Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу? Как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке? Сегодня, пожалуй, не найдется преподавателя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно – урочная система с преобладанием фронтальных форм работы неэффективна и мало способствует развитию учащихся. Для нее характерна низкая познавательная самостоятельность обучающихся, усреднение темпа и уровня изучения учебного материала. И учащиеся, и преподаватель становятся заложниками времени: нужно на уроке все успеть объяснить (понять, запомнить!), спросить (ответить!), оценить. Учащийся все время в состоянии оценивания, работает в режиме “спросил – ответил”. В результате его учебная деятельность сводится к запоминанию и воспроизведению. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения, скорее, со знаком минус, чем плюс. Как, не поступаясь высоким уровнем обучения, сохранить учащемуся физическое и психическое здоровье, сформировать у него положительную учебную мотивацию?
Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:
1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы ( проблемы ).
3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.
Не торопится отвечать на вопросы.
4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.
5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.
Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:
1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
2) Групповая форма учебного взаимодействия.
3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.
Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:
1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.
2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.
4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.
6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.
8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.
В работе мастерской можно выделить несколько этапов.
1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.
3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.
4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.
5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.
6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.
7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.
Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.
Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.
Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.
Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.
Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.
Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.
МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКЕ
Тема “Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте”
Цели –1. Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.
2. Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.
3. Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.
На доске: Тема урока “Односоставные предложения и ……………………. .”
Слова песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значение злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.
Из учащихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) по знакам Зодиака, что предполагает объединение в группы по “мотиву случайности” Для каждого ВТК определен тип односоставных предложений (назывные, обобщенно - личные и т.д.)
Ход урока
1. Приветствие мастера
2. Индуктор. Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”
Мастер: Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки песни Б. Окуджавы? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.
Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по ВТК.
Социоконструкция: Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске (например, восторг, любовь, дружба и. т.д.)
Мастер: Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями
Мастер: Есть ли какая – то логика в моих ассоциациях? Какая?
( Учащиеся определяют, что объединяет все эти слова ).
Социализация:
Мастер: Выделите ключевое слово (Настроение)
Как связана данная ассоциация с темой урока?
(благодаря односоставным предложениям в тексте Б. Окуджавы, создается определенное настроение грусти, ностальгии, любви и т.д.
Мастер: Итак, какая цель нашего исследования? (Показать роль односоставных предложений в создании настроения текста, особенности их употребления в художественном тексте).
Мастер дописывает на доске тему “и особенности их употребления в художественном тексте”.
Мастер: Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте в ВТК написать миниатюру об осени, используя односоставные предложения указанного типа. Обсудите. (Звучит муз П. Чайковского из “Времен года”)
Мастер: Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения?
(Ответы учащихся)
Мастер: У вас на столах тексты с рассказами В. Астафьева “Затеси”
“Затеси” - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.
(Работа со словарем - найти определение, что такое затесь)
Мастер: И сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в “Затесях” “работают” односоставные предложения.
(Работа в ВТК Обсуждают коллективно, делают заметки)
Афиширование:
Каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.
Мастер: Прослушав все выступления, сделайте вывод, обсудив в группах. Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием.
Представители ВТК записывают на доске: для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста и т.д.
Мастер: Определите опорное сочетание (настроение текста). Вспомните о том, что в начале урока опорным словом в наших ассоциациях тоже было слово настроение.
Рефлексия:
Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Появилось ли желание углубиться в проблему? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Скажите, как вам было приятно работать вместе. Помните призыв Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”