Главная задача учителя – научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя. Это – способность принять себя таким, каким ты есть, со всеми нерешёнными проблемами и безграничными возможностями, которые открывают для человека уважение к себе как личности. “Кто склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя” (М.Достоевский). Над проведением уроков человечности задумалась давно. Следуя теме школы “Личностно-ориентированная гуманистическая направленность развивающего обучения учащихся I ступени” занялась внедрением в работу школы факультатива “Этика” и начала работу по теме самообразования “Роль этического воспитания в самореализации личности школьника”.
Цель данной работы: формировать у детей способности анализировать поступки других и свои собственные; учить приумножать свои положительные качества и избавляться от отрицательных; формировать устойчивое нравственное поведение.
Задачи работы: пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему миру; ознакомить с возможностями управления собственным поведением; создавать у учащихся первый опыт самоанализа и саморегуляции поведения; формировать положительную эмоциональную Я – концепцию: “Я – нравлюсь”, “Я – способен”, “Я – защищён”.
Моё педагогическое кредо звучит так: Результат важнее процесса. Воспитывать, опираясь на природу ученика. Защищать любовью и правдой.
“В душе каждого ребёнка есть невидимые струны, и если их коснётся умелая рука, то они красиво зазвучат”. Данные слова Сухомлинского помогают мне осуществить реализацию задач работы. Уметь любить детей, уметь завоевать их симпатии – главное в гуманистической культуре труда учителя. Можно определить следующие положения, раскрывающие её суть: личное достоинство каждого неприкосновенно; лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя; постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами; главное – завоевание доверия учеников. Доверие – мера популярности учителя.
“Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной” (А.С.Макаренко).
Эти слова помогают учителю выбрать правильный путь в воспитании и обучении ребёнка. В своей работе мы руководствуемся стихотворением Н.А.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”. С детьми стихотворение проанализировали на уроке литературного чтения, с родителями на круглом столе по теме “Пять путей к сердцу ребёнка” с опорой на книгу психолога Р.Кэмпбелла. Совместные родительские собрания, консультации, беседы, обмен опытом помогают найти правильный путь в воспитании детей, вместе преодолевать все трудности, все недостатки этического воспитания. В нашем небольшом городе, где социальный статус многих семей находится на низком уровне, такая работа очень помогает родителям найти общий язык со своими детьми, быть более откровенными друг с другом, самим научиться общению и умению вести диалог в коллективе. Чтобы узнать детей и их родителей лучше я провожу тестирование. В частности был проведён тест “Познай себя”.
- Какие качества людей ты считаешь наиболее ценными?
- Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый литературный герой и киногерой?
- Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного?
- К какой группе ты отнесёшь себя?
– всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке (эгоистичен),
– восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе видишь только плохое (чрезмерно самокритичен),
– недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен, неуважителен),
– недоволен своими отдельными недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли;
– недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет (настоящий товарищ).
- Сколько из задуманных тобою дел доведено до конца? (Если почти все – у тебя сильная воля, если половина – удовлетворительно развитая воля, меньше половины – слабая воля).
- Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли противостоять дурному влиянию?
- Опрятен ли ты? (Суворов говорил: “Одежда в пятнах – душа в пятнах”).
- Умеешь ли ты без обиды выслушать критику старших и товарищей? Как ты реагируешь на неё?
- Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?
Родители прошли анонимное тестирование, которое показало, что мало кто из родителей хотел бы кому-то подражать. Многие из родителей ранимы, обижаются на замечания. Некоторые недовольны собой. Часть родителей относится к себе с уважением. Многим не хватает решительности. Но, несмотря ни на что, уровень своей воспитанности считают довольно высоким. А дети же напротив показали наиболее правдивые результаты. Итоги тестирований мы совместно с родительским комитетом используем в подготовке к родительским собраниям, в работе с учащимися класса.
