выслушать друг друга, хорошо знают, как неприглядно выглядит ребенок, который берет себе все самое лучшее, обижает другого. Мягче стал климат в группе, больше понимания и сочувствия, доброты, меньше конфликтов, раздоров, обид. Ребята стали вежливее и веселее. В группе атмосфера дружелюбия и взаимоуважения.
Я считаю, что моя работа с детьми по данной теме не только познакомила их со своими правами, но и помогла сформировать свое Я.
Конспект занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по сказке. Но прежде вы должны будете сами узнать её. Сейчас я вам дам подсказку. Слушайте внимательно: девочка, тыква, фея, хрустальная туфелька, принц, бал. Да, правильно, это сказка “Золушка”. Я напомню вам её содержание (краткое издожение сказки с элементами драматизации).
Беседа:
- Кто из героев вам больше всего симпатичен? Почему?
- Ласково ли названа главная героиня?
- Кому сопереживали вы? Почему?
А мое сочувствие вызывают сестры Золушки. Мне их искренне жаль.
- Как вы думаете, почему они заслуживают чувство жалости?
- Как вы оценили поведение мачехи?
Игра “Хорошо - плохо” (по сказке).
Оценка детьми нравственных поступков (Хорошо - красные фишки, плохо - черные).
Подходят ли к сказке пословицы:
- Нет худа без добра.
- Мир не без добрых людей.
- Как проживешь, так и прослывешь.
А сейчас рассмотрим детскую декларацию о правах ребенка (дети рассматривают сюжеты картинок). Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: Имело ли место нарушение прав Золушки? Какое право было нарушено? (Золушку не взяли на бал, нет наряда). Мы все разные, но все равны. Как бы вы поступили, оказавшись на месте Золушки? Выберите ответ:
- Настояли бы на поездке
- Сказали бы, что вам не хочется
- Не обратили бы внимание на то, что над вами смеются.
Почему вы выбрали именно этот ответ?
Да, ребята, все дети, будь они сиротами или живущие в семье, нарядно одетые или нет, все имеют одинаковые права.