Мы также учимся давать себе характеристику, стремимся стать более идеальными. С этой целью я использую тест “Идеальный ребёнок” на уроках русского языка, литературного чтения, технологии, изобразительной деятельности. Этот тест желательно проводить несколько раз в год, чтобы проследить развитие умения детей давать себе адекватную характеристику:
“Каким хотели бы видеть тебя твои родители, каким бы ты сам хотел быть. Выбери те слова, которые в таком случае охарактеризовали бы тебя, подчеркни характеристики родителей – красным карандашом, свои характеристики – синим. Подумай над значением этих слов и проверь по словарю:
аккуратный, балованный, безнравственный, безобидный, безответный, безответственный, безотказный, безразличный, безропотный, бескультурный, бессовестный, благожелательный, благородный, болтливый, вежливый, великодушный, вздорный, говорливый, гостеприимный, грубый, деликатный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, ехидный, жадный, жалкий, жизнерадостный, завистливый, задиристый, занудный, застенчивый, злопамятный, злорадный, избалованный, инициативный, интеллигентный, истеричный, кокетливый, коммуникабельный, корректный, культурный, легкомысленный. Ленивый, лицемерный, милосердный, мнительный, многословный, молчаливый, мягкотелый, наглый, надоедливый, назойливый, нахальный, невежливый, невоспитанный, несерьёзный, неугомонный, обидчивый, озорной, оригинальный, остроумный, отважный, ответственный, отзывчивый, плаксивый, порядочный, послушный, придирчивый, простосердечный, простофиля, пунктуальный, пустомеля, работоспособный, работящий, равнодушный, разгильдяй, раздражительный, размазня, разумный, растяпа, решительный, рисковый, робкий, ротозей, самостоятельный, самоуверенный, себялюбивый, серьёзный, скромный, скучный, слабонервный, справедливый, трудолюбивый, упорный, упрямый, усердный, усидчивый, хитроумный, хитрый, эгоистичный”.
Тестирование “Идеальный собеседник” помогло раскрыть глаза многим родителям на характер своего ребёнка. Некоторые были удивлены, потому что представляли свою дочь или сына совершенно другими. Это тестирование и работа над его результатами вместе с детьми способствовали изменению взглядов ребёнка на собственное поведение. Так, например, на вопрос “Любишь ли ты больше слушать, чем говорить?”, многие ответили, что да, я люблю говорить. Но мы пришли к общему мнению, что в разных ситуациях человек должен слушать собеседника и быть воспитанным, давая советы другим.
Для развития культуры детей использую “Словарик этических терминов”, который включает в себя нормы поведения человека в любых ситуациях. Конечно, важно знать, что детям не нужно зазубривать правила, составленные взрослыми, а нужно научиться размышлять над нравственной сутью каждого поступка. Поэтому факультатив “Этика” помогает детям соблюдать установленный порядок поведения везде: в школе, дома, в театре и так далее. Мы проводим открытые этические часы для учителей нашей школы и города. Учителя отмечают, что мы научились не только общаться и употреблять “волшебные” слова, а в течение всего этического часа идёт формирование навыков поведения каждого ребёнка. Занятия этики способствуют развитию речи детей. Мы учимся не только говорить, но и слушать, готовимся говорить на любую тему, не боимся неправильных ответов. Я помогаю детям высказывать своё мнение по любому вопросу. Отрадно, что факультативом заинтересовались и дети, у которых есть трудности в общении с окружающими и одноклассниками, наблюдаются неадекватные реакции на замечания. Но они чувствуют, что им хотят помочь, что нет натаскивания и постоянных наставлений, а есть уверенность со стороны взрослого – учителя в том, что каждый ребёнок по-своему интересен, каждый имеет право высказать свое мнение. Глядя на одноклассников, которые умеют вежливо сделать замечание, сказать комплимент или выразить своё отношение к друзьям, эти дети тоже пытаются выглядеть в глазах своих одноклассников лучше и желают получить комплимент, стараются выполнять правила школьника.
Все дети моего класса живут по “Законам
жизни”, которые находятся в нашем классном
уголке:
Делай добро!
И может, ещё не всегда каждому удаётся выполнять все эти законы, но я верю, и вселяю эту веру в детей, что, выйдя во взрослую жизнь, данные законы им помогут, и будут освещать их путь до конца дней. Мои дети будут помнить, что то, чему я хочу научить их, точно яблоня, покрытая листвой. То, что я при этом знаю, всего лишь яблоко на ветке. А то, что у них останется, всего лишь плодовое зёрнышко.… Но из него иногда вырастет яблоня. И я всегда руководствуюсь мудростью Антона Семёновича Макаренко: Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому, этическое воспитание пронизывает мою работу с детьми.
При тематическом планировании факультатива “Этика” я руководствовалась экспериментальной программой по эстетическому воспитанию младших школьников Татьяны Губкиной (газета “Начальная школа” – № 16 – 97 г.) и многой другой литературой. В 2002 году полностью адаптировала её для условий нашей школы (факультатив проводится 1 раз в неделю и составляет за год 32 часа) и защитила в “Панораме методических идей”. Учителя не только нашей школы уже используют эту программу при проведении факультатива. Программа курса содержит четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала:
I раздел. Этика. Этическая сущность этикета.
II раздел. Этика общения. Этические нормы отношений с окружающими.
III раздел. Этика отношений в коллективе, познание себя и другого через общение.
IV раздел. Гигиена и культура поведения. Культура внешнего вида.
Каждый раздел имеет свои задачи и понятия, с которыми знакомятся дети. На каждом уроке предусматривается практическая работа: тренинги, игры, совместные занятия, иллюстрирование понятий и своего отношения к теме. Приведу в пример планирование для 4-го класса.
Раздел I. Этикет
Задачи: углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни, практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм жизни.
Понятия: этикетные нормы поведения, речевой этикет, повседневный этикет, хорошие и дурные манеры, человечность.
№ | Тема | Цель | Практическая работа |
1 | Человек – мера всему | Познакомить с основами этикета, правилами поведения, предписывающими безусловное уважение человека | Предложить помощь другу (подруге), извиниться за опоздание и т.д. |
2 | Человек в школе | Рассказать о правилах поведения на уроках и на переменах, акцентировать внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, товарищам | Извиниться и перебить разговор беседующих, обратиться с просьбой к учителю |
3 | Человек в семье | Поговорить с детьми об их поведении по отношению к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям; о режиме жизни семьи. Объяснить, как важно соблюдать культуру устройства рабочего места (освещение, личная библиотека); поговорить о месте игрушек в доме, об уходе за ними | Выразить почтение старшему, успокоить малыша |
4 | Человек в гостях | Познакомить с правилами поведения при появлении гостя в доме; рассказать о том, как надо угощать гостя, о формах благодарности, времени визита | Пригласить товарищей на вечерний чай; появиться в доме в качестве гостя |
5. | Человек за столом | Познакомить детей с правилами поведения за столом, общения во время трапезы; с тем как пользоваться приборами и салфетками | Угостить сидящего рядом гостя; накрыть стол для ужина и т.д. |
6. | Человек на улице | Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки, перехода через улицу и дорогу, поведением на улице при чрезвычайных обстоятельствах, падениях, потерях, ссорах, драках, нападениях, катастрофах | Обратиться к прохожему с просьбой; оказать внимание и помощь пассажиру в транспорте, пешеходу на улице |
7. | Человек в культурных зрелищных учреждениях | Объяснить правила поведения в культурно – зрелищных учреждениях, рассказать о культуре театральной одежды, об определении времени выхода и маршрута | В “зрительном зале”: войти в зал, пройти по ряду, занять своё место в середине ряда; ты пришёл в театр после третьего звонка |
8. | Самовоспитание. Самоконтроль. Самооценка. | Учить анализировать свои поступки, формировать умение составлять “План на будущее” и работать над собой | “Я буду”, “Я не буду”, “Я горжусь собой за…” |
Раздел II. Этика общения и человеческих отношений
Задачи: расширять этический кругозор в логике этики отношений учащихся, совершенствовать практику этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.
Понятия: душевность, духовность, бездуховность, доверие, доверительность, симпатия, антипатия.
№ | Тема | Цель | Практическая работа |
1 | Душа – это наше творение. | Акцентировать внимание детей на том, что духовность – это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на всё истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души | Остановить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, незнакомому человеку |
2 | Человек расширяет знакомства. | Объяснить правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своём доме; как продолжить знакомство, как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому | Познакомить родителей со своими друзьями, товарищей с новым другом |
3 | Человек общается с книгой | Развивать культуру чтения книги, относиться к книге, как к источнику знаний | Обратиться к библиотекарю в момент затруднения относительно поиска нужной книги; заинтересовать товарищей прочитанной книгой |
4 | Человек на даче, на природе | Учить детей слушать природу, объяснить важность огородной работы | Игры на лоне природы |
5 | Человек в магазине | Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине по отношению друг к другу; рассказать о культуре оплаты товара, об упаковке покупки | Попросить продавца упаковать товар. Обратиться в магазине с просьбой выбрать нужную книгу |
6 | Вглядись в себя. Сравни с другими | Научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделить с человеком радость; возражать и оценивать другого человека | Поздравить с торжественным днём всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью |
Раздел III. Этика отношений в коллективе
Задачи: расширить и углубить понятия коллективизма, совершенствовать знание учащихся в области коллективных отношений, создать условия для применения этих знаний.
Понятия: коллективизм, единомыслие, рыцарство, высокомерие, естественность, великодушие, зависть.
№ | Тема | Цель | Практическая работа |
1 | Коллектив начинается с тебя | Воспитывать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказывать им внимание и помощь | Правильно общаться с соседом по парте; повести телефонный разговор с другом |
2 | Дружеские встречи | Воспитать чувство коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников | Правильно преподнести и принять подарок; подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника |
3 | Если товарищ заболел | Объяснить правила поведения человека у больного | Выразить сочувствие человеку; встать на защиту обиженного |
4 | Дружба как духовная ценность | Научить различать понятия “знакомый – приятель – товарищ – друг”, доверять другу, уважать его достоинство, прощать мелкие недостатки, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости | Правильно повести себя, если при тебе неуважительно отзываются о твоём друге; правильно вести себя, если к тебе пришёл друг, а у тебя срочное дело. |
Юмор и дружба | Акцентировать внимание на том,что юмор, смех – это элемент дружеских отношений | Конкурс весёлых анекдотов | |
6 | Секретные советы мальчикам | Разъяснить, что благородство – это неотъемлемое качество мальчика, воспитывать отношение к тайнам взрослой жизни (к влюблённым, скабрезным анекдотам и т.д.) | Как поступить, если на твоих глазах отнимают деньги у малыша; если одноклассница жалуется на плохое самочувствие |
7 | Секретные советы девочкам | Объяснить девочкам роль этикета в формировании женственности, поведение при нарушении мужского этикета. | Хозяйка разливает чай гостям; к имениннице приходит гость и вручает подарок. |
8 | Скажи сам себе | Уметь применять правила этики общения на уровне навыка и привычки; соблюдать интересы человека и интересы окружающих его людей, этику общения с незнакомыми людьми: приветливость, доброжелательность, великодушие | Сочинение по этике “Скажи сам себе”. |
9 | Благодарность – моральное требование платить добром за добро | Усвоение золотого правила: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе | Игра “Кресло откровенности” |
10 | Авторитет. Лидер в детском коллективе | Разъяснение сути авторитета. Авторитет – пример каждому в учёбе, поведении | Игра “Узнай по голосу” |
Раздел IV. Гигиена. Этикет и внешний вид
Задачи: формировать отношение к здоровью человека, как к ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.
Понятия: красота, грациозность, манерность, сдержанность, собранность, эстетика.
№ | Тема | Цель | Практическая работа |
1 | Мой внешний вид | Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности | Игра “Свет мой, зеркальце, скажи…” |
2 | Культура моей одежды | Научить различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде | |
3 | Культура движений человека | Воспитывать сдержанность, спокойствие; уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожность движения | |
4 | Культура режима и распорядка дня | Объяснить, как важно помнить об обещании, режиме дня и ночи, работы и отдыха; научить уважать режим работы и отдыха других людей | Коллективные игры: Разведчики, Движения по руке |
5 | Мода. Мещанство | Разъяснить, что такое мода. Что значит модно одеваться. Выбирать одежду соответственно лицу и фигуре | |
6 | Посоветуемся с зеркалом | Формировать представление о внешнем виде воспитанного человека, об уместном использовании украшений | Игра “Свиток” |
Заключительный урок – праздник (2 часа).